Основные научные направления

1. Формирование билингвальной личности в искусственных и естественных условиях обучения иностранным языкам

Руководитель: Баграмова Нина Витальевна, заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор

Аннотация: научная работа в рамках направления ориентирована на сопоставительный анализ обучения иностранному языку студентов института иностранных языков и факультета РКИ. Результаты исследований способствуют взаимному обогащению теории и практики обучения и повышению эффективности методики обучения иностранным языкам.

1. Научная школа «Профессионально-коммуникативное иноязычное образование в высшей школе», включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга в соответствии с решением Президиума Научно-технического Совета при Правительстве Санкт-Петербурга (научный руководитель - д.п.н., профессор Ю. В. Еремин);
2. Научная школа «Методика преподавания иностранных языков и культур; межкультурная коммуникация», включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга в соответствии с решением Президиума Научно-технического Совета при Правительстве Санкт-Петербург (научный руководитель – д.п.н., профессор Баграмова Н.В.)
3. Научно-исследовательская тема: «Моделирование содержания обучения иностранным языкам для разных образовательных условий (межвузовская исследовательская группа под руководством к.п.н., доцента Колядко С.В.)
4. Научно-исследовательская тема «Трансформация профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка/иностранных языков»( межвузовская исследовательская группа под руководством к.п.н., доц.Трубициной О.И.).
  

  1. Bagramova N. V. Interactive lesson as a macro-unit of teaching Russian as a foreign language in short-term courses / N. V. Bagramova, A. V. Vasil'eva // Philological Class. – 2020. – Vol. 25. – No 1. – P. 173-183. – DOI 10.26170/FK20-01-17.
  2. The use of socially significant concepts by native speakers of the Turcoman language (experimental study) / S. V. Shustova, Yu. A. Komarova, A. A. Karamova [et al.] // Revista Inclusiones. – 2020. – Vol. 7. – No 4. – P. 292-302.
  3. Gorbaneva V. V. Integrating STEM Education and Humanities for Fostering Students' Cultural Awareness Through CLIL Methodology / V. V. Gorbaneva, L. I. Shramko // Integration of engineering education and the humanities: global intercultural perspectives : Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 405-414.
  4. Переверткина М. С. Приемы интенсификации процесса формирования профессионально-методической компетентности будущих учителей иностранных языков / М. С. Переверткина, О. И. Трубицина // Научное мнение. – 2017. – № 7-8. – С. 114-119.
  5. Трубицина О. И. Формирование грамматических навыков на уроке немецкого языка посредством песенных материалов / О. И. Трубицина, Е. Г. Кобзарь // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 1. – С. 40-46.
  6. Галушко Т. Г. Человеко-ориентированное фиджитал-и диджитал-образование: цифровизация и гуманизация / Т. Г. Галушко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 204. – С. 25-34. – DOI 10.33910/1992-6464-2022-204-25-34.
  7. Galushko T. G. To the Question of Humanistic Paradigm Synthesis in Innovative Engineering Education / T. G. Galushko, N. Yu. Zaitseva // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 367-375. – DOI 10.1007/978-3-031-11435-9_40.
  8. Ильина О. И. Исследование организационно-педагогических условий индивидуализации обучения в университетах России и Франции / О. И. Ильина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN122.pdf
  9. Ильина, О. И. Динамика изменений в организации магистерского образования в университетах России и Франции в условиях перехода на дистанционное обучение / О. И. Ильина // Научное мнение. – 2022. – № 1-2. – С. 146-150. – DOI 10.25807/22224378_2022_1-2_146.
  10. Овсянников А. О. Лингводидактическое и психологическое обоснование эффективности чтения как доминирующего вида речевой деятельности на начальном этапе обучения второму иностранному языку / А. О. Овсянников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 4(96). – С. 160-164. – DOI 10.24158/spp.2022.4.25.

2. Интенсификация обучения иностранным языкам в условиях новой лингвообразовательной парадигмы

Руководитель: Комарова Юлия Александровна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почётный работник высшего профессионального образования РФ

Аннотация: актуальность исследований, реализуемых в названном направлении, обусловлена сложным переходным периодом в российском иноязычном образовании и пристальным вниманием ученых к этим переменам и ожидаемому качеству образования. Исследование проблематики осуществляется с позиций холистического и интегративно- дифференцированного изучения целевых и содержательных аспектов системы иноязычного образования.

1.Научная школа “Андрагогическая лингводидактика” (Науч. рук. - д.п.н., проф. Ю.А. Комарова)
2. Исследовательская тема “Инновационные технологии в иноязычном образовании” (межвузовская научно-исследовательская группа, руководитель д.п.н., проф. Ю.А. Комарова)
3). Исследовательская тема “Конкурентоспособность российских вузов в мировом лингво-образовательном пространстве” (межвузовская научно-исследовательская группа, руководитель д.ф.н., проф. С.В. Шустова)

·   

  1. Integrative Curriculum as the Basis of Course Design in Foreign Languages for Future Engineers / Yu. Komarova, E. Vinogradova, L. Agafonova, V. Aitov // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 91-100. – DOI 10.1007/978-3-031-11435-9_10.
  2. Malakhovskaya M. Teaching Noun-phrase Composition in EAP/ESP Context : a Corpus-assisted Approach to Overcome a Didactic Gap / Malakhovskaya M., Beliaeva L., Kamshilova O. // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. - 2021. - Volume 9, Issue 2. - P. 257-266
  3. The use of socially significant concepts by native speakers of the Turcoman language (experimental study) / S. V. Shustova, Yu. A. Komarova, A. A. Karamova [et al.] // . – 2020. – Vol. 7, No. 4. – P. 292-302.
  4. Shustova,S., Pinyagin, Y., Komarova, Y., Abdulina, A., Androsova,S. Actualization of Optative Mood in Russian paroemias // Applied Linguistics Research Journal. 2021. Vol. 5, N 2. P. 200–204. https://doi.org/https://doi.org/10.14744/alrj.2021.26097
  5. Komarova Yu., Volkova L., Lizunova L. Digital Pedagogy: Problems and Solutions/ The Journal online de Política e Gestão Educacional// The online Journal of Educational Policy and Management e-ISSN: 1982-5587, 2021. V. 6. P. 234–239.
  6. Комарова Ю. А. Использование прагмалингвистического тренажера для формирования иноязычной социопрагматической компетенции у студентов-филологов / Ю. А. Комарова, О. М. Гулевич // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4(127). – С. 8-12.
  7. Волканова Е. В. Суть и структура иноязычной этнокультурной компетенции учащихся старших классов / Е. В. Волканова, Ю. А. Комарова // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 29-35. – DOI 10.15293/1813-4718.1903.03.
  8. Мадорская Н.Я., Пантелеева Л.В. Индивидуализация социокультурных знаний и умений бакалавров естественно-научного образования через чтение и перевод англоязычных литературных произведений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 9. С. 332-337.
  9. Малаховская М.Л. Корпусные технологии в исследовании и обучении: методика анализа именных групп в научном тексте = Corpus Technologies in Research and Education : Analysing English Noun Phrases in Scientific Texts / Беляева Л. Н., Камшилова О. Н., Малаховская М. Л. // Общество. Коммуникация. Образование. - 2021. - Том 12, N 4. - С. 46-59. - URL: https://human.spbstu.ru/article/2021.46.04/. - DOI: 10.18721/JHSS.12404.
  10. Комарова Ю. А. Использование методического моделирования на основе проблемно-проектных заданий в рамках иноязычной магистерской подготовки / Ю. А. Комарова, В. Ф. Аитов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 3(97). – С. 82-93. – DOI 10.21510/18173292_2022_97_3_82_93.

3. Системные и дискурсные аспекты изучения языков зарубежных стран

Руководитель: Щирова Ирина Александровна, доктор филологических наук, профессор, Почетный работник сферы образования Российской Федерации

Аннотация: Научная проблематика школы и исследовательских групп соответствует концептуально-методологическим установкам когнитивной парадигмы, развивает холистические тенденции антропомерной науки и носит актуальный интегративный характер. Научное направление объединяет коллективы, проводящие на материале различных языков многоаспектные исследования языка и речи в синхронии и диахронии. Фундаментальные проблемы смыслопорождения и интерпретации, индивидуального и коллективного в языке, традиционного и нового в научном поиске находят отражение в образовательных программах института иностранных языков и тематике научных работ.

1. Научная школа “Лингвистика текста и интерпретация текста. Стилистика” включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга в соответствии с решением Президиума Научно-технического Совета при Правительстве Санкт-Петербурга (научный руководитель - д.ф.н., профессор И.А. Щирова)

2. Исследовательская тема “Интегративные исследования типов текста и дискурса в антропомерной науке” (межвузовская научно-исследовательская группа, руководитель д.ф.н., проф. И.А. Щирова)

3. Исследовательская тема “Когнитивно-дискурсивная лингвистика” (межкафедральная научно-исследовательская группа, руководители - к.ф.н., проф. А.Г.Гурочкина, д.ф.н., проф. В.Ю.Клейменова, координатор - асс. Д.А.Макурова)

4. Исследовательская тема “Креативная деятельность языковой личности в разных сферах коммуникации” (межвузовская научно- исследовательская группа, руководитель – к.ф.н., доц. Ю.В.Сергаева)

5. Исследовательская тема “Актуальные направления современной стилистики. Мультимодальная и когнитивная стилистика” (межкафедральная научно-исследовательская группа, руководитель – д.ф.н., проф. З.М. Чемодурова, координатор - д.ф.н., проф. Березина О.А.)

6. Исследовательская тема “Структурно-функциональные характеристики романских языков в сопоставлении с русским и латинскими языкам” (межкафедральная научно- исследовательская группа, руководитель – д.ф.н., проф. Становая Л.А.)

7. Исследовательская тема “Текст, дискурс, стиль в современной парадигме гуманитарного знания” (межкафедральная научно-исследовательская группа, руководитель – д. фил. наук, проф. Е. А. Гончарова)

8. Исследовательская тема “Нарративные стратегии в различных типах дискурса” (межкафедральная научно- исследовательская группа, руководитель – д. фил. наук, доц. В. А. Андреева)

9. Исследовательская тема “Тенденции развития немецкого языка” (межкафедральная научно-исследовательская группа, руководитель – д. фил. наук, проф. Л. Б. Копчук)


  1. Язык и текст в антропомерной науке : коллективная монография / А. Г. Гурочкина, Т. И. Воронцова, И. А. Щирова [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – 208 с. – ISBN 978-5-8064-2636-0.
  2. Андреева В. А. Литературный нарратив: зона формирования смыслов: монография / Андреева В. А. - Казань: Бук, 2019. - 316 c. - ISBN 978-5-00118-255-9.
  3. Становая Л. А. Старофранцузское именное склонение - реальность или иллюзия? / Л. А. Становая // Теоретическая и прикладная лингвистика. – 2021. – Т. 7, № 4. – С. 112-134. – DOI 10.22250/2410-7190_2021_7_4_112_134.
  4. Терещук А. А. Лексические испанизмы в каталанском языке начала XX века / А. А. Терещук // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 130-138. – DOI 10.15688/jvolsu2.2018.3.13.
  5. Копчук Л. Б. Современная языковая ситуация и тенденции развития немецкого языка в Австрии, Германии и Швейцарии / Л. Б. Копчук ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 236 с. – ISBN 978-5-8064-2833-3
  6. Chemodurova Z. M. Visual Foregrounding in contemporary fiction / Z. M. Chemodurova // Issues of Cognitive Linguistics. – 2021. – No. 2. – P. 5-15. – DOI 10.20916/1812-3228-2021-2-5-15.
  7.  Щирова И. А. Синкретизм как "измерение" научно-фантастического текста: опыт системного описания / И. А. Щирова, Ю. В. Сергаева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 159-170. – DOI 10.15688/jvolsu2.2022.2.13.
  8.  Ломагина А. В. Конструируя колониальную историю. Гренландия и ее жители в датскоязычной художественной литературе XX-XXI веков / А. В. Ломагина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2022. – № 12(867). – С. 120-129. – DOI 10.52070/2542-2197_2022_12_867_120.
  9. Качоровская А. Е. Рецепция философских воззрений Гете в поэме Зигфрида Липинера "Освобожденный Прометей" / А. Е. Качоровская // Научный диалог. – 2022. – Т. 11, № 5. – С. 320-335. – DOI 10.24224/2227-1295-2022-11-5-320-335. 
  10. Гузь М. Н. Отражение национальной и региональной идентичности в немецкоязычном рекламном тексте / М. Н. Гузь, Н. В. Пигина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 16, № 3. – С. 852-859. – DOI 10.30853/phil20230092.

4. Лингвокультурологические аспекты сравнительно-сопоставительных исследований

Руководитель: Белоглазова Елена Владимировна, доктор филологических наук

Аннотация: данное направление объединяет ряд исследовательских программ, фокусирующихся на кросс-языковых исследованиях, позволяющих выявлять как универсальные, так и лингвоспецифические явления; рассматривать языки как автономные системы, со своими внутренними законами и закономерностями, но и учитывать процессы взаимовлияния языков.

  1. Исследовательская тема “Интерлингвокультурология и иноязычное описание культуры” (межвузовская исследовательская группа, руководитель - д.ф.н. В.В. Кабакчи)
  2. Исследовательская тема “Перевод и кросс-языковые исследования” (межвузовская исследовательская группа, руководитель - д.ф.н. А.В. Ачкасов)
  3. Исследовательская тема “Корпусные исследования транслингвальных текстов” (межкафедральная исследовательская группа, руководитель - к.ф.н. Н.А. Осьмак)
  4. Исследовательская тема “Актуальные проблемы стилистики гибридного текста” (межкафедральная исследовательская группа, руководитель - д.ф.н. З.М. Чемодурова)
  1. Золотые имена дидактики перевода : коллективная монография / под общ. ред. Н.Н. Гавриленко. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 144 с. ISBN: 978-5-9765-4514-4
  2. Alexeeva, I. S. Polycultural Character of Translated Russian Literature: Yakut and Buryat Cases / I. S. Alexeeva, A. V. Boyarkina // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2020. – Vol. 13, No. 3. – P. 327-340. – DOI 10.17516/1997-1370-0350.
  3. Ачкасов А.В. Межъязыковые аспекты поисковой оптимизации / А. В. Ачкасов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 142-149. – DOI: 10.33910/1992-6464-2021-199-142-149.
  4. Ачкасов, А. В. Передача речевых субстандартов в русских переводах середины XX века / А. В. Ачкасов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, № 8. – С. 2677-2682. – DOI 10.30853/phil20220412. 
  5. Кабакчи, В. В. Лексико-семантическая относительность и адаптивность в переводе и межкультурной коммуникации / В. В. Кабакчи, З. Г. Прошина // Russian Journal of Linguistics. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 165-193. – DOI 10.22363/2687-0088-2021-25-1-165-193.
  6. Beloglazova E. V. Siberia / Sibir / Sibir' / Sybir: What's in a Name? / E. V. Beloglazova, V. V. Kabakchi // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2020. – Vol. 13, No. 12. – P. 1902-1913. – DOI 10.17516/1997-1370-0693. 
  7. Муковская Л.Ю. Выражение квантитавности в русском и эстонском языках: PhD диссертация. Тарту: University of Tartu Press. 2021. - 184p.
  8. Osmak N. Some observations on distance measurement words in Finnish and Swedish / N. Osmak, Ya. Bocharova // Scandinavian Philology. – 2022. – Vol. 20, No. 1. – P. 42-60. – DOI 10.21638/11701/spbu21.2022.104.
  9. Gancarson J. Cataloging Polish Documents in the Dubrovsky Autograph Collection of the National Library of Russia / J. Gancarson, N. Zaytseva // Cataloging and Classification Quarterly. – 2022. – Vol. 60, No. 2. – P. 164-193. – DOI 10.1080/01639374.2022.2037801. 
  10. Галушко Т. Г. К вопросу о методологических основаниях перевода / Т. Г. Галушко, Н. Ю. Зайцева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. – № 5(110). – С. 76-88. – DOI 10.23859/1994-0637-2022-5-110-6.

Полезные ресурсы

Информационные порталы:

http://konferencii.ru/ - каталог научных мероприятий

https://vorto.ru/ - Информационно-публицистический образовательный портал о языке в эпоху глобализации профессора В.В. Кабакчи

Профессиональные ассоциации и объединения

https://nate-russia.ru/ - Национальная ассоциация учителей английского языка

http://ralk.info/ - Российская ассоциация лингвистов-когнитологов

https://rutrans.org/- Союз переводчиков России

Лингвистические базы данных

http://www.natcorp.ox.ac.uk/ - корпус английского языка British National Corpus

https://www.english-corpora.org/ - серия корпусов английского языка, включая корпуса американского и британского английского, исторический корпус английского языка, тематические корпуса (Coronavirus corpus), жанрово-специфические корпуса (web, soap operas, movies, etc.)

https://ruscorpora.ru/ - Национальный корпус русского языка, включая также параллельные подкорпусы (русско-английский, русско-немецкий, русско-китайский и проч.)

http://www.phon.ox.ac.uk/files/apps/IViE// - корпус диалектов британского английского языка

https://wals.info/ - база данных о структурных особенностях языков мира