Научная школа «Психология человека и социального взаимодействия в образовании»

Год основания научной школы: 1994

Основатели научной школы: И. А. Баева, В. Н. Панферов

Руководители научной школы

Баева Ирина Александровна, академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Панферов Владимир Николаевич, доктор психологических наук, профессор

Основные направления деятельности научной школы связаны с разработкой теоретико-методологических оснований интегративного подхода к психологии человека и социального взаимодействия в образовании, разработкой и реализацией концепции психологической безопасности образовательной среды. История становления научной школы связана с именами выдающихся и всемирно известных российских ученых-психологов как прошлых лет: Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, Е. С. Климова, С. Л. Рубинштейна, так и современности: Е. П. Ильин, Л. А. Регуш и др. Научная школа сохраняет традиции научных исследований в области психологии, сложившиеся в Герценовском университете за последнее столетие, и ориентирована на решение актуальных задач психологии образования.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Опубликована серия методических пособий по вопросам психологической безопасности образовательной среды для разных уровней образования; методические материалы по содействию адаптации субъектов образования в образовательных организациях, в том числе в условиях цифровизации образования. Разработаны методические материалы к учебным дисциплинам магистерских программ «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии», «Психологическое сопровождение личности в образовании», «Когнитивные исследования в образовании», создана психодиагностическая методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы», которая широки используется в практике работы психолога образования.

Основные публикации

·         Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002.

·         Баева И. А. Оценка отсроченной эффективности формирующего психологического воздействия в образовательной среде // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 3. С. 396-411.

·         Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 184-190.

·         Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

·         Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2012.

·         Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб: Книжный Дом, 2013.

·         Панфёров В.Н., Микляева А.В. Принцип целостности в интеграции психологического знания // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 5-14.

·         Панферов В.Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.

·         Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды. Учебно-методическое пособие (под ред. И.А. Баевой). Гатчина, 2021.

·         Регуш Л.А. и др. Психологические проблемы: диагностика, способы разрешения, детерминанты (на примере подростков и молодежи): монография. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 231с.

·         Регуш Л.А. и др. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2022. № 203. С. 7-21.