Адрес для корреспонденции: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 11
Месторасположение: г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 11, ауд. 30
для справок: +7 (812) 315-07-25
kpro@herzen.spb.ru, kprio@mail.ru
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 48, корпус 11, аудитория 30
Елена Борисовна Лактионова
Заведующая кафедрой
laktionovae@herzen.spb.ru
Тематика исследований кафедры психологии развития и образования
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности / Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В., Тузова А. С // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, N 2. С. 28-39. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260203
Личностные особенности одаренных подростков / Лактионова Е. Б., Тузова А. С. // Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2021. Выпуск 4. С. 319-326. https://www.doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-39
Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды / Е. Б. Лактионова, И. А. Баева, А. В. Орлова [и др.] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 202. – С. 95-105. – DOI 10.33910/1992-6464-2021-202-95-105. – EDN GLSPPO.
Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия / Е. Б. Лактионова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова // Педагогический ИМИДЖ. – 2021. – Т. 15. – № 2(51). – С. 234-246. – DOI 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246. – EDN LMRUIQ.
Образ тренера и психологическое благополучие студентов-спортсменов / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, Е. Б. Лактионова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 98-100. – EDN PKTBXM
Исследовательские проекты за последние 5 лет
Образовательная среда как фактор психологического благополучия одарённых учащихся подросткового возраста, Лактионова Е.Б, 2019-2021, РФФИ
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Руководитель: Ирина Александровна Баева доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования
Основные публикации за последние 5 лет
Ценностные ориентации и психологическая безопасность педагогов в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ / Тарасов С.В., Баева И. А., Кондакова И.В. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2022. - N 204. - С. 164-178. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178
Социально-психологическая адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: теоретическая модель / А. В. Микляева, Ю. С. Пежемская, В. В. Хороших, И. А. Баева // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 6. – С. 80-110. – DOI 10.15293/2658-6762.2206.04. – EDN QIULHM.
Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Баева И. А., Тарасов С. В., Алексеева Е. В., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Пежемская Ю. С., Чежина Я. В.; под научной редакцией И. А. Баевой, С. В. Тарасова Гатчина: Издательство ГИЭФПТ, 2021. 276 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_46331862_83852517.pdf
Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей / Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, N 2. С. 5-16. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260201
Оценка психологической безопасности ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей/ Лактионова Е.Б., Пежемская Ю.С. // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 62–76. https://www.doi.org/10.17759/psylaw.2021110305
Психологическая безопасность подростка в образовательной среде, Баева И.А., 2019-2021, РФФИ
Ресурсы адаптации студентов ссузов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к новой социокультурной среде, Баева И.А., 2022, Государственное задание Минпросвещения
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Руководитель: Андрей Геннадьевич Грецов доктор педагогических наук, профессор
Основные публикации за последние 5 лет:
Психологические аспекты в системе взаимоотношений "тренер-спортсмен" с учетом уровня спортивных достижений / Грецов А. Г., Пежемская Ю. С., Сомова Н. Л., Лактионова Е. Б. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 45-47. – EDN FVSXBU
Психологическая подготовка тренеров к работе со спортсменами, имеющими расстройства аутистического спектра / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 49-51. – EDN QYJCGN
Психолого-педагогическая профилактика риска отсева юных спортсменов из спортивных групп / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, Ю. С. Пежемская [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 35-37. – EDN ZINMQH
Научная концепция формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста: Методические рекомендации / А. В. Царева, А. Г. Грецов, А. И. Гребенников [и др.]. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры", 2021. – 32 с. – ISBN 978-5-6046224-4-5. – EDN IHEUIY
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ СОВЛАДАНИЯ
Руководитель: Людмила Александровна Регуш доктор психологических наук, профессор
Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.) /Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 7-21. – DOI 10.33910/1992-6464-2022-203-7-21. – EDN UEHMQN
Погруженность в интернет-среду и психологические проблемы студенческой молодежи / Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №9 (сентябрь). ART 3121. URL: http://emissia.org/offline/2022/3121.htm
Модификация методики «Психологические проблемы молодёжи» в контексте цифровизации / Регуш Л.А., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Выпуск 5. - С.337-348. - DOI 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-43
Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи / Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С.// Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2, с. 196–207. https://www.doi.org/10.33910/2686- 9527-2021-3-2-196-207
Феномен погруженности в Интернет-среду: определение и диагностика / Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С., Лактионова Е.Б. // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 107–125. https://www.doi.org/10.17223/17267081/81/5
Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики / Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 31–50. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2021130303
Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины ХХ века/ Регуш Л.А., Алексеев А.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 59-69
Возрастные изменения мышления подростков в условиях жизни в современной информационной среды, Регуш Л.А., 2018-2020, РФФИ
Психологические проблемы подростков и молодежи и Интернет-среда: диагностика и способы совладания, Регуш Л.А., 2020-2022, РФФИ
#
ФИО
Должность
Ученая степень
1
Алексеева Елена Вячеславовна
доцент
кандидат психологических наук
2
Баева Ирина Александровна
профессор
доктор психологических наук
3
Веретина Ольга Рэмовна
5
Голенищева Елена Леонидовна
6
Грецов Андрей Геннадьевич
доктор педагогических наук
7
Кондакова Ирина Владимировна
8
Красная Елена Владимировна
9
Лагун Александра Викторовна
10
Лактионова Елена Борисовна
11
Орлова Анна Валерьевна
12
Пежемская Юлия Сергеевна
13
Регуш Людмила Александровна
15
Соколова Милен-Ева-Лилит Сергеевна
ассистент
16
Сомова Наталья Леонтьевна
17
Тузова Александра Сергеевна
18
Ундуск Елена Николаевна
19
Чежина Яна Владимировна
История кафедры психологии начинается с 1925 года. Кафедра была основана на педологическом отделении ЛГПИ им. А.И. Герцена под названием «Психология, педология и методика педологического обследования». Создание этой кафедры связано с именем известного отечественного педагога, психолога профессора М. Я. Басова.
В разные периоды своего развития кафедра занималась разработкой различных проблем теоретической и прикладной психологии. С 1925 по 1945 годы велась разработка методологических и методических основ психологии. С 1925 по 1929 годы заведует педологическим отделением и руководит этой кафедрой профессор М. Я. Басов. В 1929 году была создана отдельная кафедра общей психологии, в таком статусе она сохранялась до 1997 года.
В период с 1929 по 1931 год возглавлял кафедру профессор А. П. Болтунов. Помимо преподавания психологии для будущих учителей, усилия сотрудников кафедры были направлены на методическое обеспечение учебного процесса и исследование актуальных проблем экспериментальной и педологической психологии.
С 1931 по 1941 год кафедрой заведовал профессор С. Л. Рубинштейн. Основные направления работы кафедры — это разработка методологических и методических проблем общей, экспериментальной, педагогической психологии и педологии.
С 1945 по 1987 год на кафедре велась разработка проблем педагогической психологии и психологии труда учителя. С 1945 по 1961 год кафедрой заведовал профессор М. Н. Шардаков. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологии развития и обучения школьников.
С 1961 по 1964 год кафедрой руководил профессор А. Г. Ковалев. Общая проблема, над которой работает кафедра, — развитие познавательной активности и самостоятельности личности школьника.
С 1964 по 1987 год кафедру возглавляет профессор А. И. Щербаков. В этот период ведутся исследования в области педагогической психологии, изучаются проблемы развития школьников в условиях управления процессом обучения, разрабатываются методы использования технических средств обучения, проводятся исследования по психологии дошкольника
С 1987 года по настоящее время кафедра ведет подготовку практических психологов и участвует в развитии многоуровневого психологического образования.
С 1987 по 1991 год кафедрой заведует В. Н. Панферов. В эти годы стало особенно заметно усиление прикладной направленности работы кафедры: активно исследуются проблемы прикладной и социальной психологии, психологии профессиональной деятельности учителя, психологические проблемы профориентации школьников и развития их личности. Проводится подготовка по специальности «Практический психолог народного образования» с 1991 года на факультете биологии, с 1993 года — через Институт повышения квалификации РГПУ им. А. Н. Герцена.
С 1991 по 2010 год кафедрой заведовала профессор Л.А. Регуш. Основные направления работы кафедры – психическое развитие человека в социокультурном контексте, психологическое образование педагога, психологическое сопровождение развития человека в образовании. В 1997 году в структуре РГПУ произошли преобразования. Решением Ученого совета университета от 13 августа, согласно приказу № 1717, с 1 сентября был открыт психологи-педагогический факультет. Кафедра органично вошла в его состав и стала называться кафедрой возрастной и педагогической психологии. В 2001 году, согласно решению Ученого совета университета, приказом № 5999 от 14 декабря кафедра с 1 декабря получила название, в большей мере отражающее содержание учебной и научной работы, — кафедра психологии развития и образования.
С 2010 по 2018 год кафедрой заведовал профессор В. В. Семикин. В этот период исследуются проблемы развития человека в процессе обучения, преемственности традиций психологической науки в образовании, обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса.
С 2018 года кафедрой руководит доктор психологических наук, профессор Е. Б. Лактионова. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологического благополучия субъектов образования, психологической безопасности образовательной среды. Изучаются специфика психического развития учащихся в современной информационной среде, личностные ресурсы благополучия человека на разных этапах онтогенеза.
С многолетней историей кафедры можно ознакомится в книге
Игнатенко М. С., Регуш Л. А. Первая психологическая кафедра в России: история и современность Учебное пособие. СПБ, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003, 161 с.