Кафедра психологии развития и образования

Контакты

Адрес для корреспонденции: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 11

Месторасположение: г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 11, ауд. 30

для справок: +7 (812) 315-07-25

 kpro@herzen.spb.ru, kprio@mail.ru

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 48, корпус 11, аудитория 30

Руководство

Елена Борисовна Лактионова

Заведующая кафедрой

доктор психологических наук, профессор

для справок: +7 (812) 315-07-25

 laktionovae@herzen.spb.ru

Тематика исследований кафедры психологии развития и образования

 

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Руководитель: Елена Борисовна Лактионова доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и образования
Основные публикации за последние 5 лет:

  • Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности / Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В., Тузова А. С // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, N 2. С. 28-39. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260203

  • Личностные особенности одаренных подростков / Лактионова Е. Б., Тузова А. С. // Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2021. Выпуск 4. С. 319-326. https://www.doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-39

  • Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды / Е. Б. Лактионова, И. А. Баева, А. В. Орлова [и др.] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 202. – С. 95-105. – DOI 10.33910/1992-6464-2021-202-95-105. – EDN GLSPPO.

  • Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия / Е. Б. Лактионова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова // Педагогический ИМИДЖ. – 2021. – Т. 15. – № 2(51). – С. 234-246. – DOI 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246. – EDN LMRUIQ.

  • Образ тренера и психологическое благополучие студентов-спортсменов / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, Е. Б. Лактионова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 98-100. – EDN PKTBXM

Исследовательские проекты за последние 5 лет

Образовательная среда как фактор психологического благополучия одарённых учащихся подросткового возраста, Лактионова Е.Б, 2019-2021, РФФИ

 

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Руководитель: Ирина Александровна Баева доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования

Основные публикации за последние 5 лет

  • Ценностные ориентации и психологическая безопасность педагогов в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ / Тарасов С.В., Баева И. А., Кондакова И.В. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2022. - N 204. - С. 164-178. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178

  • Социально-психологическая адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: теоретическая модель / А. В. Микляева, Ю. С. Пежемская, В. В. Хороших, И. А. Баева // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 6. – С. 80-110. – DOI 10.15293/2658-6762.2206.04. – EDN QIULHM.

  • Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Баева И. А., Тарасов С. В., Алексеева Е. В., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Пежемская Ю. С., Чежина Я. В.; под научной редакцией И. А. Баевой, С. В. Тарасова Гатчина: Издательство ГИЭФПТ, 2021. 276 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_46331862_83852517.pdf

  • Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей / Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, N 2. С. 5-16. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260201

  • Оценка психологической безопасности ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей/ Лактионова Е.Б., Пежемская Ю.С. // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 62–76. https://www.doi.org/10.17759/psylaw.2021110305

Исследовательские проекты за последние 5 лет

  • Психологическая безопасность подростка в образовательной среде, Баева И.А., 2019-2021, РФФИ

  • Ресурсы адаптации студентов ссузов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к новой социокультурной среде, Баева И.А., 2022, Государственное задание Минпросвещения


Тема: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Руководитель: Андрей Геннадьевич Грецов доктор педагогических наук, профессор

Основные публикации за последние 5 лет:

  • Психологические аспекты в системе взаимоотношений "тренер-спортсмен" с учетом уровня спортивных достижений / Грецов А. Г., Пежемская Ю. С., Сомова Н. Л., Лактионова Е. Б. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 45-47. – EDN FVSXBU

  • Психологическая подготовка тренеров к работе со спортсменами, имеющими расстройства аутистического спектра / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 49-51. – EDN QYJCGN

  • Психолого-педагогическая профилактика риска отсева юных спортсменов из спортивных групп / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, Ю. С. Пежемская [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 35-37. – EDN ZINMQH

  • Научная концепция формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста: Методические рекомендации / А. В. Царева, А. Г. Грецов, А. И. Гребенников [и др.]. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры", 2021. – 32 с. – ISBN 978-5-6046224-4-5. – EDN IHEUIY


Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ СОВЛАДАНИЯ

Руководитель: Людмила Александровна Регуш доктор психологических наук, профессор

Основные публикации за последние 5 лет

  • Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.) /Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 7-21. – DOI 10.33910/1992-6464-2022-203-7-21. – EDN UEHMQN

  • Погруженность в интернет-среду и психологические проблемы студенческой молодежи / Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №9 (сентябрь). ART 3121. URL: http://emissia.org/offline/2022/3121.htm

  • Модификация методики «Психологические проблемы молодёжи» в контексте цифровизации / Регуш Л.А., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Выпуск 5. - С.337-348. - DOI 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-43

  • Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи / Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С.// Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2, с. 196–207. https://www.doi.org/10.33910/2686- 9527-2021-3-2-196-207

  • Феномен погруженности в Интернет-среду: определение и диагностика / Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С., Лактионова Е.Б. // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 107–125. https://www.doi.org/10.17223/17267081/81/5

  • Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики / Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 31–50. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2021130303

  • Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины ХХ века/ Регуш Л.А., Алексеев А.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 59-69

Исследовательские проекты за последние 5 лет

  • Возрастные изменения мышления подростков в условиях жизни в современной информационной среды, Регуш Л.А., 2018-2020, РФФИ

  • Психологические проблемы подростков и молодежи и Интернет-среда: диагностика и способы совладания, Регуш Л.А., 2020-2022, РФФИ



Состав кафедры

График консультаций

#

ФИО

Должность

Ученая степень

1

Алексеева Елена Вячеславовна

доцент

кандидат психологических наук

2

Баева Ирина Александровна

профессор

доктор психологических наук

3

Веретина Ольга Рэмовна

доцент

кандидат психологических наук

4 Витрюк-Млантау Розали Игнасовна
  ассистент

 

5

Голенищева Елена Леонидовна

доцент

кандидат психологических наук

6

Грецов Андрей Геннадьевич

профессор

доктор педагогических наук

7

Козлова Валерия Игоревна
ассистент

8

Кондакова Ирина Владимировна

доцент

кандидат психологических наук

9

Красная Елена Владимировна

доцент

кандидат психологических наук

10

Лагун Александра Викторовна доцент кандидат психологических наук

11

Лактионова Елена Борисовна профессор доктор психологических наук

12

Орлова Анна Валерьевна доцент кандидат психологических наук

13

Пежемская Юлия Сергеевна доцент кандидат психологических наук
14

Регуш Людмила Александровна профессор доктор психологических наук

15

Соколова Милен-Ева-Лилит Сергеевна

ассистент

 

16

Сомова Наталья Леонтьевна

доцент

кандидат психологических наук

17 Степанова Юлия Сергеевна
ассистент
 

18

Тузова Александра Сергеевна

ассистент

 

19

Ундуск Елена Николаевна

доцент

кандидат психологических наук

20

Чежина Яна Владимировна

доцент

кандидат психологических наук

21 Яркин Петр Алексеевич доцент кандидат психологических наук

История кафедры психологии начинается с 1925 года. Кафедра была основана на педологическом отделении ЛГПИ им. А.И. Герцена под названием «Психология, педология и методика педологического обследования». Создание этой кафедры связано с именем известного отечественного педагога, психолога профессора М. Я. Басова.

В разные периоды своего развития кафедра занималась разработкой различных проблем теоретической и прикладной психологии. С 1925 по 1945 годы велась разработка методологических и методических основ психологии. С 1925 по 1929 годы заведует педологическим отделением и руководит этой кафедрой профессор М. Я. Басов. В 1929 году была создана отдельная кафедра общей психологии, в таком статусе она сохранялась до 1997 года.

В период с 1929 по 1931 год возглавлял кафедру профессор А. П. Болтунов. Помимо преподавания психологии для будущих учителей, усилия сотрудников кафедры были направлены на методическое обеспечение учебного процесса и исследование актуальных проблем экспериментальной и педологической психологии.

С 1931 по 1941 год кафедрой заведовал профессор С. Л. Рубинштейн. Основные направления работы кафедры — это разработка методологических и методических проблем общей, экспериментальной, педагогической психологии и педологии.

С 1945 по 1987 год на кафедре велась разработка проблем педагогической психологии и психологии труда учителя. С 1945 по 1961 год кафедрой заведовал профессор М. Н. Шардаков. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологии развития и обучения школьников.

С 1961 по 1964 год кафедрой руководил профессор А. Г. Ковалев. Общая проблема, над которой работает кафедра, — развитие познавательной активности и самостоятельности личности школьника.

С 1964 по 1987 год кафедру возглавляет профессор А. И. Щербаков. В этот период ведутся исследования в области педагогической психологии, изучаются проблемы развития школьников в условиях управления процессом обучения, разрабатываются методы использования технических средств обучения, проводятся исследования по психологии дошкольника

С 1987 года по настоящее время кафедра ведет подготовку практических психологов и участвует в развитии многоуровневого психологического образования.

С 1987 по 1991 год кафедрой заведует В. Н. Панферов. В эти годы стало особенно заметно усиление прикладной направленности работы кафедры: активно исследуются проблемы прикладной и социальной психологии, психологии профессиональной деятельности учителя, психологические проблемы профориентации школьников и развития их личности. Проводится подготовка по специальности «Практический психолог народного образования» с 1991 года на факультете биологии, с 1993 года — через Институт повышения квалификации РГПУ им. А. Н. Герцена.

С 1991 по 2010 год кафедрой заведовала профессор Л.А. Регуш. Основные направления работы кафедры – психическое развитие человека в социокультурном контексте, психологическое образование педагога, психологическое сопровождение развития человека в образовании. В 1997 году в структуре РГПУ произошли преобразования. Решением Ученого совета университета от 13 августа, согласно приказу № 1717, с 1 сентября был открыт психологи-педагогический факультет. Кафедра органично вошла в его состав и стала называться кафедрой возрастной и педагогической психологии. В 2001 году, согласно решению Ученого совета университета, приказом № 5999 от 14 декабря кафедра с 1 декабря получила название, в большей мере отражающее содержание учебной и научной работы, — кафедра психологии развития и образования.

С 2010 по 2018 год кафедрой заведовал профессор В. В. Семикин. В этот период исследуются проблемы развития человека в процессе обучения, преемственности традиций психологической науки в образовании, обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса.

С 2018 года кафедрой руководит доктор психологических наук, профессор Е. Б. Лактионова. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологического благополучия субъектов образования, психологической безопасности образовательной среды. Изучаются специфика психического развития учащихся в современной информационной среде, личностные ресурсы благополучия человека на разных этапах онтогенеза.

С многолетней историей кафедры можно ознакомится в книге

Игнатенко М. С., Регуш Л. А. Первая психологическая кафедра в России: история и современность Учебное пособие. СПБ, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003, 161 с.