herzen-kp@yandex.ru
+7 (812) 312-16-87
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, корпус 11, аудитория 62 (ст. м. "Невский проспект")
Федорова Наталья Михайловна
Заведующий кафедрой
nata0806@mail.ru
Ученая степень и звание:
доктор педагогических наук, профессор
Кафедра:
истории педагогики и образования
Профессиональные и научные интересы:
История педагогики и образования в России, философия образования, государственно-общественное управление образованием.
Образование:
СПбГУ культуры и искусств (им. Крупской),
РГПУ им. А.И. Герцена
Расписание занятий на текущий семестр
Расписание занятий и экзаменов на даты
Дисциплины преподавателя Практики преподавателя Темы ВКР Повышение квалификации Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена Публикации преподавателя Наукометрия
Аксенова Алла Юрьевна
доцент, кандидат педагогических наук
Подробнее
Лагутина Юлия Викторовна
Мищурис Анастасия Владимировна
старший преподаватель, кандидат педагогических наук
Романенчук Кира Викторовна
доцен, кандидат педагогических наук
Седова Нелля Владимировна
профессор, доктор педагогических наук
Терентьева Анна Васильевна
доцент, кандидат исторических наук
заведующий кафедрой, доктор педагогических наук
Христофоров Сергей Владимирович
Юферова Татьяна Юрьевна
ассистент
История кафедры истории педагогики и образования
«Всегда чти следы прошлого»
Стаций Цецилий
Наша кафедра образована из педагогов, которые входили в состав большой кафедры педагогики Герценовского института-университета, образованной как Школьный комитет 13 октября 1921 года. 100 - летие нашей общей кафедры все мы отмечали в 2021 году уже в составе Института педагогики, являясь наследниками и продолжателями славных научных традиций и школ.
Преподавание истории педагогики и образования в Герценовском университете берет свое начало в стенах Воспитательного дома и Женского педагогического института. Но только с созданием в 1918 году Третьего Петроградского педагогического института, ректором которого стал А.П. Пинкевич, формирование данной учебной дисциплины приобрело целенаправленный характер. Первые учебники по педагогике для студентов нового поколения были подготовлены А.П. Пинкевичем, в том числе «Краткий очерк по истории педагогики» (1926 год). В 20-е годы на кафедре педагогики работала секция «История педагогических учений», которой руководил выдающийся историк С.В. Рождественский, он читал студентам петроградских вузов спецкурс «История народного образования в России».
В 20-40 годы XX века начала формироваться петроградская – ленинградская историко-педагогическая школа, которую возглавляли профессора Е.Я. Голант и Ш.И. Ганелин. В 1934 появился учебник «История педагогики» для педтехникумов Е.Я. Голанта, в 1940 году издается знаменитый учебник для педагогических вузов «История педагогики» (авторы Е.Я. Голант и Ш.И. Ганелин). Петербургские-ленинградские учебники по истории педагогики, начиная с А.П. Пинкевича и до наших дней, отличает следование принципам научной достоверности и историзма, бережное отношение к источникам и, главное, ориентация на личность человека в разных исторических условиях.
Историко-педагогические исследования ученые кафедры педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена не прекращались и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году вышел 40-й том «Ученых записок» ЛГПИ под редакцией профессора Е.Я. Голанта, сборник состоял из двух частей: дидактика и, традиционно, история педагогики. В эвакуации в городе Кыштым Челябинской области коллективом кафедры велась напряженная работа по преподаванию студентам учебных курсов, повышению квалификации педагогов школ области, а также научная работа. В 1944 году вышел 52 том «Ученых записок». Ш.И. Ганелин подготовил и в 1943 году защитил докторскую диссертацию по истории педагогики на тему «Очерки истории среднего образования в России во второй половине XIX века» - одну из первых по данной тематике докторских диссертаций в стране. В это же время прошла защита кандидатской диссертации по тематике истории педагогики Э. Р. Зусер «Педагогическая деятельность и педагогическая система Н.Ф. Бунакова». В осажденном Ленинграде в нашем институте (военном филиале) педагогику преподавала известный историк педагогики Н.С. Зенченко.
Во второй половине XX века ученые кафедры педагогики активно разрабатывали проблемы истории отечественной педагогики и образования, ежегодно проходили заседания секции истории педагогики в рамках Герценовских чтений ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 1957 году они были посвящены истории школы и просвещения в Петербурге – Петрограде – Ленинграде (К 250-летию Ленинграда). В 1961 году была опубликована монография Е.И. Зейлигер-Рубенштейна «Вопросы воспитания в жизни и творчестве А. И. Герцена».
Над проблемами истории педагогики во второй половине XX века работали многие наши старшие коллеги: Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.К. Громцева, Е.И. Зейлигер - Рубинштейн, Н.С. Зенченко, Н.В. Кузнецова, В.Н. Липник, К.Д. Радина и другие. В ЛГПИ/РГПУ им. А.И. Герцена регулярно издавались новые учебно-методические пособия для студентов, изучающих историю педагогики. Широкую известность приобрели: серия пособий по истории Российского образования, подготовленная Т.К. Ахаян и И.А. Свиридовой, книга «Педагогический Петербург» Н.В. Кузнецовой и учебное пособие Н.В. Седовой «История образования и педагогической мысли».
В новом тысячелетии научная работа и создание новых учебников были продолжены. В 2001 году коллектив ученых-историков кафедры педагогики под руководством академика З.И. Васильевой в составе Н.В. Седовой, И.А. Свиридовой, К.Д. Радиной, Н.В. Кузнецовой, В.А. Седова, А.В. Терентьевой подготовил учебник нового поколения «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России», выдержавшее 8 изданий и пользующееся широкой известностью в вузах страны. В 2010 году Н.М. Федорова защитила докторскую диссертацию на тему «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России», что позволило углубить изучение общественной составляющей в истории становления российского образования.
В настоящее время продолжается издание серии книг «Имя в истории петербургской школы» (5 выпусков), которые рассказывают о неизвестных страницах истории петербургского/ленинградского образования. Книги университетской серии «Золотые имена» также посвящены выдающимся педагогам - герценовцам: В.Н. Сорока-Росинскому, А.П. Пинкевичу, Р.Г. Лемберг, С.В. Рождественскому, Б.Е. Райкову, Г.И. Щукиной, П.Н. Груздеву, А.К. Громцевой; авторами многих из этих книг были наши коллеги.
Сегодня ученые кафедры продолжают изучать историю петербургской-ленинградской школы (гимназическое, частное, специальное образование); историю управления образованием; историю отечественного педагогического образования; историю научных школ института педагогики, жизнь и творчество выдающихся педагогов России, работавших в ЛГПУ-РГПУ им. А.И. Герцена. В соответствии с требованием времени и потребностью практики были записаны лекции по истории педагогики учебного курса для бакалавриата «История образования и педагогической мысли», которые пользуются большой популярностью в сети интернет и в учебных занятиях студентов. Работа по исследованию и преподаванию богатой истории педагогики и образования продолжается.