История института истории и социальных наук ведет отсчет своего времени от Петербургского воспитательного дома, находившегося под покровительством императрицы Марии Федоровны, переданного под ее покровительство ее супругом Павлом 2 (13) мая 1797 года. Первым в России высшим педагогическим учебным заведением, выпускавшим учительниц истории, стал Женский педагогический институт Мариинского ведомства, открывшийся в 1903 году на базе педагогических курсов женских гимназий. Директором института с 1903 по 1916 гг. был профессор университета и Бестужевских курсов, известный историк С.Ф. Платонов, а в 1916-1917 гг. – историк С.В. Рождественский. После объединения в 1925 г. педагогических вузов в ЛГПИ им. А. И. Герцена преподавательский состав исторической секции значительно усилился. Первым деканом факультета стал Кудрявцев А.Е. Его заместителями являлись С.С. Киселев, историк и философ, с 1946 г. – заведующий кафедрой философии и Е.Я. Люстерник, в годы войны возглавлявшая кафедру новой истории. В тяжкие военные годы обязанности декана были возложены на В.Н. Бернадского, а в 1944 г. его сменила методист Г.М. Данилова. Тяжелым выдался для факультета 1956/1957 учебный год. В этом году он объединился с филологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена во исполнение правительственного постановления 1956 г. о подготовке учителей широкого профиля. С 1963 по 1968 г. деканом истфака был А.А. Свиридов, выпускник Герценовского института, рано ушедший из жизни; в 1968-1969 гг. на пост декана вновь вернулся В.В. Лаптев. В конце 1960- начале 1970-х гг. факультетом руководил А.И. Трусь, оставивший добрую память о своей работе в сердцах многих студентов и преподавателей. С 1988 по 2002 г. деканом факультета являлась В.Ю. Сморгунова, доктор философских наук, профессор, автор десятков научных работ. За большой вклад в развитие науки и подготовку высококвалифицированных кадров В.Ю. Сморгунова Указом Президента России в январе 1988 года была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С ее именем связана крупная реорганизация факультета. В 1992 г. на базе исторического факультета и кафедры социологии был создан факультет социальных наук, введена многоуровневая и вариантная система образования, открыта подготовка бакалавров и магистров, своих первых студентов набрали отделения политологии и социологии, краеведения. Деканом факультета с 2002 года был кандидат педагогических наук, профессор Владимир Васильевич Барабанов. С огромной горечью сообщаем, что Владимира Васильевича не стало 7 сенятбря 2014. Владимир Васильевич родился 15 октября 1948 года. Закончил в 1972 году ЛГПИ им. А. И. Герцена, исторический факультет. Несколько лет работал в школах Сахалина и Ленинграда учителем истории. Одновременно учился в аспирантуре по кафедре методики преподавания истории, обществоведения и права ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1980 года работал доцентом кафедры, а в 1986 году становится заведующим кафедрой. Область научных интересов — методика преподавания обществознания. Он и его аспиранты исследовали проблемы использования активных методов обучения обществознанию, использование диалога в старших классах, ученических социологических исследований, использование личного опыта учеников в обучении. Принимал участие в международных конференциях учителей истории и обществознания, являлся членом экспертного совета по обсуждению проектов государственных образовательных стандартов для средней школы. Является автором школьных пособий и учебников по обществознанию. С 2014 года деканом факультета социальных наук избран профессор, доктор философских наук, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Васильевич Воронцов. Его усилиями в 2017 г. факультет переименован в факультет истории и социальных наук. С 1 сентября 2020 года по инициативе сотрудников факультет преобразован в институт истории и социальных наук, а его первым директором назначен доктор исторических наук, профессор Роман Александрович Соколов.
Анисимов Евгений Викторович
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт- Петербургского Института истории РАН. Лауреат премии митрополита Макария по гуманитарным наукам, Анциферовской премии в номинации «За общий вклад в современное петербургское краеведение», Серебряной медали имени княгини Дашковой, Литературной премии на книжном фестивале «Невский форум», Всероссийской литературной премии им. Александра Невского, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Е.В. Анисимов является признанным специалистом в области российской истории и историографии отечественной истории XVIII в.
В 1970 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Внутренняя политика Верховного тайного совета (1726 – 1730 гг.), а в 1985 г. – докторскую диссертацию: «Податная реформа Петра I (Введение подушной подати в России. 1717—1728 гг.)». С 1973 г. работает в Ленинградском отделении института истории Академии наук СССР (Санкт-Петербургского Института истории РАН). С 1998 г. – профессор факультета истории и факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, с 2011 г. — профессор Санкт-Петербургского академического института живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 2012 г. – профессор, научный руководитель факультета истории Центра исторических исследований Высшей школы экономики.
Бондарева Вера Викторовна
Выпускница кафедры истории России древнейших времён до начала XIX века Бондарева Вера Викторовна – кандидат исторических наук, аспирант Наталии Владимировны Эйльбарт. В 2022 году Вера Викторовна защитила кандидатскую диссертацию в РГПУ им. А. И. Герцена. Тема работы – повседневная жизнь 431-го Тихвинского пехотного полка в годы Первой мировой войны. На данный момент Вера Викторовна является директором Тихвинского музея-заповедника, расположенного на территории монастыря.
Букинич Сергей Александрович
Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга. Победитель конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга «Учитель года» (2000), победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2006), дважды победитель Приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2010). Награжден знаком «За гуманизацию школы РФ» (1996, 2006), знаком «Почетный работник общего образования РФ», званием «Заслуженный учитель РФ».
Волкова Анна Владимировна
Выпускница кафедры политологии факультета социальных наук (ныне институт истории и социальных наук) Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена, окончила обучение в 1996 году.
Сегодня Анна Владимировна доктор политических наук, профессор кафедры политического управления факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт в сфере государственного управления, автор более 150 научных и научно-методических работ, член Российской ассоциации политической науки (РАПН) и Российского общества политологов (РОП) и один из наиболее авторитетных ученых-политологов российской науки.
Карачевцев Игорь Альбертович
Директор (с 2003 по 2024 г.), учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия №166 Центрального района Санкт-Петербурга. Заслуженный учитель Российской Федерации, Лауреат премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России—2003», «Почётный работник общего образования РФ», награждён знаком Губернатора Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», победитель конкурсного отбора в рамках реализации ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель» и «Лучший руководитель образовательного учреждения».
Колоницкий Борис Иванович
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Лауреат премии митрополита Макария по гуманитарным наукам, премии «Просветитель», премия редколлегии журнала «Нева» за лучшую публикацию в области публицистики. Является известным исследователем Российской революции 1917 года. В 1976 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Центры буржуазной печатной пропаганды Петрограда и их крушение. Март – октябрь 1917 г.». В 2002 г. защитил докторскую диссертацию «Политические символы и борьба за власть в 1917 году». В 1977 – 1983 гг. работал в Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, в 1987—1990 гг. преподавал в Ленинградском государственном институте им. Н.К. Крупской. С 1990 г. является сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН (ЛОИИ СССР АН СССР), а с 1998 г. преподает на факультете истории Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Курочкин Александр Вячеславович
В 1996 г. с отличием закончил факультет социальных наук (ныне институт истории и социальных наук) Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена по направлению история и политология, выпускник кафедры политологии.
На сегодняшний день Александр Вячеславович является автором более 140 научных и научно-методических работ, доктором политических наук, и. о. декана факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководителем регионального отделения Российского общества политологов в Ленинградской области, членом экспертного совета Национальной премии «Дигория», членом правления Российской ассоциации политической науки, членом совета Российского общества политологов (г. Москва). Александр Вячеславович Курочкин — профессор кафедры Российской политики Санкт-Петербургского государственного университета, член редакционной коллегии журнала "Вестник СПбГУ. Международные отношения" и главный редактор журнала "Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС"
Павлов Андрей Павлович
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Лауреат премии митрополита Макария по гуманитарным наукам. Является известным специалистом по отечественной истории периода феодализма.
В 1973 г. закончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Защитил дипломную работу под руководством профессора Р.Г. Скрынникова «Состав Боярской думы в конце XVI – начале XVII в. (царствования Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I)». После службы в Советской армии (1973–1974) работал ассистентом кафедры Истории в Красноярском государственном педагогическом институте (1974–1975). Был аспирантом очной аспирантуры Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР. Под научным руководством профессора Н.Е. Носова в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Правящие слои московского общества при Борисе Годунове (1598 – 1605 гг.): Опыт социально-политической характеристики». В 1993 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 00.00.02 – Отечественная история по теме «Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584 – 1605 гг.)». С 1986 работает в Санкт-Петербургском институте истории РАН (ЛОИИ АН СССР), а с февраля 2008 г. работает на должности профессора кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века Исторического факультета (ныне — Института истории) СПбГУ.
Хочу выразить огромную благодарность кафедре социологии института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена!
За время обучения в магистратуре профессорско-преподавательский состав произвел на меня самое лучшее впечатление. Это не просто высококлассные специалисты, но и замечательные люди! Преподаватели всегда были открыты к диалогу, готовы помочь советом и оказать поддержку.
Учебная программа была насыщенной и состояла не только из теоретических курсов, но и из практико-ориентированных дисциплин, которые охватывали весь спектр знаний, необходимых современному специалисту. Во время обучения большое внимание уделялось самостоятельной исследовательской работе студента, которая всецело поддерживалась как в рамках учебной деятельности, так и через внеучебные мероприятия: студенческое научное общество, научно-практические конференции, участие в социологических исследованиях.
Несмотря на то что моя профессиональная деятельность на данный момент напрямую не связана с социологией, навыки и знания, полученные во время обучения, помогают мне эффективно работать с большим объемом информации, а также вести работу с различными социальными группами, основываясь на теоретических знаниях об их особенностях. Бесспорным преимуществом обучения на данном направлении является возможность выбрать тему для исследования, которое проводится в рамках выпускной квалификационной работы, исходя из своих профессиональных интересов.
Отдельная и самая искренняя благодарность — моему научному руководителю Цыплаковой Ольге Геннадьевне! Ваше терпение, внимание к деталям и неиссякаемая поддержка на протяжении всего времени обучения в магистратуре были для меня бесценны.
Олег Дегтярев
В 2000-м году я поступил в несколько вузов и имел возможность выбирать, в том числе между СПбГУ и РГПУ. Впрочем, выбор тогда за меня сделал случай и его я считаю счастливым.
Полагаю, что именно полученные на кафедре социологии знания и умения и, что еще более важно сформированные выдающимися педагогами, работающими на кафедре, личностные качества и ориентиры определили успех в дальнейшей научной и профессиональной деятельности.
Сочетание фундаментального образования и практико-ориентированной подготовки к будущей профессиональной деятельности, а также значительное количество возможностей для развития в сфере общественной работы и творчества в университете позволили сформировать в себе качества, которые впоследствии позволили эффективно решать производственные задачи и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Андрей Цапу
Направление 39.03.01 Социология, направленность «Социология коммуникаций»
После выпуска из университета мы, социологи, расходимся очень разными профессиональными тропами - в академические и прикладные исследования, агентства и корпорации. Мы решаем задачи вместе с политконсультантами, маркетологами, hr-департаментами, разработчиками цифровых продуктов и даже создателями популярных сериалов. Я, например, работала ведущим аналитиком во ВЦИОМ, затем была генеральным директором исследовательского агентства "Платформа", а сейчас возглавляю собственное агентство "Макушева и партнеры" - мы занимаемся изучением восприятия продуктов и брендов.
В какую бы сферу вы ни пошли - вам снова предстоит учиться. И тут вы поймете, что самый ценный багаж, который вы вынесли из университета, — это хорошая фундаментальная подготовка в области социальных наук, навыки критического мышления и общения.
Кафедра социологии дала мне именно это - базу и умение думать самостоятельно. На такую основу легко достраивать любые навыки.
Мария Макушева
Мы проводим социологические исследования по заказу органов исполнительной власти, бизнеса, некоммерческих организаций; разрабатываем методические и образовательные материалы; организуем профессиональные и научные мероприятия; представляем результаты нашей работы на конференциях и в рецензируемых изданиях.
Спектр моих задач очень широк и затрагивает весь исследовательский цикл: от переговоров с заказчиком, разработки сметы и методологии до представления результатов в научных изданиях, на форумах и конференциях.
Сергей Ткач
Магистратура. Направление 46.04.01 «История», направленность (профиль) «История»
После окончания бакалавриата я осознанно решила выбрать магистратуру, не связанную с моим предыдущим образованием. И кафедра всеобщей истории идеально подошла.
Вначале было тяжело адаптироваться: новый часовой пояс, ритм жизни. Но за короткий срок стало намного проще благодаря понимающим преподавателям.
Мне особенно нравится, как здесь построен учебный процесс: это не просто сухие лекции, а живые семинары, обсуждения, работа с источниками. Несмотря на то, что у меня не было фундаментальной подготовки, я никогда не чувствовала себя «не в своей тарелке». Наоборот, каждый день открываю для себя что-то новое.
Хочу сказать спасибо преподавателям за бесценные знания, которыми они с нами делятся. У меня есть огромное желание продолжать изучение истории и развиваться в этой сфере и после окончания университета.
Ксения Голикова
Я выбрал данную программу, потому что она содержит курсы, которые позволяют углубить знания и лучше понять историческую науку. В Институте истории и социальных наук замечательный педагогический состав, где каждый преподаватель любит своё дело и готов помочь студенту в его научных изысканиях. На лекциях и практических занятиях здесь не просто изучают даты и события, а учат мыслить критически, задавать вопросы и искать на них ответы.
Егор Зуев
Только отгремели выпускные у выпускников-бакалавров и праздничная эйфория понемногу начала ослабевать, как вновь спустя четыре года в голове возник вопрос: куда идти учиться? Ведь поступление в магистратуру — это выверенное, взвешенное решение человека, уже набравшегося опыта и понемногу выстроившего ориентиры в жизни.
Осознав, что с историей мне действительно по пути, я остановил свой выбор на этой магистерской программе уже родного мне РГПУ им. А. И. Герцена. Очень крепкий и квалифицированный преподавательский состав, в который входят настоящие профессионалы, располагающие к себе в равной степени ценными знаниями и человеческим подходом к студентам, наполнение учебной программы актуальными для историка-исследователя дисциплинами, а также возможность участвовать в крупных и интересных научных конференциях склонили меня к тому, чтобы выбрать направление «История». И пусть слово «педагогический» в названии университета не вводит случайных людей в заблуждение: Институт истории и социальных наук может предложить отнюдь не только педагогическое образование, но и обучение в научном направлении.
Важно помнить, что университетская жизнь не заканчивается одной лишь учёбой и написанием выпускной работы. Время, проведённое в стенах альма-матер, способствует формированию критического научного взгляда на мир и расширению горизонтов интересов человека. Что касается последнего, в ИИСН присутствует множество СНО и прочих студенческих объединений, организовывающих самые разнообразные научные, образовательные и досуговые мероприятия, среди которых каждый найдёт что-то на свой вкус.
Константин Рыжов
Сложно рассуждать о том, почему именно историческое направление магистратуры было выбрано мною. Если говорить о университете, о ставшем родным РГПУ им. А. И. Герцена, то хочется сказать, что здесь рождается не только специалист в какой-то определённой сфере, а личность. Университет очень много дал мне как человеку: столько воспоминаний, которые заставляют возвращаться в это чудесное место, что сама мысль расставаться после четырёх лет нахождения, обучения, жизни в университете приводит в уныние. Поэтому было огромное желание попробовать окунуться с головой в новый сладостный период жизни, который может подарить ещё несколько разных эмоциональных, научных и личностных потрясений. И почему же именно история? Ответ при всём, что было перечислено выше, довольно прост: заинтересованность, любовь, родные преподаватели, даже наставники. Каждый из них даёт нам повод расти над собой, помогает сконцентрировать своё внимание на том, что ищет наша душа. Спасибо всем и каждому в отдельности за бесценный опыт и прекрасные воспоминания!
Владислав Гапин
Направление 46.03.01 «История», направленность (профиль) «История»
История восхищает меня тем, что жизнь людей прошлого очень сильно отличалась от нашей. Трудно представить, как первобытные люди жили без огня и колеса, ассирийцы — без деревьев и полезных ископаемых, восточные славяне — без книгопечатания, жители царской России — без мобильной связи. Захватывает дух от описания старых порядков и традиций. В наши дни, когда почти вся информация доступна, мы часто не слишком стремимся о чём-то узнать, в то время как в старину люди дни и ночи стремились изучать что-то новое, перерабатывая тысячи страниц рукописного текста.
Преподаватели Института истории и социальных наук РГПУ имени А. И. Герцена поддерживают нас, студентов, во всех начинаниях и искренне горят своим делом. Университет, хоть и имеет статус педагогического, реализует академическую образовательную программу «История», позволяя полностью погрузиться в исторический процесс разных стран и народов. При этом нам открыты пути в педагогическую деятельность, которая захватывает не меньше: благородно призвание человека, который воспитывает новые поколения и открывает им двери к пониманию сложной науки.
Мария Новрузова
Я студентка 2 курса направления «История» в ИИСН РГПУ им. А. И. Герцена, и за эти полтора года у меня сложилась целостное и яркое впечатление об учёбе здесь. Хочу поделиться деталями, которые, как мне кажется, и создают уникальную атмосферу этого института.
С самого детства, ещё со средней школы, я хотела стать историком. Моя мама имеет историческое образование, и у меня никогда не было проблем с пониманием различных процессов. После 11 класса я не смогла поступить на это направление, но через год у меня всё получилось, и я нисколько не разочаровалась.
Когда я поступала, то сразу же осознавала, что это направление предполагает фундаментальную подготовку, ориентированную на исследовательскую деятельность. И это полностью подтвердилось.
Нас с первых же семинаров учат не просто пересказывать учебники, а работать с историческими источниками: читать летописи в параллельном переводе, анализировать документы, мемуары, материалы периодики. Это сложно, но невероятно интересно — чувствовать себя немного детективом, разгадывающим загадки прошлого, и каждый день узнавать что-то новое.
Мы много пишем и рассуждаем. В конце 1 курса у нас было целых две курсовых, но после их написания мы получили огромный опыт и стали на шаг ближе к хорошей дипломной работе. К научному руководителю по курсовой работе можно обратиться с любым вопросом, и тебе всегда помогут скорректировать план, подскажут литературу, направят мысль в нужное русло.
Что касается наших преподавателей — они не просто читают лекции с листа, а как будто бы выступают перед студентами. Они горят своим предметом, и эта энергия передается аудитории. Каждый из преподавателей умеет правильно объединить важный материал с забавными историями, что только добавляет желания изучать предмет. После пары можно подойти и задать вопрос, даже не по теме лекции. Преподаватели спокойно и подробно разъяснят сложный момент, порекомендуют дополнительную литературу, а иногда и поделятся какими-то своими научными находками.
А атмосфера среди студентов на нашем направлении — это отдельный большой плюс. Когда тебя окружают люди, увлечённые тем же, чем и ты, находить общий язык гораздо проще. Мы не только учимся вместе, но и ходим в музеи, на исторические выставки, обсуждаем новые книги и фильмы. А на сессии, например, всегда поддерживаем друг друга и никому не даём волноваться.
Самый важный совет для первокурсников — всегда уважайте своих преподавателей и берите из лекций всё, впитывайте как губки. Эти знания всегда пригодятся, если не в истории, то в жизни.
Наш институт истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена — это не про монотонность, скукоту и страх, а про неподдельный интерес и обучение во всех сферах жизни сразу. Ведь действительно, изучая историю, мы сами учимся не совершать ошибок и делать правильные выводы. Я безумно счастлива, что учусь на таком замечательном направлении.
Александра Филатова
История всегда была для меня чем-то загадочным и интересным, тем, к чему, как я думала раньше, нельзя прикоснуться и увидеть своими глазами. В подростковые годы она стала моим спасением и отдушиной, открывая мир через судьбы исторических деятелей и масштабные события. Для меня история — это и муза, и строгий учитель со своими правилами и законами.
Ещё в 7 классе я знала, что хочу поступить на исторический факультет. После окончания Педагогического колледжа на Камчатке я решила осуществить свою мечту и поехала в Санкт-Петербург. Рассматривала разные вузы, но только одно направление — и вот я в РГПУ им. А. И. Герцена на академической истории.
Моему счастью нет предела! Сама программа, которую нам преподают, мне очень нравится. Я понимаю, что быть историком — это не просто много знать. Нужно знать темы, языки, даты, уметь анализировать источники и, конечно, совершать пусть и небольшие, но открытия.
Я только на 2 курсе, но у меня всё ещё впереди. Институт даёт возможность погрузиться в настоящую научную работу, что особенно ценно в стенах педагогического университета. Хочется сказать спасибо преподавателям за их искреннюю увлечённость и готовность делиться знаниями, открывать для нас сложный, но такой прекрасный мир прошлого.
Несколько советов от меня, такой же студентки, первокурсникам: не бойтесь сложностей и большого объёма информации. Ваша цель — не просто сдать сессию, а научиться мыслить как историк. Освойте работу с источниками, не пренебрегайте иностранными языками и всегда старайтесь докопаться до сути. Истинное понимание приходит не с заученной датой, а с осознанием причин и следствий.
Паулина Колчанова
Историей я начал интересоваться случайно: увидел какой-то научно-популярный видеоролик на историческую тему — и пошло-поехало... Некая фиксация на подобном контенте произошла. Смотрел видео на разные темы от разных авторов, преимущественно научно-популярные (наверняка многие так приходят к истории). В девятом и одиннадцатом классах я сдавал «дуэт»: история и обществознание — сначала ОГЭ, а потом ЕГЭ. Причём я не выбирал никаких других специальностей, кроме академической истории, — другие специальности не были тем, чего я желал. Мне не был интересен конкретный период, конкретная область знаний — мне были интересны связи общества и исторических событий, роль личности в истории, исторический процесс — история в целом. Нечто детское и наивное — «почему так, а не иначе?» Так я и пришёл к этому направлению.
Наш университет я выбрал преимущественно из-за расположения и понимания своих возможностей. Я жил в Ленинградской области и не хотел уезжать далеко. Москва мне в целом была неинтересна — город слишком большой и шумный. Петербург же, помимо того, что он культурная столица, да и размерами поменьше, обладает приятным лично для меня климатом, а также близок мне по духу. К сожалению, в самом университете я был единожды до поступления, причём даже не на дне открытых дверей. Я не был знаком с преподавательским составом. Всё, что я знал об университете, — программа обучения с его сайта, стоимость, а также то, сколько баллов на бюджетное и платное обучение требуется. Я считаю, что не всегда важно то, где ты обучаешься, важно, как ты будешь учиться. В «хорошем» университете можно быть плохим студентом, для которого диплом будет лишь «корочкой», так же как в «плохом» университете можно быть невероятно успешным студентом, который в будущем сделает прекрасную карьеру.
Мне нравится в нашем университете. Конечно, как и везде, есть шероховатости, которые хотелось бы исправить, но их влияние на учебный процесс невелико. Я пришёл в вуз без ожиданий — принял для себя идею впитывать всё. И я впитываю. За год обучения я осознал, что вокруг меня находятся не только способные и уникальные одногруппники, студенты других потоков и факультетов, но и характерные и сильные преподаватели. Преподаватели не только подкованы в материале, который преподают нам, но даже имеют к этому страсть, проявляющуюся по-разному. В них чувствуется человечность. Широкий список дисциплин дополняет впечатление: конечно, некоторые дисциплины не приносят мне особого удовольствия (в большинстве своём дисциплины «общего характера»), однако профильные дисциплины мне очень даже нравятся. Хочется отметить и внеучебную деятельность, в частности СНО (студенческие научные сообщества). В нашем институте действуют две (!) газеты, а также регулярно проводятся собрания девяти специализированных научных обществ — это даёт возможности для профессиональной реализации, ведь с докладом на СНО может выступить студент, что, как по мне, прекрасно.
Егор Крылов
Хочу поделиться своими впечатлениями о кафедре социологии РГПУ им. А.И. Герцена.
И, прежде всего, выразить благодарность всему педагогическому составу за их терпение, профессионализм, поддержку и готовность помочь в любое время.
В университете в целом и на кафедре в частности есть все для качественного обучения: библиотека с большим выбором профильной литературы, в том числе качественные онлайн-ресурсы.
Помимо основной учебы вы погрузитесь во множество научных мероприятий как на базе кафедры внутри института, так и на выездных конференциях, что является отличной возможностью познакомиться с преподавателями и коллегами со схожими научными интересами.
Полученные знания помогают мне в карьере (за плечами бакалавриат и магистратура).
С большой благодарностью и пожеланием успехов всему педагогическому составу кафедры социологии РГПУ им. А.И. Герцена!
Анастасия Тищенко
Обучение на кафедре социологии РГПУ им. А. И. Герцена даёт возможность полноценно изучить специальность. Учебные дисциплины ориентированы на освоение студентами навыков теоретической и практической работы в области социологического знания. Их разнообразие позволяет получить знания по ключевым социальным проблемам. Преподаватели ответственно относятся к своей работе, доступно объясняют материал. Кафедра предоставляет возможности для внеучебной научной деятельности: участие в конференциях, публикация научных статей, участие в грантовых проектах.
Дмитрий Ефимов
Я студентка 4 курса Института истории и социальных наук, направления «Социология». Обучение по этой специальности не только познакомило меня с теоретическими основами научных дисциплин, но и способствовало формированию профессиональных практических навыков. Мне кажется, что одной из сильнейших сторон программы является наличие высококвалифицированных преподавателей.
Преподаватели моей кафедры — высококлассные специалисты, которые умеют мотивировать и вызывать интерес к новым знаниям. Они всегда открыты к диалогу и оказывают поддержку в учебной и научной работе.
Помимо этого, кафедра активно вовлекает студентов во внеучебную деятельность: научные семинары, конференции, проведение исследований. Это позволило мне получить бесценный опыт презентации своих исследований, участия в исследовательских конференциях, оформления научных работ.
Получая образование по программе «Социология», я уверена в своем профессиональном будущем, поскольку не сомневаюсь в полученных знаниях и практических навыках.
Полина Корнякова
Широкий перечень дисциплин предоставляет огромный выбор направления для исследований и, даже если наука не является приоритетом, вы становитесь более мобильны в выборе карьерной траектории. Более практико-ориентированные курсы предполагают нарабатывание навыков использования различных программ статистической обработки данных, анализ качественных данных и подготовку отчетов, формат которых приближен к реальным защитам бизнес-проектов, социологического исследования.
При этом преподаватели поддерживают твои устремления, никогда не отказывают в консультации и отвечают на возникающие вопросы, а также предлагают участие в различных проектах социологической направленности – грантах, научных конференциях, способствуют получению стажировок в различных исследовательских агентствах.
Важным, на мой взгляд, моментом является то, что вы являетесь участником учебного процесса. Основной формат — это диалог, ваши знания и представления о каких-то объектах социального мира сталкиваются в споре с преподавателем и это не является негативным маркером для него, наоборот, преподаватель понимает вашу заинтересованность, включенность и вы вместе актуализируете свои знания.
Владимир Чубаров