okp2011@mail.ru
+7 (812) 233-58-62
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, кабинет 201 (ст. м. "Горьковская")
Ирина Павловна Волкова
Заведующая кафедрой
График работы: Среда 15:00 – 18:20 Четверг 13:30 – 18:25
Ученая степень и звание:
доктор психологических наук, доцент
Кафедра:
основ дефектологии и реабилитологии
Образование:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в 1997 году
Расписание занятий на текущий семестр
Расписание занятий и экзаменов на даты
Дисциплины преподавателя Практики преподавателя Темы ВКР Повышение квалификации Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена Публикации преподавателя Наукометрия
Кафедра основана в 1977 году.
С 1994 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор В.А. Зинченко. С сентября 1996 года кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии переименована в кафедру медико-биологических и клинических дисциплин. Кафедра становится базой при подготовке студентов 1-2 курса в системе бакалавриата. Расширяется сфера научной деятельности сотрудников кафедры. Основным направление работы кафедры становятся: формирование у студентов современных представлений о медико-биологических и клинических основах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии; дальнейшее изучение психофизического развития детей разных возрастных категорий с сенсорными и интеллектуальными нарушениями; разработка новых направлений в обследовании детей; участие в организации медико-психолого-педагогической работы с детьми.
С 1998 года кафедра медико-биологических и клинических дисциплин носит называние "Кафедра основ коррекционной педагогики". Кафедру возглавил доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор.
Изменения, произошедшие в гуманитарной сфере жизни российского общества, в области социальной политики обусловливают постановку перед сотрудниками кафедры новых задач в учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Одно из главных направлений социальной политики — реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья ( Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. и др.)
В контексте задач модернизации российского образования, связанного с интеграцией в Болонский процесс, деятельность сотрудников кафедры связана с научно-методическим обоснованием нового структурно-содержательного компонента в системе многоуровневой подготовки кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
С 2004 года под руководством проф. В.З. Кантора на кафедре осуществляется подготовка кадров для работы в коррекционно-образовательных, реабилитационных, социально-адаптационных и общеобразовательных системах в рамках магистерской образовательной программы "Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья".
На основе выработанных кафедрой теоретико-методических подходов к проблеме реабилитации инвалидов был сформирован комплект основных научно-методических материалов (программы учебных курсов, программы практик и др.) применительно к учебным дисциплинам:
Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры нацелена на разработку теоретико-экспериментальных основ медико-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального образования лиц с нарушениями в развитии. Научные исследования, апробация, внедрение и публикация их результатов осуществлялись на основе и в условиях совместной деятельности со всеми кафедрами факультета коррекционной педагогики, а также с научными, образовательными, коррекционными и реабилитационными учреждениями Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации, с общероссийскими и региональными общественными организациями инвалидов и с зарубежными учебно-научными учреждениями (Институтом коррекционной педагогики РАО; Санкт-Петербургским НИИ информатики и автоматизации РАН; Комплексом реабилитации инвалидов "Контакт" Всероссийского общества слепых; ГОУ "Профессионально-реабилитационный центр"; ГОУ "Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха"; Институтом реабилитации и подготовки персонала "Реакомп" Всероссийского общества слепых; Санкт-Петербургским государственным университетом (психологический факультет); Московским педагогическим государственным университетом; Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; Медицинской академией постдипломного образования; НОУ "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" и др.). Содержание координационного взаимодействия кафедры с данными учреждениями и организациями было связано в первую очередь с изучением, анализом и оценкой состояния коррекционно-реабилитационной работы с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и с научным обоснованием путей ее совершенствования. Сотрудники кафедры осуществляют научное консультирование учреждений (проф. В.З. Кантор, доц. Н.Ф. Михайлова, доц. Л.А. Попова, доц. Е.Л. Вассерман), выступают с лекциями для практических работников (проф. В.З. Кантор, доц. Б.А. Марат), проводят научно-методические конференции, семинары, круглые столы, осуществляют подготовку совместных публикаций и др.
С 2011 года кафедру возглавляет доктор психологических наук И.П. Волкова. Целевые установки деятельности кафедры связаны с расширением проблематики научных исследований в области медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий, а также с расширением научно-практической базы медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение научной проблематики кафедры обусловлено и инновационными тенденциями в области образования и социальной политики в отношении инвалидов, сменой парадигмы отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В рамках личностно-ориентированной (гуманистической) парадигмы одним из основных механизмов реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России является инклюзивное образование, что зафиксировано в принятом "Законе об образовании РФ". Внедрение инклюзивного образования предполагает разработку механизмов обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования, а также совершенствование подготовки кадров для образовательных учреждений интегративного и инклюзивного типа.
В соответствии с этим деятельность сотрудников кафедры направлена на теоретико-методологическое обеспечение новой образовательной программы подготовки магистров "Психология и педагогика инклюзивного образования" (в настоящее время осуществляется набор студентов, форма обучения — заочная). Новая магистерская образовательная программа направлена на вооружение студентов знаниями и умениями, обеспечивающими возможность организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения сенсорной, интеллектуальной и двигательной сфер в условиях инклюзивного образования.
Основные дисциплины кафедры: