Группа ВКОНТАКТЕ
oligofkp@gmail.com
+7 (812) 233-56-62
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, кабинет 215 (ст. м. "Горьковская")
Светлана Юрьевна Ильина
Заведующая кафедрой
Часы приёма: Понедельник 15:00 – 17:00 Вторник 15:00 – 16:00
swetil@yandex.ru
Ученая степень и звание:
доктор педагогических наук, профессор
Кафедра:
олигофренопедагогики
Образование:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в 1981 году
Расписание занятий на текущий семестр
Расписание занятий и экзаменов на даты
Дисциплины преподавателя Практики преподавателя Темы ВКР Повышение квалификации Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена Публикации преподавателя Наукометрия
Кафедра основана в 1965 году.
История кафедры олигофренопедагогики берет свое начало в 1923 году, когда на факультете дефективных детей Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка началась дифференцированная подготовка дефектологов на отделениях сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики и была организована кафедра воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Начало подготовки олигофренопедагогов связано с именем профессора Алексея Николаевича Граборова, который был организатором и первым заведующим кафедрой. А.Н. Граборов внес большой вклад в создание теоретических основ коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе, разработку содержания и методов обучения, коррекции психофизических недостатков развития умственно отсталых детей.
В 1925 году происходит слияние Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка и Педагогического института имени А.И. Герцена. Дефектологический факультет входит в состав Герценовского института. А. Н. Граборов становится заведующим кафедрой воспитания и обучения умственно отсталых детей и руководит ею до закрытия в 1938 году. После этого больше двадцати лет факультет не осуществлял подготовку специалистов для работы с умственно отсталыми детьми.
Только в 1960-е годы на дефектологическом факультете вновь был осуществлен набор студентов на отделение олигофренопедагогики. В 1965 году кафедра олигофренопедагогики возобновила работу под руководством кандидата педагогических наук, доцента Натальи Петровны Долгобородовой, которая с 1958 по 1970 год была также деканом факультета.
Эта дата и берется за точку отсчета деятельности кафедры в структуре дефектологического факультета (позднее – факультета коррекционной педагогики) РГПУ им. А.И. Герцена.
Одним из приоритетных направлений деятельности Н.П. Долгобородовой была подготовка преподавательских кадров. Благодаря ее стараниям, в 60-е годы при кафедре была открыта аспирантура, где подготовили и защитили кандидатские диссертации многие сотрудники кафедры (Н.М. Барская, Г.И. Данилкина, Э.Я. Зицер, Ю.Т. Матасов, Е.И. Липецкая, Л.В. Румянцева, И.П. Ушакова, А.А. Хилько). Кроме того, Н.П. Долгобородова уделяла большое внимание учебно-методическому оснащению процесса подготовки специалистов. Под ее руководством были созданы многие учебные пособия для студентов, в том числе "Воспитание во вспомогательной школе" (1968 г.), "Обучение во вспомогательной школе" (1971 г.).
С 1973 по 1989 год кафедру возглавляла кандидат психологических наук, доцент (затем — профессор) Антонина Дмитриевна Виноградова - автор более 90 научных трудов в области возрастной, педагогической и специальной психологии.
80-е годы в развитии кафедры — период укрепления ее кадрового состава и активного развития аспирантуры. На кафедру пришли работать преподаватели, окончившие различные факультеты ЛГПИ им. А.И. Герцена (А.П. Антропов – выпускник математического факультета, В.Н. Вовк – выпускник географического факультета, Л.А. Кузнецова – выпускница художественно-графического факультета, Л.В. Петрова – выпускница исторического факультета), чье базовое образование позволило обеспечить преподавание специальных методических дисциплин студентам отделения олигофренопедагогики. При поддержке старших коллег молодые сотрудники и аспиранты успешно подготовили и защитили кандидатские диссертации (А.П. Антропов, В.Н. Вовк, А.П. Зарин, С.Ю. Ильина, Ю.П. Кондратьев, П.А. Чубаров). В этот период на отделении олигофренопедагогики обучалось большое количество иностранных студентов и аспирантов из Польши, Чехословакии, ГДР, Никарагуа, Панамы и других стран.
В течение многих лет (1960-е – 1970-е гг.) отделение олигофренопедагогики готовило учителей и логопедов вспомогательных школ. В 1980-е годы, в связи с открытием дошкольных учреждений для умственно отсталых детей, началась подготовка олигофренопедагогов дошкольных учреждений.
С 1989 по 2014 год кафедру возглавлял Юрий Тимофеевич Матасов (с 1997 года — доктор психологических наук, профессор).
90-е годы — период больших изменений в системе подготовки специалистов, в структуре и содержании реализуемых кафедрой образовательных программ. Так, в 1991 году началась реализация программы профессиональной подготовки учителей для школ и классов для детей с задержкой психического развития, в 1994 году открыта подготовка студентов по специальности "Специальная психология". В 1992 — 1996 годах осуществлялось обучение бакалавров в многоуровневой системе образования по профилю "Коррекционная педагогика и специальная психология", в 1998 году состоялся первый выпуск магистров образования.
В 1994 году сотрудники кафедры В.Н. Вовк и А.П. Зарин активно участвовали в работе по созданию государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования в моноуровневой системе подготовки специалистов. С учетом лучших традиций российской дефектологической школы были разработаны стандарты по специальностям "031700 — Олигофренопедагогика", "031700 — Специальная психология", "032000 — Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), введенные в действие в 1995 году. В 90-е годы успешно защищает докторскую диссертацию Ю.Т. Матасов и кандидатские диссертации — преподаватели кафедры Д.И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, Ю.А. Круглова.
Период начала 2000-х годов ознаменовался существенными кадровыми изменениями. Состав кафедры пополнился молодыми преподавателями, большинство которых – выпускники отделения олигофренопедагогики, успешно защитившими кандидатские диссертации: И.С. Богачек, А.А. Богданова, Н.Н. Глазкова, О.А. Гультяева, Ю.Г. Елизарова, С.В. Кудрина, Л.В. Матвеева, Ю.В. Нефедова. Докторскую диссертацию защитила Л.С. Медникова. В этот период осуществлялась плодотворная работа преподавателей кафедры по изданию монографий, учебных пособий для студентов, учебно-методических пособий для учителей-дефектологов дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учебников для специальных (коррекционных) школ.
Все годы кафедра олигофренопедагогики успешно сотрудничает со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, в которых воспитываются и обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью.
В 2014 году кафедру возглавила доктор педагогических наук, профессор Светлана Юрьевна Ильина.
Сотрудники кафедры принимали активное участие в развитии Стандартов образования: под руководством Л.С. Медниковой – для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, под руководством Н.Н. Глазковой – для обучающихся с задержкой психического развития, под руководством С.Ю. Ильиной – для умственно отсталых обучающихся. Все члены кафедры принимали участие в разработке Адаптированной основной образовательной программы для перечисленных категорий обучающихся.
Под руководством А.П. Зарин кафедра принимала участие в выполнении Государственного контракта по разработке модулей для магистерских программ.
Основные дисциплины кафедры: