Институт дефектологического образования и реабилитации (до 01.09.2016 — факультет коррекционной педагогики, ранее факультет дефектологии) — старейший в России. Он был создан в 1918 году в структуре Института дошкольного образования, который входил в систему Психоневрологической Академии, возглавляемой Владимиром Бехтеревым.
Журавлев Артур Дмитриевич
выпускник кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена 2015 г., исполняющий обязанности директора Государственного бюджетного образовательного учреждения школа 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Отмечен Наградой Правительства Санкт-Петербурга — Знаком отличия «За вклад в развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности в Санкт-Петербурге». Трижды Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга. Победитель Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека», 2021 г. Победитель IV Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, 2024 г.
Самарина Ольга Мстиславовна
выпускница кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 г. Учитель-логопед Государственного бюджетного образовательного учреждения школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Абсолютный победитель IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России - 2021».
Сергеева Татьяна Александровна
выпускница кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена 1983 года. Директор государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 34» Невского района Санкт-Петербурга. Заслуженный учитель РФ. Отличник народного просвещения.
Быкова Людмила Михайловна
Быкова Людмила Михайловна, до замужества Путиловская, родилась в 1937 году в Ленинграде и прожила всю жизнь в нашем городе. Мама Людмилы Михайловны воспитывала двоих детей, папа был разносторонним, образованным и очень глубоким человеком. Он очень хотел, чтобы дочь всю жизнь училась, повышая свой уровень. Именно Михаил Филиппович привил дочери тягу к познанию нового и, потом искренне гордился её достижениями. Отец очень любил её и она пронесла эту любовь через всю свою жизнь. Именно он был для неё ориентиром совершенства, интеллигентности и ума.
Когда Людмиле Михайловне было 4 года началась война и блокаду семья провела в Ленинграде. Они жили на Невском, 11, напротив их окон находилась (и находится сейчас) табличка с надписью «Эта сторона улицы при артиллерийском обстреле наиболее опасна». Вся семья с трудом выжила, неоднократно они были на грани смерти, дети тяжело болели цингой. В 1943 г. семью вывезли в эвакуацию в Казахстан, отец Людмилы Михайловны вернулся в город работать. После войны вся семья собралась вместе в Ленинграде.
После войны, Людмила Михайловне училась в женской школе и занималась фортепиано в музыкальной, обе окончила с отличием. Пришла подавать документы в ЛГПИ им. А.И. Герцена на филологический факультет, но случайно, с ней разговорился декан дефектологического факультета и рассказал о профессии сурдопедагога, и Людмила Михайловна поступила на дефектологический факультет. В институте Людмила Михайловна принимала участие в студенческом научном обществе, была комсоргом факультета. Окончила вуз с красным дипломом, была приглашена для поступления в аспирантуру, после получения опыта работы.
После окончания ЛГПИ им. А.И. Герцена по распределению попала в Мельгидунский район Читинской области. Специалистов с профильным образованием в школе не было и, каждый урок в течение месяца у Людмилы Михайловны был открытым. Условия жизни были очень суровыми и дважды Людмила Михайловна чуть не погибла (один раз угорела от печного отопления, другой, её пытались убить уголовники). За первый год работы Людмила Михайловна практически написала две трети своей диссертации. Её пригласили поступать в аспирантуру, куда она поступила с отличием сдав все экзамены. Научным руководителем был Михаил Ефимович Хватцев. Рецензию написал Сергей Александрович Зыков. После защиты Сергей Александрович предложил Людмиле Михайловне переехать в Москву для совместной работы в НИИ дефектологии. По семейным обстоятельствам Людмила Михайловна отказалась, но всю жизнь Людмила Михайловна тесно сотрудничала с НИИ дефектологии. Людмила Михайловна неоднократно приезжала в Москву в Министерство образования и отстаивала необходимость обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных школах по своим программам обучения с профильными специалистами. Ввести инклюзивное образование пытались уже в 80-е годы.
В период работы на кафедре сурдопедагогики Людмила Михайловна несколько лет была заместителем декана, членом ученого совета. Прожив трудные годы блокады, Людмила Михайловна помогала студентам. В её доме регулярно собирались студенческие советы, практически постоянно у неё кто-то из студентов жил, у некоторых были ключи от её дома, ребята могли приходить сами, без предупреждения. Людмила Михайловна всегда работала с полной отдачей, всецело посвящая себя любимому делу.
Никитина Маргарита Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Маргарита Ивановна родилась в городе Ленинграде в семье педагогов. Когда ей было 4 года, началась Великая Отечественная война. Её мама, Жамбова Софья Михайловна, работала в школе №3 для слабослышащих детей (сейчас ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района г. Санкт-Петербурга) и была отправлена вместе с дочкой и группой слабослышащих и слабовидящих детей в эвакуацию в Омскую область.
После войны семья вернулась в город.
В 1954 году Маргарита Ивановна поступила на отделение сурдопедагогики в ЛГПИ им. А.И. Герцена и в 1959 году с отличием окончила его. По распределению она уезжает в Сибирь, где работает сначала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Кемеровской школе для глухих детей, а потом инспектором специальных школ Кемеровского областного отдела народного образования. В 1962 году Маргарита Ивановна возвращается в Ленинград и устраивается учителем русского языка и литературы в школу №3 для слабослышащих детей. В 1963 году поступает в аспирантуру и начинает научную деятельность: работает ассистентом, затем старшим преподавателем и поздне - доцентом кафедры сурдопедагогики нашего университета. В 1970 году Маргарита Ивановна защищает кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое восприятие живописи слабослышащими учащимися», а в 1984 году – докторскую диссертацию на тему «Совершенствование литературного образования слабослышащих школьников». С 1974 по 1999 годы Маргарита Ивановна возглавляет нашу кафедру, а с 1994 по 2002 годы и весь факультет коррекционной педагогики (сейчас – институт дефектологического образования и реабилитации). С 2006 года она являлась научным консультантом факультета дефектологии Ленинградского университета им. А.С. Пушкина, заведовала лабораторией диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений.
Общее количество публикаций Маргариты Ивановны достигает двухсот. В это число входят не только статьи, но и федеральные учебники, монографии, учебно-методические пособия, программы курсов. Маргарита Ивановна внесла большой вклад в отечественную сурдопедагогику. Она является основоположником отечественной системы литературного образования слабослышащих школьников, её учебники и методические пособия по сей день остаются ведущими в обучении студентов основным дисциплинам образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
Труд Маргариты Ивановны заслуживает самых тёплых слов благодарности. Большинство преподавателей нашей кафедры защищали свои кандидатские диссертации именно под руководством Маргариты Ивановны. Маргарита Ивановна не только передала нам свои знания, но и воспитала нас, помогла стать лучше и мудрее. Научные идеи, неиссякаемая энергия, личный пример и преданность делу дали заряд петербургской сурдопедагогике на много лет вперёд.
Гамзатова Патимат Абдулмуслимовна
Директор автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Учебно-реабилитационный центр для слепых и слабовидящих - ИХСАН (ИСКРЕННОСТЬ)" г. Махачкала, респ. Дагестан Выпуск 2017.
Добрянцева Марина Сергеевна
директор Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр инклюзивного образования" г. Великий Новгород, - Победитель регионального конкурса профессионального мастерства «Руководитель образовательной организации» (2020 год). Выпуск 2006.
Вахрушева Марина Геннадьевна
начальник управления народного образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики». Выпуск 2016.
Студентка 2 курса магистратуры кафедры олигофренопедагогики
Осваивая программу бакалавриата, я постигала азы сложнейшей и благородной деятельности учителя - специалиста в области обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, которые больше других нуждаются в специальной педагогической помощи. Естественным стало поступление в магистратуру для расширения сферы профессиональной деятельности, ориентированной на образование школьников с задержкой психического развития. Процесс обучения дает глубокую теоретическую и практическую подготовку: лекции всегда наполнены актуальными примерами из лучших практик обучения, в том числе из личного опыта практической деятельности преподавателей. Отдельно хочу отметить возможность участвовать под руководством опытных преподавателей в научно-исследовательской, методической и проектной деятельности. Хочу искренне поблагодарить всех преподавателей кафедры олигофренопедагогики за приобретенные знания и опыт практической деятельности, а также за оказываемую поддержку, что способствует не только профессиональному, но и личностному росту.
Афанасьева Анастасия
Обучение на кафедре олигофренопедагогики РГПУ сыграло огромную роль в моём профессиональном становлении. Высокий уровень компетентности педагогов позволил мне получить не только теоретические знания, но и овладеть практическими навыками работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Ерохина Валерия
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 2024 года, ГБДОУ детский сад "Кудесница" Петроградского района г. Санкт-Петербург. Должность: учитель-логопед. Общественная должность: председатель совета молодых педагогов Петроградского района г.Санкт-Петербург
Обучение на кафедре сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена позволило мне приобрести глубокие теоретические знания и освоить важные практические навыки в области дефектологии, необходимые для профессиональной и научной деятельности. Магистерская программа закрепила знания в области диагностики детей с нарушениями речи и слуха, познакомила с методиками коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, современными методами работы с детьми с кохлеарными имплантами.
Все полученные знания, умения и навыки стали прочной основой для дальнейшего профессионального роста и достижения успехов в научной сфере. Я стала аспиранткой кафедры сурдопедагогики.
Табачкова Евгения
Выпускница кафедры логопедии
Уважаемые преподаватели кафедры Логопедии, от всей души хочу выразить вам свою глубокую благодарность за годы плодотворной работы, за ваш профессионализм, терпение и поддержку, которые вы оказывали нам на протяжении всего нашего обучения. Ваша преданность делу, чуткое отношение к студентам и стремление передать нам свои знания и опыт бесценны. За такой небольшой срок обучения вы не только дали теоретический и практический спектр знаний, но и открыли горизонты во внеурочной деятельности: написание статей, участие в конференциях, многообразие конкурсных работ, создание различных пособий для детей и родителей. В этом году я планирую поступать в магистратуру на кафедру Логопедии, я абсолютно не сомневаюсь в своём выборе, так как такой обширный объём знаний можно получить только на вашей кафедре. Я горжусь тем, что являюсь выпускницей вашей кафедры и обещаю достойно представлять ее в будущей профессиональной деятепьности.
Спасибо за все, что вы для нас сделали!
Дунаева Анна
Кустова Светлана
Мустаева Ксения
Поддубная Анна
Выпускница кафедры основ дефектологии и реабилитологии.
Я хотела бы поделиться своим положительным опытом обучения в Институте дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.
Меня поразила атмосфера поддержки и профессионализма. Преподаватели института — настоящие эксперты в своей области. Они не только обладают глубокими теоретическими знаниями, но и готовы делиться своим практическим опытом. Каждое занятие насыщено интересными методиками и примерами из реальной жизни, что позволяет лучше усвоить материал и подготовиться к будущей работе.
Кроме того, я впечатлена ресурсами института. Библиотека предлагает множество специализированных изданий, здесь действительно созданы все условия для полноценного обучения и исследования.
Особенно хочу отметить внимание, которое уделяется практике. Мы проходили практику в различных учреждениях, что дало возможность не только применить полученные знания, но и познакомиться с работой специалистов в реальных условиях.
Институт также активно участвует в различных конференциях и семинарах, что позволяет студентам обмениваться опытом и расширять свои возможности.
Я считаю, что обучение в Институте дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени А.И. Герцена стало важной вехой в моей жизни и карьере.
Половникова Анастасия
Учёба в РГПУ им. А.И.Герцена стала для меня настоящим открытием. Педагогический состав кафедры основ дефектологии и реабилитологии отличается высокой профессиональностью и преданностью своему делу. Преподаватели не только обладают глубокими знаниями в своей области, но и активно применяют современные методы обучения, что делает занятия увлекательными и продуктивными. Программы образования здесь очень актуальны и соответствуют требованиям времени. Они охватывают все необходимые аспекты и дают студентам возможность получить не только теоретические знания, но и практические навыки, которые будут полезны в будущей карьере. Кроме того, университет предлагает лучшие средства образования: современные лаборатории, доступ к актуальным учебным материалам и технологиям, а также возможности для научной работы. Все это создает идеальные условия для развития студентов. Я искренне считаю Герценовский университет одним из лучших педагогических вузов, где каждый студент может раскрыть свой потенциал и подготовиться к успешной профессиональной деятельности. Рекомендую всем, кто стремится к качественному образованию и хочет стать настоящим специалистом в своей области!
Стрельская Анна
Учитель, тифлопедагог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 им. К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности 2021 год, выпуск 1997 г.
На кафедре тифлопедагогики родились многие проекты, появились новые методики и подходы, которыми мы делимся со студентами и коллегами, чтобы помогать формировать достойное будущее наших учеников. Для меня кафедра тифлопедагогики навсегда останется символом настоящего педагогического единства, основанного на любви к профессии и стремлении сделать мир более открытым и добрым для тех, кто особенно нуждается в нашей помощи.
Морозова Анна
Учитель, педагог по пространственной ориентировке, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 им. К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга, выпуск 2019 г.
Благодаря обучению на кафедре тифлопедагогики получила востребованную профессию и работаю по специальности. Знания, приобретенные во время обучения, в значительной степени способствовали моему профессиональному успеху.
Лукина Татьяна
Учитель-дефектолог (тифлопедагог), Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга, выпуск 2020 г.
Работая тифлопедагогом в детском саду, я регулярно провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушением зрения. Благодаря навыкам, полученным в университете, я смогла совместить два дела, которые мне нравятся — тифлопедагогику и фотографию. Теперь я сотрудничаю с проектом "Мир на ощупь", где фотографирую незрячих людей, стремясь запечатлеть уникальные моменты их жизни и передать мир слепого человека через визуальные образы.
Корнева Галина
Член Правления Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, Председатель общественного совета по работе с молодыми инвалидами при Правлении СПб РО ВОС, Председатель местной организации «Купчино» ВОС, выпуск 2022 г.
В силу особенностей своего здоровья значительную часть информации, предоставляемой в ходе учебного процесса, мне приходилось воспринимать на слух. Полученные знания оказались очень нужными и полезными и позволили повысить мой профессиональный уровень как работника Всероссийского общества слепых.
Шафрановская Елена
Студентка 2 курса магистратуры кафедры тифлопедагогики «Образование лиц с нарушениями зрения». Выпуск 2024.
Я окончила программу бакалавриата в 2024 году по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю «Образование лиц с нарушениями зрения», на данный момент продолжаю обучение на уровне магистратуры. Учебные дисциплины интересные, направленные на то, чтобы выпускник знал особенности работы с детьми с нарушениями зрения. Также на курсе много практик, где пробуешь себя в профессии учителя и тифлопедагога. Опыт, приобретенный на кафедре тифлопедагогики, помогает мне в работе с детьми с нарушением зрения в детском саду.
Тостановская Алесия
Учитель-дефектолог, ГБОУ № 13 Приморского района Санкт-Петербурга. Выпуск 2024 г.
Моя учеба в институте дефектологического образования и реабилитации длилась 6 долгих, но очень интересных лет. Программа обучения была насыщенной и практико-ориентированной, что позволило сформировать у меня разнообразные профессиональные умения, без которых невозможна эффективная и качественная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Для меня особенно ценно то, что даже после окончания обучения я всегда могу обратиться к преподавателям кафедры олигофренопедагогики за помощью и советом. Благодаря обучению на кафедре я почувствовала уверенность в своих силах и готовность к профессиональной деятельности.
Белова Ульяна
Учитель-дефектолог ГБДОУ - детский сад № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В 1994 году я закончила факультет коррекционной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена. Уже более 30 лет работаю учителем-дефектологом в детском саду с детьми с задержкой психического развития и с умственной отсталостью, являюсь автором многих учебно-методических работ по вопросам их обучения и воспитания. Для меня обучение на кафедре олигофренопедагогики - это путевка в успешную профессиональную жизнь! По настоящее время бесконечно благодарна за профессиональный и личностный рост прекрасному преподавательскому коллективу кафедры, с которым на протяжении всех этих лет поддерживаю не только деловые, но и теплые личные отношения. С большой ответственностью, но и с удовольствием осуществляю руководство педагогической практикой будущих учителей-дефектологов дошкольных учреждений, в процессе которой делюсь опытом своей работы и профессиональными секретами.
Гайдо Елена
Я окончила бакалавриат по специальной психологии и очень благодарна за фундаментальную теоретическую подготовку и насыщенную практику, которая позволила мне уверенно войти в профессию. Преподаватели не только дали глубокие знания о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и поддерживали нас на каждом этапе, помогая поверить в свои силы и не бояться трудностей, которые могут встретиться на нашем профессиональном и жизненном пути.
Рощупкина Лада
Выпускница магистратуры 2024 г.
Мое обучение на бакалавриате пришлось на непростой для всех: и студентов, и преподавателей, период – период пандемии. Но несмотря на объективные сложности обучение было насыщенным, а преподаватели всегда оказывали профессиональную поддержку, давали ценные рекомендации и направляли в научно-практической деятельности. Для меня очень важным было и то, что свои профессиональные навыки я могла совершенствовать, используя современные технологии, которые обеспечивали мое полноценное взаимодействие и сотрудничество с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Самойлова Дарья
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1984 года, учитель-логопед, сурдопедагог, государственное бюджетное учреждение центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Кировского района Санкт-Петербурга
Университет предоставляет отличное образование будущим педагогам-дефектологам, сочетая фундаментальные теоретические знания с необходимыми практическими навыками. Именно благодаря разностороннему обучению каждый выпускник может найти свое место в профессии. Кафедра сурдопедагогики подарила мне коллег и друзей на всю жизнь. Я горжусь, что училась в ЛГПИ им. А.И. Герцена!
Венценосцева Елена
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 2007 год выпуска, кандидат педагогических наук, заместитель директора по коррекционно-развивающей работе ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга
Обучение на кафедре сурдопедагогики позволило не только качественно овладеть профессиональными навыками и умениями, особенностями работы с детьми, имеющими нарушения слуха, но и продолжить научную работу в аспирантуре. Спасибо моим дорогим и любимым педагогам.
Мотовилова Юлия
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1997 года, директор ГБОУ ЛО «Юкковская специальная школа-интернат»
Искренне благодарна и признательна родной кафедре сурдопедагогики за чуткое и грамотное наставничество, за сердечное "родительское" отношение к студенту, за душевную теплоту и высочайший профессионализм преподавательского состава. Та верность и преданность профессии, которую я вижу у сотрудников кафедры, является для меня, и в годы учебы и сейчас, образцом истинного служения делу и неподдельной любви к профессии!
Радченко Жанна
Выпускница кафедры сурдопедагогики ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена 1995 года, дефектолог, сурдопедагог, учитель-логопед высшей квалификационной категории, координатор «СОВЕТА логопедов» Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда РФ
Институт дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена – это дружный коллектив деятелей науки, педагогов, практиков с огромной профессиональной и человеческой историей, сохранившей летопись людей и событий отечественной сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики и логопедии.
Преподаватели Института дают студентам фундаментальные знания во всех областях дефектологического образования, профессионально поддерживают выпускников, следят за их становлением и развитием.
Одним из приоритетных направлений ИДОиР является неуклонное стремление к прогрессу – ориентация на постоянное развитие, учет актуальности новейших научных достижений, поиск интересных решений в преподавательской деятельности, создание инновационных Программ и Проектов. Деятели науки проводят исследовательскую работу, научные конференции и семинары, создают книги и монографии.
Обучение на кафедре сурдопедагогики стало для меня источником не только обширных и глубоких знаний в области специальной педагогики, но и умения поддерживать профессиональные и дружеские отношения с педагогами, сокурсниками, студентами, активно участвуя в жизни ИДОиР РГПУ им. А.И. Герцена на протяжении многих лет.
Русинова Юлия