mobie@list.ru
+7 (812) 314-46-15
Адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, дом 48, корпус 2, аудитория 454 (ст. м. "Невский проспект")
Наталья Дмитриевна Андреева
Заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, профессор
bio@herzen.spb.ru
Адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, дом 48, корпус 2, аудитория 458
В 2022 году кафедре методики обучения биологии и экологии (ранее методики преподавания естествознания) исполнилось 100 лет (1922 год основания). Сегодня – это один из ведущих центров развития теории и методики обучения биологии и экологии, а также исследования проблем школьного биологического и экологического образования в нашей стране. Кафедра имеет свой стиль и признанную научную репутацию.
Во многом этому способствовала деятельность научно-методических школ в разные временные периоды – коллектива методистов-биологов, объединенных вокруг научного лидера. Подводя итоги деятельности кафедры за 90-летнюю историю ее существования, можно назвать основные достижения, проследить эволюцию научных взглядов и идей, которые определяли ведущие направления исследовательской работы научных коллективов.
Кафедра методики преподавания естествознания была создана профессором Борисом Евгеньевичем Райковым в 1922 году при организации Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Она долгое время оставалась единственной методической кафедрой естественнонаучного профиля в педагогических вузах нашей страны.
С самого начала своего существования кафедра стала центром развития новых педагогических идей и пропаганды передовых методик обучения естествознанию, а также центром объединения учителей биологии и методистов Ленинграда и Ленинградской области. Она стала ведущей в исследовании многих важных проблем биологического образования. Под руководством и при участии преподавателей кафедры создавались лучшие учебные программы и учебники школьного курса биологии и разрабатывались новые и оригинальные средства обучения биологии, новые лекционные курсы и лабораторные практикумы для студентов.
В 1920-е годы на кафедре и вокруг нее сформировалась знаменитая ленинградская методическая школа, ее основателем стал известный педагог, талантливый методист-биолог, историк российского естествознания и методики преподавания естествознания Б.Е. Райков. Фундаментом ленинградской методической школы служили идеи и взгляды известных ученых прошлого — А.Н. Бекетова, А.Я. Герда, В.В. Половцова, К.К. Сент-Илера и др. Важной задачей на тот момент являлось обоснование научные принципов отбора содержания школьного естествознания, его системное построение и раскрытие воспитательного потенциала.
Основные направления научно-методической работы Б.Е. Райкова были связаны с обоснованием лабораторно-практических занятий и экскурсий как форм обучения биологии, разработкой теории и методики экскурсий, созданием теории методов обучения биологии, обоснованием применения исследовательского подхода к изучению курса естествознания.
Кроме этого, научные интересы Бориса Евгеньевича были связаны с исследованием проблемам истории естествознания. Он является основателем истории методики естествознания. Его скрупулезная работа в архивах Академии наук СССР помогла раскрыть значение деятельности многих ученых-методистов XVIII и XIX века: В.Ф. Зуева, К.Ф. Рулье, А.Я. Герда, В.В. Половцова и др.
Рождение любой научной школы – исследовательского коллектива начинается с момента формирования группы учёных вокруг признанного авторитета, разделяющих его взгляды. Научно-методические школы характеризуются своим, самобытным стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования. Все эти характеристики в полной мере проявились в коллективе исследователей, собранных и воспитанных Б.Е. Райковым. В то время на кафедре царила удивительно дружелюбная атмосфера сотрудничества и научного творчества, молодые ученые обладали большой степенью самостоятельности и могли в полной мере реализовать все свои научные замыслы. Б.Е. Райков являлся признанным научным лидером и талантливым организатором коллективного исследовательского процесса.
В состав научно-методической школы Б.Е. Райкова в разные годы входили следующие известные методисты-биологи: Г.В. Артоболевский, О.А. Баратова, П.И. Боровицкий, Н.С. Берсенев, М.В. Васильева, Н.Д. Владимирский, С.В. Герд, С.А. Павлович, И.И. Сидоров, К.П. Ягодовский, О.С. Яковлева и др.
С именем П.И. Боровицкого связано создание второй научно-методической школы кафедры методики преподавания естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ее основной задачей стала разработка прикладных аспектов методики преподавания биологии. Это определялось государственной политикой в области школьного биологического образования и соответствующим социальным заказом.
Постановлениями ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года и от 25 августа 1932 года было осуждено педагогическое прожектёрство в средней школе, «комплексная система и метод проектов», имевшие место в Программах ГУСа. Эти постановления затронули работу методических кафедр. В связи с этим перед сотрудниками кафедры методики преподавания естествознания встала новая задача по разработке частных методик преподавания разделов естествознания. И уже в 1934 году результатом решения этой задачи явилось подготовленное сотрудниками кафедры под редакцией П.И. Боровицкого издание первой отечественной методики преподавания естествознания.
Другим направлением научно-исследовательской работы кафедры в этот период явилась разработка программ по биологии для средней школы. Эта методическая работа проводилась совместно с московскими коллегами: А.А. Яхонтовым, М.М. Беляевым, В.Ф. Натали, другими методистами и школьными учителями.
Одной из научных проблем, которой занимались преподаватели кафедры методики в 1940-1950-е годы, была проблема политехнического обучения, реализация связи теории с практикой как принципа обучения биологии, разработка методических основ изучения основ сельского хозяйства.
Важным аспектом научно-исследовательской деятельности выступила проблема наглядности преподавания естествознания и технология изготовления наглядных пособий. Данные вопросы были в центре внимания известного методиста-биолога С.А. Павловича. Обладая большой изобретательностью в соединении с умелостью, Сергей Андроникович придумывал новые модели, таблицы и другие школьные пособия. Он создал целую серию действующих моделей различных технических установок и т.д.
Особое внимание П.И. Боровицким и всеми сотрудниками кафедры в 1950-е годы уделялось разработке методики лабораторных работ в средней школе (по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека). В результате этих изысканий в дальнейшем были выпущены учебные и методические пособия:
— П.Ф.Винниченко «Лабораторные занятия и внеклассные работы по зоологии». — Л., 1953.
— О.С. Яковлева «Школьные опыты и практические занятия по курсу анатомии и физиологии человека». — Л., 1951.
— П.И. Боровицкий «Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе». — Л., 1955.
— С.А. Павлович «Учебное кино на уроках естествознания». — Л., 1949.
— Методика преподавания естествознания» / под ред. П.И. Боровицкого. – М.-Л., 1955.
Существенные изменения в работе кафедры произошли в 1960 году, это было связано с приходом на кафедру доктора педагогических наук, профессора Н.А. Рыкова, ученика Б.Е.Райкова и П.И. Боровицкого. С 1966 года и до 1982 года Н.А. Рыков руководил кафедрой методики преподавания естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена.
С именем Николая Александровича Рыкова связано возникновение третьей научно-методической школы кафедры методики преподавания естествознания. Николай Александрович организовал глубокие и системные исследования разных, актуальных для того времени, проблем школьной биологии. Однако в центре внимания научного коллектива всегда были вопросы методики преподавания зоологии и природоведения.
В этот период на кафедре работали доценты П.Ф.Винниченко, И.Д. Зверев. Был приглашен на кафедру член-корреспондент Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор Н.М.Верзилин. Включились в научно-исследовательскую работу доценты Г.Е. Ковалёва, И.Н. Пономарева, Д.П. Гольнева, В.М. Корсунская и др.
Любая научная школа решает задачи по подготовке учеников и привлечению последователей. Научно-методическая школа Н.А. Рыкова постепенно расширялась не только за счет молодых ученых Ленинграда, но и многих других городов СССР. Учениками научно-методической школы Н.А. Рыкова были следующие аспиранты и соискатели: Е.В. Орловская и И.Д. Синельникова (Ленинград), Н.И. Косарева (Новосибирск), Р.Т. Макурина (Хабаровск), Ж.З. Перова (Благовещенск), С.А. Акрамов (Душанбе), А.С. Шамкаускас (Вильнюс), Е.И. Лагутина (Семипалатинск), М.Н. Колбасенко (Архангельск), К.П. Павленко (Ростов-на-Дону), М.М. Гаджиев (Махачкала) и др.
В 1970-е годы сотрудники кафедры принимали активное участие в разработке содержания курса природоведения и методики его преподавания во 2, 3 и 4 классах, в создании школьных учебников зоологии и общей биологии (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков).
Кафедра в те годы получила редкое право представления к защите не только кандидатских, но и докторских диссертаций по специальности «методика преподавания биологии». Первыми методистами-биологами, защитившими докторские диссертации на Учёном совете ЛГПИ им. Герцена, были крупные и известные впоследствии ученые – И.Д. Зверев, В.Ф. Шалаев, Д.И. Трайтак, В.В. Вейц.
С 1966 года в работе кафедры появилось новое направление, что было обусловлено созданием секции методики преподавания естествознания на факультете повышения квалификации преподавателей педагогических вузов. Только кафедра методики преподавания естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена удостоилась такой чести – осуществлять работу по повышению квалификации методистов-биологов всей страны.
За время существования факультета повышения квалификации на кафедре прошло переподготовку несколько десятков потоков, более 300 слушателей. Слушателям курсов преподаватели кафедры оказывали квалифицированную помощь в подготовке к кандидатскому экзамену по специальности «методика преподавания биологии». Им предоставлялись возможности и право обсудить на кафедре тему диссертационного исследования и проспект диссертации, получить научные консультации профессоров, защитить в диссертационном совете не только кандидатские, но и докторские диссертации.
Кафедра долгие годы сотрудничала с проблемной лабораторией по педагогическому образованию НИИ общей педагогики и НИИ общего образования взрослых.
Важным направлением научных исследований кафедры в 1960-х годах стало разработка теоретических основ установления межпредметных связей для повышения эффективности обучения биологии. В конце 1970 – начале 1980-х годов на кафедре стали проводится исследования в области природоохранного воспитания учащихся. Приведем примеры тем научных исследований данного периода:
— «Развитие филогенетических понятий при изучении беспозвоночных животных курса зоологии»;
— «Учебно-воспитательная работа по охране природы в курсе зоологии средней школы»;
— «Реализация принципа краеведения в преподавании зоологии в школах Туркмении»;
— «Методика преподавания основных природоохранительных знаний в условиях работы школ Якутской АССР»;
— «Методика изучения насекомых в условиях Дальневосточного края»;
— «Формирование и развитие в процессе обучения первоначальных знаний о единстве природы»;
— Система педагогического использования декоративных растений в школах Амурского края».
Другим направлением кафедры явилась организация научно-практических конференций, посвященных проблемам школьного биологического образования и методики преподавания биологии. Работа конференций объединяла ведущих педагогов и методистов-биологов страны. На них зачитывались научные доклады, происходил обмен опытом, развивались бурные дискуссии и дебаты.
Практически параллельно с научной деятельностью под руководством Н.А. Рыкова на кафедре существовала и успешно развивалась научно-методическая школа Н.М. Верзилина.
Николай Михайлович Верзилин является основателем теории обучения биологии. Он самым активным образом принимал участие в создании теории развития биологических понятий, теоретическом обосновании системы методов обучения биологии, системы форм и средств обучения биологии. Им определены подходы к отбору учебного содержания школьной биологии, установлены основные закономерности в преподавании биологии.
Кроме того, в поле научных интересов талантливого ученого и педагога, каким был Н.М. Верзилин, входили проблемы методики преподавания ботаники: проведение уроков и экскурсий; постановка демонстрационных опытов и проведение лабораторных работ; создание и применение средств обучения; организация внеклассных занятий и внеурочных работ по биологии. Н.М. Верзилин разрабатывал вопросы создания пришкольного учебно-опытного участка и оборудования кабинета биологии, воспитания учащихся в курсе биологии.
Данные идеи и начинания были подхвачены его учениками: Н.П. Александровой, В.Н. Сурядновой, А.М. Кадыровым, Л.Я. Губской, Н.В. Курсевич, В.П. Коряковцевым, В.К. Ээсмаа и др. В центре внимания ученых были следующие научные проблемы:
— «Развитие понятий о фитоценологии на уроках ботаники»;
— «Развитие понятий об эволюции позвоночных животных у учащихся 7 класса»;
— «Система подготовки учителя к работе на пришкольном учебно-опытном участке»;
— «Пути повышения эффективности педагогической практики по методике преподавания биологии»;
— «Совершенствование подготовки студентов педвузов к преподаванию ботаники»;
— «Система проверки знаний учащихся, способствующая развитию понятий в курсе ботаники»;
— «Структура методики уроков ботаники».
Следующий период развития научно-методических школ, функционирующих на кафедре методики обучения биологии и экологии, связан с деятельностью И.Н. Пономаревой, которая возглавляла коллектив с 1983 по 1995г.
И. Н. Пономарева – признанный ученый в области экологического образования, она одна из первых в нашей стране обратила внимание на значение экологических знаний для развития личности и воспитания учащихся. По этой проблеме Ириной Николаевной и ее учениками проводились исследования, существенно обогатившие теорию и методику обучения биологии и экологии.
Ириной Николаевной опубликовано около 400 печатных работ разного жанра. В том числе, монографии «Экология растений с основами биогеоценологии», «Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии», пособие «Общая методика обучения биологии». Среди публикаций последних лет следует отметить учебное пособие для студентов педагогических вузов «Экологическое образование в российской школе: история, теория, методика» — фундаментальный труд, обобщающий многолетний опыт и современные подходы к экологическому образованию в отечественной школе.
И. Н. Пономарева — опытный педагог-наставник. Под ее руководством подготовлено и защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций по теории и методике обучения биологии. Среди диссертантов Ирины Николаевны известные методисты-биологи из разных городов России и зарубежья, работающие в системе высшего и последипломного педагогического образования, в школьных и административных образовательных учреждениях. В составе научно-методической школы И.Н. Пономаревой такие ученые, как: Я.Е. Амбражевич, Л.Е. Дмитриева, Л.П. Викторова, Н.В. Кабаян, Н.В. Москалева, О.С. Монгуш, Г.И. Макеенков, Н.Н. Машкова, Н.З. Смирнова, Г.Н. Хомяк и др.
С 1999 года И. Н. Пономарева возглавляет авторский коллектив по созданию линии школьных программ и учебников по биологии. В результате плодотворного труда с ее участием были созданы учебники по всем разделам школьной биологии, широко распространенные в школах страны.Подводя итоги истории кафедры, можно сделать выводы о том, что в разные годы ее профессорско-преподавательским составом непрерывно осуществлялась большая работа по проведению научных исследований и подготовке научно-педагогических кадров. За все годы в общей сложности защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций. Научно-методические школы как коллективы ученых-единомышленников всегда участвовали в исследованиях актуальных научных проблем, обусловленных влиянием социально-экономических, социокультурных и научно-педагогических факторов. Сегодня на кафедре методики обучения биологии ценят, сохраняют и свято чтят традиции, заложенные научно-методическими школами Б.Е. Райкова, П.И. Боровицкого, Н.А. Рыкова, Н.М. Верзилина.