Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Герценовским университетом приняли участие в организации и проведении 23–24 ноября 2022 года на базе Филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Ташкенте российско-узбекского образовательного форума по проблемам общего образования «Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения».
Проведение данного форума на базе российского университета в г. Ташкенте способствует дальнейшему развитию деловых контактов Министерства просвещения РФ и Герценовского университета с Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Форум проводился в рамках реализации российско-узбекского гуманитарного проекта «Класс!» («Зўр!») совместно с Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения педагогов новым методикам им. А. Авлони при поддержке министерств двух стран и Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Проект «Класс!» («Зўр!») реализуется в Республике Узбекистан в течение нескольких лет. Проект направлен на повышение качества преподавания русского языка, а также общеобразовательных предметов на русском языке в образовательных учреждениях Республики Узбекистан. Реализация проекта «Класс!» поручена РГПУ им. А. И. Герцена и Международному центру образования «Интердом» им. Е. Д. Стасовой. Исполнителем проекта с узбекистанской стороны является Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения педагогов новым методикам им. А. Авлони.
Участники форума из России, Узбекистана, Таджикистана, Монголии, Сербии, Турции — учителя-предметники, педагоги, методисты системы повышения квалификации, специалисты в области общего образования — обсудили актуальные вопросы совершенствования методик преподавания учебных дисциплин в школе, обменялись опытом работы, представили лучшие образовательные модели и практики, поделились секретами успеха в профессиональной деятельности. На форуме было заслушано свыше 100 докладов на пленарных сессиях и семи тематических секциях по биологии, географии, информатике, математике, русскому языку как иностранному, физике и химии. Дискуссии были посвящены новым технологическим решениям и взгляду в будущее образовательной теории и практики.
Специалисты в области общего образования, учителя-предметники, методисты системы повышения квалификации собрались на форуме для совместного обсуждения педагогических проблем общего образования, поиска и анализа лучших инновационных форм преподавания русского языка как иностранного, предметов естественно-научного цикла, в том числе на русском языке, а также для установления профессиональных связей между преподавателями и методистами. Все эти вопросы обсуждались на пленарных и секционных заседаниях форума и нашли свое отражение в предложениях, включенных в резолюцию форума.
Во второй день работы форума пленарную сессию открыл заведующий кафедрой методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена Вячеслав Сухоруков. В докладе «Воспитательный потенциал школьного учебного предмета» он рассказал об инновациях школьного предметного воспитания и поделился методическими секретами.
Какой должна быть структура современного учебника? Какие предъявляются требования к учебнику для общеобразовательной школы? И как используют учебник в зарубежных школах? На эти и другие вопросы в ходе доклада ответила заведующая кафедрой методики обучения биологии и экологии факультета биологии РГПУ им. А. И. Герцена Наталья Андреева. Наталья Дмитриевна рассказала о приемах работы с текстом учебника на примере учебника по биологии.
Проректор Национального исследовательского института профессионального развития и обучения педагогов новым методикам им. А. Авлони Анвар Бахрамов поделился опытом организации повышения квалификации учителей школ по новым методикам обучения в Узбекистане.
Методическому потенциалу современных медиатекстов в аспекте преподавания русского языка как иностранного был посвящен доклад доцента кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания РГПУ им. А. И. Герцена Александры Ивановой. Она рассказала о ценности медиатекстов на занятиях по РКИ, показала алгоритм работы с ними и привела примеры творческих заданий для учащихся.
Работа секций второго дня была посвящена географии, биологии и русскому языку как иностранному. Участники увлеченно обсуждали доклады и щедро обменивались опытом работы в школах России и Узбекистана.
Завершая форум, участники поделились результатами работы и подвели итоги. Модератор форума, советник ректора по интернационализации образования РГПУ им. А. И. Герцена Юлия Комарова зачитала резолюцию: «Было принято решение обратиться с предложением проводить форум “Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения” ежегодно с целью систематизации и обобщения лучших методических практик, а также оказать содействие развитию российско-узбекской системы постдипломного дополнительного педагогического образования».
Текст: Министерство просвещения РФ, Педагогические вести. Фото: Педагогические вести