Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Герценовские эксперты выяснили, при каких условиях школьники эффективно используют нейросети

05 дек 2025

5.jpg

Герценовские специалисты провели исследование, во время которого наблюдали, как школьники используют нейросети. Его результаты показали, почему одним детям удается выполнять задания с помощью искусственного интеллекта более эффективно, чем другим, и что помогает им использовать ИИ продуктивно. Проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена Анастасия Микляева рассказала о выводах этого исследования на круглом столе «Трансформации методик преподавания учебных предметов в эпоху искусственного интеллекта», который прошел в Открытом кампусе.

Проректор выступила с докладом «Психолого-педагогические технологии, связанные с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс». По ее словам, дети, которые продуктивно используют ИИ-технологии в учебе, задействуют нейросети не как генератор готовых ответов, а как усилитель интеллектуального потенциала.

«С помощью нейросетей они анализируют свои идеи и проверяют ответы, осознанно подходят к выбору инструментов, критично воспринимают ответы искусственного интеллекта и фокусируются прежде всего на развитии мышления и новых компетенций. В то же время их сверстники, использующие нейросети менее эффективно, стремятся в первую очередь к экономии времени и некритично воспринимают полученный результат», — рассказала Анастасия Микляева.

В этой ситуации, отметила проректор, важна роль учителя, который должен научить детей продуктивно использовать нейросети. «Необходимо развить у них такие компетенции, как осознанное промтопостроение, критическое осмысление ответов ИИ, осознанное делегирование задач ИИ, выработка авторской позиции», — добавила она.

Круглый стол состоялся в рамках сотрудничества с университетом ИТМО. О важности обсуждаемой темы сказал ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов: «Сегодня технологии искусственного интеллекта все более активно интегрируются в образовательный процесс, и педагогическому сообществу очень важно понимать, как ИИ трансформирует мышление учащихся. Необходимо помнить о том, что процесс обучения эффективен тогда, когда совершается интеллектуальное усилие. Задача учителя — помочь ученику использовать новые технологии эффективно и продуктивно, чтобы они способствовали получению знаний и развитию необходимых навыков».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин в свою очередь отметил, что изменения, которые оказывает искусственный интеллект на систему образования, практически необратимы и будут только усиливаться. «Поэтому педагогам и исследователям столь важно понимать, как сделать применение искусственного интеллекта в образовании эффективным. Кроме того, важно обеспечить высокое качество подготовки учителей, которые смогут научить школьников взаимодействовать с новыми технологиями», — сказал он.

С докладом «Искусственный интеллект в образовательном процессе: кейс Герценовского университета» выступила заведующая кафедрой информационных технологий и электронного обучения института информационных технологий и технологического образования Елена Власова. Доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании института психологии Юлия Проект рассказала о преимуществах и недостатках использования нейросетей студентами. Декан факультета химии Сергей Макаренко представил доклад «Приборный парк Герценовского университета на службе химии и химического образования». Выступление доцента кафедры методики обучения биологии и экологии Натальи Степановой было посвящено возможностям реализации учебного проекта «Искусственный интеллект в биологии» во внеурочной деятельности школьников.

Добавим, Герценовский университет, подведомственный Минпросвещения России, активно развивает IT-направления: с 2023 года в вузе реализуется программа «Технологии разработки ПО и обработки больших данных», которая полностью соответствует международным стандартам подготовки IT-специалистов и имеет прикладную направленность. В 2024 году были добавлены две новые образовательные программы: «Интеллектуальные информационные системы» и «Информатика и ИИ в образовании».

Текст: Педагогические вести; фото: отдел производства медиаконтента РГПУ им. А. И. Герцена

Возврат к списку
Предложить новость
Название мероприятия*
Дата*
Сообщение*
ФИО*
Подразделение*
Контакты*
Прикрепить файл
Перетащите сюда файлы или нажмите для выбора
Максимальный размер загружаемого файла 35M в формате doc, docx, rtf, xls, xlsx, zip, rar, pdf, jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp .
Максимальное количество файлов - 10 шт.