Герценовские специалисты провели исследование, во время которого наблюдали, как школьники используют нейросети. Его результаты показали, почему одним детям удается выполнять задания с помощью искусственного интеллекта более эффективно, чем другим, и что помогает им использовать ИИ продуктивно. Проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена Анастасия Микляева рассказала о выводах этого исследования на круглом столе «Трансформации методик преподавания учебных предметов в эпоху искусственного интеллекта», который прошел в Открытом кампусе.
Проректор выступила с докладом «Психолого-педагогические технологии, связанные с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс». По ее словам, дети, которые продуктивно используют ИИ-технологии в учебе, задействуют нейросети не как генератор готовых ответов, а как усилитель интеллектуального потенциала.
«С помощью нейросетей они анализируют свои идеи и проверяют ответы, осознанно подходят к выбору инструментов, критично воспринимают ответы искусственного интеллекта и фокусируются прежде всего на развитии мышления и новых компетенций. В то же время их сверстники, использующие нейросети менее эффективно, стремятся в первую очередь к экономии времени и некритично воспринимают полученный результат», — рассказала Анастасия Микляева.
В этой ситуации, отметила проректор, важна роль учителя, который должен научить детей продуктивно использовать нейросети. «Необходимо развить у них такие компетенции, как осознанное промтопостроение, критическое осмысление ответов ИИ, осознанное делегирование задач ИИ, выработка авторской позиции», — добавила она.
Круглый стол состоялся в рамках сотрудничества с университетом ИТМО. О важности обсуждаемой темы сказал ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов: «Сегодня технологии искусственного интеллекта все более активно интегрируются в образовательный процесс, и педагогическому сообществу очень важно понимать, как ИИ трансформирует мышление учащихся. Необходимо помнить о том, что процесс обучения эффективен тогда, когда совершается интеллектуальное усилие. Задача учителя — помочь ученику использовать новые технологии эффективно и продуктивно, чтобы они способствовали получению знаний и развитию необходимых навыков».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин в свою очередь отметил, что изменения, которые оказывает искусственный интеллект на систему образования, практически необратимы и будут только усиливаться. «Поэтому педагогам и исследователям столь важно понимать, как сделать применение искусственного интеллекта в образовании эффективным. Кроме того, важно обеспечить высокое качество подготовки учителей, которые смогут научить школьников взаимодействовать с новыми технологиями», — сказал он.
С докладом «Искусственный интеллект в образовательном процессе: кейс Герценовского университета» выступила заведующая кафедрой информационных технологий и электронного обучения института информационных технологий и технологического образования Елена Власова. Доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании института психологии Юлия Проект рассказала о преимуществах и недостатках использования нейросетей студентами. Декан факультета химии Сергей Макаренко представил доклад «Приборный парк Герценовского университета на службе химии и химического образования». Выступление доцента кафедры методики обучения биологии и экологии Натальи Степановой было посвящено возможностям реализации учебного проекта «Искусственный интеллект в биологии» во внеурочной деятельности школьников.
Добавим, Герценовский университет, подведомственный Минпросвещения России, активно развивает IT-направления: с 2023 года в вузе реализуется программа «Технологии разработки ПО и обработки больших данных», которая полностью соответствует международным стандартам подготовки IT-специалистов и имеет прикладную направленность. В 2024 году были добавлены две новые образовательные программы: «Интеллектуальные информационные системы» и «Информатика и ИИ в образовании».
Текст: Педагогические вести; фото: отдел производства медиаконтента РГПУ им. А. И. Герцена