В РГПУ им. А. И. Герцена открылась XXIV Международная научно-практическая конференция «Менеджмент XXI века: интеграция в экономике, образовании и науке». Ее участники обсуждают интегративные стратегии управления, цифровую педагогику и киберпсихологию.
Мероприятие объединило более 170 исследователей из 11 российских регионов и зарубежья. Это представители высшей школы, различных образовательных организаций, учреждений дополнительного профессионального образования, сотрудники органов государственной власти, предприятий, коммерческих компаний и молодые исследователи.
По словам председателя оргкомитета конференции, и. о. директора института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена Татьяны Рогозиной, научное обсуждение включает круг вопросов, связанный с интеграцией экономики, образования и науки, — от теоретических основ до современных вызовов в сфере информационных технологий и управления знаниями и ответов на эти вызовы с помощью цифровой педагогики и образовательных решений.
По мнению профессора кафедры отраслевой экономики и финансов Герценовского университета Павла Конюховского, цифровая педагогика станет одним из драйверов развития педагогической сферы. «Если сейчас под цифровой педагогикой понимается применение новых информационных технологий, то в будущем это понятие обретет новые смыслы — как комплексная система методов обучения в условиях посттрансформационного общества, то есть в том обществе, когда мы перейдем через процесс цифровой трансформации. Если сейчас это понимается как программа, помогающая обучать человека, то, возможно, в будущем это будут проблемы, связанные с тем, как человек должен обучать программу, и, вполне возможно, как одни программы будут обучать другие программы», — пояснил Павел Конюховский.
На пленарном заседании профессор кафедры экономической теории и экономического образования Наталья Шапиро остановилась на теоретических подходах к пониманию организации интеграционного экономического пространства. Профессор кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Александр Долматов подчеркнул важность цифрового суверенитета и для российской научно-образовательной системы. Заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента Сергей Трапицын поднял вопросы научной дипломатии и образовательной экспансии.
На секционных заседаниях затрагивалась тема киберпсихологии, существующей на стыке нейронаук, поведенческой аналитики и цифровой педагогики. Она призвана помочь преодолевать разрыв между технологическим прогрессом и возможностями обучающихся. Особое внимание было уделено интеграции научных данных, педагогического опыта и IT-решений для проектирования устойчивых образовательных экосистем. Важным аспектом обсуждения стали современные интегративные стратегии управления, объединяющие экономические, образовательные и технологические подходы в условиях глобальных изменений.
Одна из секций была посвящена процессам интеграции трех ключевых субъектов — высшего образования, бизнеса и государственных структур — для создания устойчивой, предсказуемой и гибкой системы подготовки кадров. Подчеркивалась необходимость в разработке интегрированной, управляемой и научно обоснованной модели профориентационной работы, способной учитывать особенности целевых групп, выстраивать преемственность на разных этапах образования и соответствовать требованиям современного рынка труда.
Конференция включила и рассмотрение проблем интеграции национальных образовательных систем через призму управления образовательной деятельностью иностранными студентами. На отдельной секции обсудили, как через образовательные программы, академическую мобильность и совместные проекты создаются устойчивые межгосударственные связи, формируется научная дипломатия и обеспечивается технологический суверенитет через международное сотрудничество.
В программу конференции также вошел круглый стол «Интеграция государства, науки и практики: лучшие практики управления и инновационные технологии подготовки кадрового резерва государственной и муниципальной службы». На нем обсуждался механизм обратной связи между вузами, научными центрами и работодателями в лице органов власти. Участники круглого стола рассмотрели роль университетов в данном процессе и выработали рекомендации для повышения эффективности кадровой политики.
Второй день конференции пройдет на площадке института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена, подведомственного Минпросвещения России. На стратегической сессии будут рассмотрены вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в системе образования. На специальных секциях будут обсуждаться проблемы экономической интеграции и качества жизни педагога. Следующая конференция в 2026 году будет посвящена вопросам экономики и управления университетами.
Текст: Педагогические вести; фото: управление по связям с общественностью РГПУ им. А. И. Герцена