Дипломные проекты магистрантов института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена в этом учебном году будут реализовываться в 40 образовательных организациях Санкт-Петербурга. Акцент будет сделать на оформлении школьных музеев, но проекты будут включать и другие пространства. Информация об этом прозвучала на круглом столе «Актуальные вопросы дизайна школьных пространств: особенности организации образовательной и музейной среды», который прошел в Открытом кампусе Герценовского университета.
Педагоги и студенты РГПУ им. А. И. Герцена уже имеют успешный опыт разработки проектов школьных пространств, который будет представлен в конце октября в Министерстве просвещения России на выставке «Студенты-дизайнеры Герценовского университета — школам России». В 2024/2025 учебном году студенты разработали художественно-творческие проекты по оформлению пространств четырех школ Санкт-Петербурга, и теперь вуз готов масштабировать наработки. Серии плакатов «Стена Героев», «Города-Герои», плакаты на социальные темы (защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности и другие) могут быть востребованы не только в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и в других российских регионах.
Директор Центра дизайна Открытого кампуса, заведующая кафедрой декоративного искусства и дизайна РГПУ им. А. И. Герцена Анна Векслер отметила, что оформлением школьных пространств должны заниматься педагоги-дизайнеры, сочетающие в себе художественные умения и понимание функционирования школы.
«Педагогический дизайн, с моей точки зрения, ― это дизайн, созданный для образовательного пространства в широком смысле этого слова, не только физической среды, но и виртуальной, а также учебно-методической базы, подачи материала, взаимоотношений со школьниками и родителями», — пояснила Анна Векслер.
Опыт прошлого года представил доцент кафедры декоративного искусства и дизайна института художественного образования Анатолий Березовский. Всего в рамках дипломных работ магистры и бакалавры, приехавшие из Китая, выполнили 15 проектов, готовых к реализации. Герценовцы, в частности, проработали дизайн-проекты сувенирной продукции, кафе, рекреации и пришкольной территории. Проектное оформление пространств выполнено для школы № 636 с углубленным изучением иностранных языков Центрального района, школы № 537 Московского района, гимназии № 586 Василеостровского района и школы № 160 Красногвардейского района. Началом партнерства со школами также стал совместный круглый стол.
На встрече представители школ и герценовские преподаватели также обсудили роль школьного музея как особого образовательного пространства. Директор Центра музейной педагогики Открытого кампуса, ассистент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена Виктория Малюгина рассказала об образовательных и воспитательных возможностях школьного музея, в том числе и в цифровой среде. Сотрудники музея РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Лихолетова и Елизавета Гурьянова продемонстрировали формы работы с университетскими музейными коллекциями. Доцент кафедры декоративного искусства и дизайна института художественного образования Наталья Дмитриева осветила вопрос создания школьного музея не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. О философии оформления выставочного пространства рассказала старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна института художественного образования Оксана Тютюнник.
Напомним, что дизайн-проекты школьных пространств были представлены летом в Открытом кампусе Герценовского университета на выставке «Дизайн: создавая инновации» в рамках фестиваля «Семья.Любовь.РГПУфест». Сейчас обновленную экспозицию можно увидеть в Открытом кампусе (6 корпус, 1 этаж). Центр дизайна является частью Открытого кампуса РГПУ им. А. И. Герцена — современного образовательного и научного пространства, доступного не только студентам, но и всем жителям и гостям Санкт-Петербурга. Здесь можно встретиться с ведущими экспертами, поучаствовать в научных интерактивах и профессиональных обсуждениях на разные темы, стать частью живого сообщества, объединяющего студентов, преподавателей, исследователей и горожан для формирования новой образовательной и культурной среды.
Текст: Педагогические вести; фото: управление по связям с общественностью РГПУ им. А. И. Герцена