Сотрудники факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена Юрий Кублицкий и Петр Леонтьев вернулись из экспедиции на Западный Шпицберген. В Арктике в течение месяца они проводили полевые работы: отбирали донные отложения, измеряли толщину и мощность льда арктических озер, собирали метеоданные. Теперь им предстоит обработать полученные материалы в лаборатории.
Арктические исследования необходимы, чтобы оценить влияние климатических изменений на процессы осадконакопления в озерах, питающихся талыми водами ледников. Стратиграфия (история накоплений) донных отложений позволит сопоставить данные с инструментальными метеонаблюдениями за последние десятилетия. Взаимосвязь между климатом и осадконакоплением важна для палеогеографических реконструкций.
О результатах поездки на Шпицберген рассказал заместитель декана факультета географии по научной работе Юрий Кублицкий:
Какие цели ставили, какие работы провели? Все ли цели достигнуты?
Ю. К.: В этой экспедиции на Шпицбергене наша основная работа была сфокусирована на снегомерной съемке в долинах рек и на ледниках, на отборе донных отложений двух приледникоовых озер (Медален и Истьорна). За время экспедиции мы преодолели в общей сложности более 1000 км на снегоходах, отобрали более 2 м донных отложений, измерили высоту снежного покрова в 680 точках, в 67 шурфах общей мощностью 63,31 м определили плотность снега и описали 1090 его слоев. Все поставленные перед нами задачи в полной мере выполнены.
Как будут использованы результаты исследований и полученных данных?
Ю. К.: Полученные данные по снегомерным наблюдениям и запасам воды в снежном покрове будут сопоставлены с данными за предыдущие годы, что позволит оценить произошедшие за этот год изменения в снежном покрове. Колонки донных отложений будут доставлены в нашу лабораторию, в которой мы будем сантиметр за сантиметром изучать добытый материал.
Какие результаты могут иметь наибольшее значение для научного сообщества и общества в целом?
Ю. К.: Эти работы помогут лучше понять процессы изменения климата и их влияние на динамику арктических экосистем. Например, снегомерные наблюдения на контрольных участках проводятся каждый год, поэтому появляется возможность оценить динамику мощностей и свойств снежного покрова в условиях климатических изменений. Результаты лабораторных исследований колонок донных отложений приледниковых озер помогут, во-первых, понять, как современное потепление оказывает влияние на озерное осадконакопление, во-вторых, у нас появляется возможность лучше понять механизм формирования донных отложений приледниковых водоемов, что крайне важно для интерпретации более древних аналогов этих отложений.
Как вы готовились к суровым погодным условиям и другим опасностям, связанным с работой в Арктике?
Ю. К.: Все не так страшно и не так опасно, особенно при выполнении сезонных работ на Шпицбергене. Правила безопасности составлены таким образом, что экстремальной ситуации просто не должно произойти. Например, одиночные выходы категорически запрещены (это правило действует не только в Арктике). Если отряд отправляется на работы на снегоходе, то в работе должно быть задействовано несколько единиц техники. Связь с базой осуществляется по спутниковому телефону, который работает в любых условиях. На отряд выдается ружье и ракетница со свето-шумовыми (для отпугивания медведей) и сигнальными (для подачи сигнала о помощи) патронами. Погода во время сезонных работ вполне приемлемая: в этот раз температура редко опускалась ниже минус 12 градусов Цельсия. Пару дней был сильный ветер, но в плохую погоду обычно никто не работает, так как время на выполнение поставленных задач планируется с учетом того, что несколько рабочих дней могут выпасть из-за морозов, сильного ветра или плохой видимости.
Какие качества и навыки наиболее важны для работы в Арктике? Что самое сложное в работе ученого в арктических условиях?
Ю. К.: Для полевых работ в Арктике крайне важна сдержанность, умение контролировать себя, трудолюбие. Особое место в списке важных качеств полевика-полярника должны занимать чувство юмора и желание помочь ближнему.
Сложно сказать, что самое сложное в работе ученого в Арктике, ведь у каждого научного направления своя специфика. Например, при снегомерных наблюдениях нужно копать много снежных шурфов, а это физически тяжело, при отборе донных отложений на озерах сильно мерзнут руки. Даже ходить в Заполярье, одетым в пять слоев одежды, гораздо тяжелее, чем тут, а совершать какую-либо работу — тем более. Но все эти трудности с лихвой перекрываются невероятными арктическими пейзажами, уместной шуткой друга и пониманием того, что ты делаешь и зачем.
***
В РГПУ им. А. И. Герцена активно готовят специалистов для работы в условиях Крайнего Севера: с 2021 года в вузе введен курс «Арктиковедение». Сейчас в Герценовском университете формируется научно-образовательный кластер «Арктика», направленный на развитие научных исследований и образовательных программ для Арктического региона. Кроме того, подготовлен первый том нового учебного пособия «Арктика и Крайний Север», разрабатывается атлас Арктической зоны РФ.
По материалам факультета географии; фото: факультет географии и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт