В Государственной Думе прошел «правительственный час», посвященный разработке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. В обсуждении приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Дмитрий Чернышенко отметил, что при подготовке проекта Стратегии учитываются системные поручения Президента России и Председателя Правительства РФ. Он добавил, что на сегодняшний день синхронизировано содержание образовательных программ с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. Все знания для сдачи этих экзаменов ребенок должен получать в школе.
Заместитель Председателя Правительства России подчеркнул, что в Стратегии будет зафиксировано, что искусственный интеллект и цифровизация не заменят живого контакта ученика и учителя.
Также вице-премьер РФ предложил вместе с депутатами в рамках Стратегии развития образования рассмотреть вопрос передачи школ с муниципального уровня на региональный. Он адресовал Минпросвещения предложение обеспечить прохождение учителями программ ДПО на базе государственных вузов, региональных институтов повышения квалификации, а также ведущих образовательных центров («Сириус» и «Иннополис»). Кроме того, Минпросвещения с Российской академией образования поручено проработать вопрос о балансировке нагрузки учеников.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов перечислил базовые принципы готовящегося документа. Среди них – незыблемость воспитания в школе, единое образовательное пространство страны, развитие инфраструктуры и системы детского отдыха, подготовка рабочих кадров, высокий статус педагога и престиж учительской профессии.
Глава Минпросвещения России сообщил, что продолжается переход на государственные учебники по мировоззренческим предметам: истории, обществознанию и духовно-нравственной культуре России. Его планируется завершить 1 сентября 2026 года.
«Важно, что фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике. Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог саморазвиваться, повышать квалификацию и в максимально современной и безопасной среде передавать эти знания школьникам. Уверен, что мы все, независимо от взглядов и партийной принадлежности, едины в стремлении построить суверенную систему образования во благо детей, для процветания нашей великой Родины», – подчеркнул Сергей Кравцов.
В ходе обсуждения Стратегии развития образования на «правительственном часе» выступили также Председатель Госдумы Вячеслав Володин, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, лидеры фракций Госдумы.
Как прокомментировал ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов, поддержка традиционной формы образования, акцент на ключевой роли учителя и создание комфортной образовательной среды для ученика — это принципы, которые разделяет и поддерживает все педагогическое сообщество. Он отметил, что особое значение приобретает закрепление единых образовательных программ, оснащение школ современным оборудованием и развитие инфраструктуры. Эти меры позволят создать равные возможности для получения качественного образования во всех регионах страны.
«Убежден, что педагогические университеты будут играть ключевую роль в реализации Стратегии, ведь именно здесь идет подготовка учителей будущего, способных эффективно работать в современных условиях и отвечать на вызовы времени. Наша задача – не только дать будущим педагогам необходимые знания и навыки, но и сформировать у них высокую гражданскую позицию, любовь к профессии и стремление к постоянному самосовершенствованию, чтобы они смогли стать настоящими лидерами и проводниками позитивных изменений в системе образования», – отметил Сергей Тарасов.
Ранее в РГПУ им. А. И. Герцена состоялось совещание рабочей группы по подготовке предложений в разработку новой Стратегии развития высшего педагогического образования. В рабочую группу под председательством ректора Сергея Тарасова вошли руководители структурных подразделений, институтов и факультетов, профессорско-преподавательский состав университета, эксперты вуза.
Эксперты Герценовского университета обозначили ключевые вопросы психолого-педагогической составляющей учебного процесса, материально-технического обеспечения, профориентации, кадровой политики и подготовки специалистов в естественнонаучной области. Кроме того, участники рабочей группы предложили создать нормативную базу для защиты прав и свобод педагогических работников, а также обеспечить гарантии их реализации.