Следуя миссии поддержки развития отечественного образования в различных регионах России, РГПУ им. А. И. Герцена оказывает поддержку вузам России. В конце января завершилось прохождение учебной практики (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) магистрантов международной магистерской программы кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, обучающихся по направлению 51.04.01. Культурология. «Конвергенция: культура в цифровую эпоху». Руководитель программы, доцент СВФУ им. М. К. Аммосова Лена Сидорова сопровождала магистрантов и ежедневно курировала их работу.
В соответствии с новым договором между университетами практика студентов из Якутии проходила в институте философии человека РГПУ им. А. И. Герцена на кафедре теории и истории культуры. Руководитель практики со стороны Герценовского университета, профессор Марина Магидович встретила студентов и провела установочное занятие в институте философии человека, где познакомила их с историей и современными задачами вуза, требованиями и условиями прохождения практики в период пандемии, рассказала о возможностях, которыми магистранты могут воспользоваться в различных подразделениях Герценовского университета и учреждениях, с которыми сотрудничает кафедра.
Примечательно, что одногруппники из Якутии впервые увидели друг друга только в Санкт-Петербурге, так как в СВФУ им. М. К. Аммосова их занятия проходили в дистанционном режиме. «Мне было очень интересно познакомиться с другими магистрантами. Для меня это первый опыт встречи и тесного общения с людьми, имеющими схожие со мной интересы и взгляды», — написала в отчете магистрантка первого курса Вероника Егорова.
В первый день практиканты побывали на экскурсии в фундаментальной библиотеке императрицы Марии Федоровны, во время которой заведующая отделом ценных фондов и продвижения чтения Снежана Волоскова провела якутян по библиотечным залам, погрузив их в историю и современные технологии работы с читателями, показала раритеты и новые поступления, связанные с тематикой их программы. Магистранты не только записались в читальный зал, но и ежедневно плотно работали в библиотеке по темам своих диссертаций.
Особый интерес для будущих культурологов представлял накопленный в Герценовском университете опыт в области edutainment-технологий, цифровизации образования и культурных индустрий, арт-педагогике. Студенты побывали на занятии в Центре мультимедиа Русского музея, где получили подробные консультации у заведующей сектором мультимедийно-экспозиционной работы Вероники Абашиной и заведующей сектором организации мероприятий Анастасии Гордеевой. На примере мультимедийной выставки «Место для будущего человечества» магистранты узнали о специфике организации подобной экспозиции, составлении описи и хранения мультимедийных объектов.
Стажерам, изучающим киноиндустрию, удалось не только посетить павильоны «Ленфильма», но и взять экспертные интервью у продюсера и режиссера киностудии.
Яркие впечатления оставили у студентов занятия по методам музейной педагогики, проведенные Мариной Магидович в Главном штабе Государственного Эрмитажа на инклюзивной выставке «Незримое искусство» и выставке фэшн-фотографии «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art».
Кроме того, студенты успели провести микроисследования в научно-образовательных центрах, связанных с применением информационных технологий, а также послушать лекции и пройти консультации с руководителем программы.
Из отчетов магистрантов: Нарыйа Находкина: «Ошеломил масштаб российских музеев после якутских. Мультимедийная комната в ГРМ — идеальное место для перезагрузки и отдыха, при этом в ней было продолжено занятие по теме инсталляций». Роман Прибылых: «Потрясает культурная ценность города. Можно с лёгкостью сказать, что город — это большой музей. Понравился Зимний дворец, он огромен, а присутствие египетских артефактов было самым интересным лично для меня. Еще раз посетил бы ‟Музей Мозга”. Для работы над магистерской диссертацией, посвященной якутскому кино, мне помогло посещение библиотеки и экскурсия по Ленфильму. Лично увидел место с хромакей, до этого лишь видел на видео, тут же увидел съёмочную площадку, готовую для использования». Анжелика Старостина: «Для меня, человека, который впервые приехал в Санкт-Петербург, было интересно все. Места, которые мы посетили, останутся навсегда в моей памяти. У нас был насыщенный график, и мы никогда не сидели без дела. Единственное, что меня беспокоило, — это сильная усталость. Но, тем не менее, все это стоило того, и я безумно рада, что наша выездная практика состоялась и прошла успешно и плодотворно для всех нас. Было важно определить конкретную тему диссертации и начать ее изучать, чем раньше, тем лучше. Были полезны рекомендации Лены Алексеевны и Марины Леонидовны о написании диссертационной работы. Мы начали работать в библиотеке РГПУ, искать источники и литературу. К тому же, не менее полезным было посещение Этнографического музея и Кунсткамеры, где находились данные о шаманизме, который я изучаю». Надежда Варламова: «Все дни в Петербурге были прекрасным и новым опытом. Больше всего впечатлил Михайловский дворец — работы русских живописцев, а также наличие нескольких залов с работами Ван Гога и Пикассо в Эрмитаже. Мы имели невероятную возможность слушать новую информацию о современных процессах в культуре из уст Марины Леонидовны прямо на экспозициях музеев и знаменитых местах Петербурга. Первый день приятно впечатлил насыщенной и наполненной встречей в фундаментальной библиотеке». Вероника Егорова: «Тема моей диссертации связана с исследованием креативности. Думаю, развитию креативного потенциала способствует любой новый опыт, тем более поездка в такой город, как Питер. Затруднительно выделить что-то одно из программы практики. Но мне было очень интересно познакомиться с другими магистрантами. Также неожиданно для себя я получила огромное удовольствие от составления видеодневника. Благодаря чему я заметила детали, ускользнувшие от внимания в момент съёмок. Более того, это, оказывается, очень полезно для исследования себя и развития креативного мышления. Плюс, я научилась монтировать видео и чуть улучшила навыки фото- и видеосъёмок». Саргылана Созонова (учитель в сельской школе): «Примерной темой моей диссертации было ‟Особенности онлайн школ обучения языкам коренных народов России на примере якутского языка”. Посещение библиотеки бесспорно помогло составить библиографию и ознакомиться с похожими диссертациями, написать статью. Поскольку я являюсь учителем и классным руководителем, я всегда ищу способы и методы обучить, развить детей. Посещение Центра мультимедиа Русского музея, интерактивных образовательных организаций, таких как Музей занимательных наук ‟Лабиринтум”, Музей мозга, участие в экскурсиях с Мариной Леонидовной заставили задуматься об области моих научных интересов. Меня заинтересовали мультимедиа, интерактивные экспозиции, практики музейных медиаторов. Неплохо было бы организовать у себя в школе совместно с детьми интерактивные выставки и совместить это со своей диссертационной работой». Алия Пестерева: «Темы обсуждений на занятиях с М. Л. Магидович в музеях и аудиториях по темам ‟Применение новых IT-технологий в музейном деле”, ‟Менеджмент в культуре (туризм, музейное дело, индустрия досуга и развлечений, кинотеатры)”, ‟Арт-видео и кино” помогли сформировать интересующую область моего исследования».
Информация предоставлена институтом философии человека