Благодаря активной работе Минпросвещения РФ и подведомственных организаций проект по созданию технопарков в 33 педвузах вошёл в стадию активной реализации. О том, как идёт работа над проектом в Герценовском университете, о дизайне и возможностях будущего технопарка рассказал заведующий лабораторией Центра детского и молодёжного инженерного творчества РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Сперанский.
— Каким будет дизайн будущих площадок технопарка? Есть ли какие-то общие черты в оформлении пространств? — Есть определенная документация, которая описывает основные константы стиля. Все технопарки имеют характерный стиль. Есть требования по дизайну, которые нужно соблюдать. Специфика Герценовского университета состоит в том, что у нас большая разветвленная инфраструктура. Будущий технопарк будет иметь распределённый характер: это наши корпуса по всему городу, в пространствах которых и формируется технопарк. Сейчас сделан упор не только на характерное оформление помещений, но и на навигацию. В частности, мы разрабатываем уличную навигацию, а также навигацию внутри корпусов в виде знаков и табличек, стрелок и инфографики, чтобы человек, который пришёл в технопарк, не заблудился на основной территории университета и других площадках РГПУ им. А. И. Герцена.
— Будет ли отличаться дизайн разных помещений технопарка? — Нам рекомендовано применять унифицированный стиль, который поможет не допустить весомых различий площадок и не будет отвлекать тех, кто пришел поработать в эти пространства. Стиль довольно лаконичный: одна из стен будет акцентная, остальные стены и потолки будут нейтральными, но появятся яркие акценты в мебели и в оснащении. Например, в одном из пространств кабины для дистанционных занятий будут цвета лайма, где-то акцент будет в виде ярких кресел и стульев. В некоторых пространствах технопарка будут элементы интерьера и навигации из алюминия и нержавеющей стали.
— Будет ли различаться оборудование в разных пространствах технопарка? — Есть основное ядро технопарка. Основные направления его работы — это биология, химия, физика и робототехника. Остальные аудитории будут похожи — где-то пространство будет трансформироваться: будет возможность проводить круглые столы, дискуссии, защиты диссертаций. Для этого и будет установлено соответствующее оборудование. Будет закуплена разная техника под разные нужды.
— На какие вызовы нового времени отвечают технопарки? — Герценовский университет — крупный вуз, с большой инфраструктурой и большим количеством студентов. Сетевая структура технопарков и их пространств может создать условия для реализации идей активных и талантливых ребят, которые смогут заниматься проектной и творческой деятельностью. Технопарк будет востребован как в рамках формализованного, так и в рамках неформализованного образования. Например, технопарк, как инструмент может быть использован и преподавателями, и студентами, а также объединениями студентов и молодёжными сообществами. Мы стремимся, чтобы проектной деятельностью занималось гораздо больше людей. Технопарк — это, конечно, инфраструктурная единица, в которой есть возможность проводить долгосрочную проектную деятельность и оборудование для неё. Сетевая структура технопарка может способствовать выявлению инициативных ребят из разных подразделений и факультетов университета и даёт возможность студентам воплотить свои идеи и реализовать проекты. Мы считаем, что именно люди — истинный источник инноваций, а не оборудование. В нашем случае такая разветвлённая структура позволит открыть миру больше талантливых людей.
— Смогут ли технопарки стать универсальной единицей, городской точкой притяжения молодёжи, школьников? — Да, конечно. Важной задачей является формирование молодёжных команд, состоящих из ребят с разными компетенциями и талантами, которые поддерживают друг друга и участвуют в реализации общего проекта. Также важно сократить разрыв, при котором дети в средней школе занимаются проектами и научными исследованиями либо больше теоретически, либо вообще не занимаются, а инициативные студенты младших курсов готовы и ждут проектной и научной деятельности, например, в рамках неформализованного образования. Технопарк позволит преодолеть этот барьер. Такие задачи можно эффективно решать, в том числе, в рамках педагогических практик, когда студенты под руководством научных руководителей могут быть наставниками для школьников, а дети будут получать ценный опыт общения, а также научной и проектной деятельности. Есть и возможность привлекать студентов из других вузов, обмениваться опытом. Недавно, мы такой формат испытали во время проведения проектной школы «Life science school». Опыт вполне успешный. Например, студенты разных направлений, в том числе первокурсники, взаимодействовали со школьниками и научными руководителями. Команды трудились над проектами, не дожидаясь педагогической практики и смогли создать конкретные технологические решения, функциональные прототипы и даже сделали настоящее естественнонаучное открытие — выяснили, что концентрированная суспензия хлореллы не стимулирует, а замедляет рост микрозелени некоторых пищевых культур. Сокращение разрывов в общении и знаниях — одна из важнейших задач технопарков.
— Ограничиваются ли возможности технопарка только проектной работой, или предусмотрена практика проведения различных мероприятий? — Безусловно, не ограничивается. Часть наших пространств, если мы не берем в расчёт пространства, где установлено специальное оборудование, предполагает свободную планировку. В стенах этих пространств возможно проведения различных мероприятий для студентов, абитуриентов и школьников.
По материалам газеты «Педагогические вести»