Ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов в интервью «Радио России» рассказал о развитии системы образования, наиболее популярных направлениях, будущем болонской системы, возможностях для учителей.
О престиже профессии педагога
Современная инфраструктура, новые учебники, технологии, организация образовательного процесса – все это бесполезно, если в школу не придет заинтересованный, профессиональный, любящий свою работу педагог. Учитель – ключевая фигура в сфере образования, он учит и готовит детей к жизни, является примером не только для учеников, но и для общества. Престиж педагогической профессии с каждым годом растет. Мы видим это по приему в наш университет, несмотря на то, что требования к абитуриентам высокие. К нам поступают не только из Петербурга и Ленинградской области, но и из других регионов страны. Растет интерес иностранных абитуриентов – более тысячи человек в этом году. Их привлекает не только возможность приобщения к русской культуре и особая атмосфера Северной столицы, но и качественное образование, научные традиции нашего вуза.
О «Команде педагогов «под ключ»
В Петербурге – огромный приток населения, активно строятся школы, детские сады. Городу не хватает порядка 15 тысяч педагогов. Меры, которые принимаются для решения этого вопроса, позволят в ближайшем будущем выровнять ситуацию. Мы видим, какая работа ведется по поддержке молодых учителей, вводятся дополнительные выплаты, создается новая комфортная инфраструктура. Сегодня школа Санкт-Петербурга – это современное, удобное, престижное место работы. Герценовский университет вместе с правительствами Петербурга и Ленинградской области реализует проект «Команда школьных педагогов «под ключ», который также способствует заинтересованности в этой профессии. Мы уже подготовили команды профессионалов для семи школ, нескольких детских садов. Педагоги, которые приходят работать в рамках этого проекта, из профессии не уходят. Это готовые, дружные коллективы, для которых важное значение имеет не только материальная составляющая, но и возможность творческой самореализации. Для этого всего условия в современной школе есть.
О болонской системе образования
В этом году мы запустили ряд новых образовательных программ, которые пользуются большой популярностью. Тем более, что наблюдается тенденция отказа от болонской системы. Считаю, что от нее нужно отходить более активно, сворачивать программы магистратуры. По количеству заявлений видим, что большей популярностью пользуется специалитет. Четыре года для получения профессии учителя недостаточно. Наблюдаем также интерес к программам двухпрофильного бакалавриата, которые позволяют выпускнику преподавать два предмета – например, химию и информационные технологии. У такого специалиста более широкий кругозор и возможности для профессиональной деятельности.
О популярных направлениях
По-прежнему востребованы гуманитарные специальности – лингвистика, переводоведение, социология, русская филология, история. Большим спросом пользуется математика. Высок интерес к иностранным языкам – китайскому, вьетнамскому. Также среди востребованных – программы по психологии. социологии коммуникаций. Одна из топовых – специальное дефектологическое образование. К сожалению, детей, которые нуждаются в специальной педагогической помощи, становится всё больше. Возможно, сегодня элемент специального дефектологического образования нужно вводить во все образовательные программы. Педагог, получающий классическое образование как предметник, должен владеть знаниями педагога-дефектолога.
О поддержке участников СВО и их семей
В РГПУ им. А. И. Герцена запустили ряд специальных программ повышения квалификации, в том числе спецкурсы. Вводим специальные модули подготовки учителей, педагогов, психологов по сопровождению участников специальной военной операции и членов их семей. Еще одно направление – поддержка школьников и учителей с приграничных регионов. Здесь востребован наш проект «Продленка с Герценовским университетом». Обучение будет проходить в формате вебинаров. Планируем расширять базу, включая новые треки для детей начальной школы и дошкольного возраста. Вместе с Комитетом по образованию, Академией постдипломного образования и региональным центром оценки качества сформируем единое расписание, куда в дополнение к общей образовательной программе будут включаться основные и дополнительные вебинары, тем самым помогая детям не потерять имеющийся набор знаний.