В канун Дня защиты детей в институте детства Герценовского университета открылась «Детская Читальня» — уникальный культурно-образовательный проект, направленный на популяризацию чтения среди детей и создание условий для исследований столь важного явления, как детская литература.
В день открытия в «Детской Читальне» прошло выездное заседание членов ректората Герценовского университета.
Ректор Сергей Богданов выразил глубокую благодарность всем, кто внёс вклад в открытие «Детской Читальни, а также отметил, что проект очень значим для развития педагогики. Ремонт и модернизация помещения осуществлялись под руководством проректора по административно-хозяйственной и социальной работе Магомеда Мухудадаева. Помещение включает в себя масштабное по площади книгохранилище. Специально для проекта была закуплена новая мебель, учитывающая запросы маленьких читателей — дети смогут читать книги, сидя на мягких креслах или за удобными маленькими столиками.
Проректор по учебной работе Александра Гогоберидзе подчеркнула: «Сегодня особый день для нас. Очень символично, что уникальная библиотека детской литературы, в которой более 250 тыс. единиц хранения и которую начали собирать в 20-е годы XX века, обрела свой дом именно сегодня, перед Днём защиты детей».
Об истории «Детской Читальни» рассказала директор фундаментальной библиотеки Натела Квелидзе-Кузнецова: «Идея восстановления детской библиотеки родилась ещё в 2004 году. Реализация идеи стала возможной благодаря конкретной постановке задач ректором Герценовского университета Сергеем Игоревичем Богдановым, который сказал, что проекту быть». По её словам, одной из жемчужин собрания фундаментальной библиотеки Герценовского университета можно с уверенностью назвать фонд библиотеки детской литературы. Это богатейшее собрание отечественных и зарубежных изданий для детей — книг и периодики XVIII–XXI веков.
1 сентября 1918 года в Петрограде был создан Педагогический институт дошкольного образования. Вузу было предоставлено помещение бывшего Николаевского Сиротского института (набережная реки Мойки, 48 и Казанская улица, 3). В 1922 году при Педагогическом институте дошкольного образования была открыта Показательная библиотека по детскому чтению. Ее создателем стала Ольга Иеронимовна Капица — крупнейший специалист в области детской литературы и фольклора дореволюционной России, профессор, основатель кафедры детской литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена.
В 1923 году при библиотеке открылась детская читальня, в которой занимались дети. Заведовала читальней ассистент института, историк и критик детской литературы Екатерина Петровна Привалова. При библиотеке О. И. Капицей была создана Студия (Кружок) детских писателей. В работе Студии принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Житков, Е. Шварц, Е. Верейская и др. В фундаментальной библиотеке сохранились книги участников Студии детских писателей — Капицы, Маршака, Чуковского, Бианки, Дилакторской — с их автографами.
Детские книги можно увидеть на постоянных и временных выставках в библиотеке и университете, во время экскурсий и библиоквестов. Раритетные издания неизменно вызывают большой интерес у гостей университета. Значительный воспитательный потенциал имеют также детские книги, изданные во время войны и блокады Ленинграда.
«Открытие современной ‟Детской Читальни”, — как подчернула Натела Нодарьевна, — это продолжение лучших герценовских традиций применительно к новому уровню педагогических технологий, которые делают акцент на внимательном отношении к детству и детскому развитию. Воспитание через чтение, книгу, анализ прочитанного, сопереживание героям — одна из важнейших тенденций современного гуманистического образования ребенка».
«Детская Читальня», по словам её директора Валерии Вербовской, помимо уникального книжного фонда, накопленного исторического, культурного и социального опыта, обладает научными, кадровыми, материально-техническими и другими ресурсами университета и призвана объединить детей, родителей, студентов, педагогов и специалистов.
От обычной детской библиотеки «Детскую Читальню» отличает, прежде всего, то, что она открыта не только для юных читателей, но также для их родителей и исследователей феномена детства. «Мы будем обсуждать вопросы семейного чтения, вопросы выбора детской литературы. Наша задача — исследование потребностей современного общества, современных родителей и детей, а также тех сложностей, которые существуют в области детской литературы. Вопрос выбора детского чтения сегодня стоит особенно остро из-за изобилия детской литературы, и, конечно же, родителям необходима помощь специалиста. Кроме того, к нам могут приходить исследователи, писатели, иллюстраторы, чтобы делиться своим опытом и своими идеями», — рассказала Валерия Вербовская.
Она также поделилась планами на ближайшее будущее: «Сегодня мы уделяем особое внимание социальному маркетингу для развития ‟Детской читальни”. Популяризация, продвижение детской книги предполагает включение в эту деятельность детей, родителей, специалистов в области детского чтения. Вскоре у нас будут проводиться такие мероприятия для детей, как летний литературный челлендж, чтение под открытым небом и другие. Пока эти проекты будут работать в пилотном режиме, поскольку основная деятельность планируется с сентября».
Текст и фото: Педагогические вести