Масштабное открытие нового семестра проекта «Герценовские среды» прошло 13 марта в РГПУ им. А. И. Герцена. Принять участие в занятиях первого инвариантного модуля приехали более 500 учащихся профильных психолого-педагогических классов 40 образовательных учреждений Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Программа была насыщенной! Первыми ребят приветствовали сотрудники отдела реализации воспитательных практик Елена Киселева и Инга Мартиросова. Вместе с начальником отдела Натальей Юревич под зажигательную музыку они провели для собравшихся нейрогимнастику, ярко и динамично рассказали о студенческой жизни и молодежных проектах Университета. Далее учащихся тепло приветствовала Елена Спасская, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования. В ходе панельной дискуссии на самые актуальные для ребят вопросы ответили представители четырёх учебных подразделений Герценовского университета: института детства, института дефектологического образования и реабилитации, института психологии и института педагогики. Дискуссионные площадки проходили параллельно в Голубом и Колонном зале. В качестве модераторов выступили координатор Сообщества школ с психолого-педагогическими классами Санкт-Петербурга и Ленинградской области Елена Цимбалова и доцент кафедры дошкольной педагогики Ирина Кондракова.
Эксперты в области психологии и педагогики ответили на вопросы о том, где могут работать выпускники разных учебных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена, что для них означает слово «детство», что самое сложное в работе педагога, психолога или дефектолога. Кроме того, экспертов попросили рассказать, каким ребятам подойдет Герценовский университет, а также поделиться самыми яркими историями из практики.
По мнению доцента кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Инны Калабиной, учитель начальных классов — одна из самых сложных специальностей, вопреки тому, что многим кажется иначе: «Вы должны достаточно хорошо знать и математику, и предметы естественнонаучного цикла, и русский язык, и литературное чтение, вообще быть осведомленными в очень многих вопросах». «Дефектолог — это не профессия, а призвание, — подчеркнула ассистент кафедры олигофренопедагогики Наталия Белова. — Помимо стрессоустойчивости нужно уметь принимать людей такими, какие они есть: и детей, и родителей, и коллег. Это постоянная включённость. Но важно соблюдать режим труда и отдыха». Руководитель Психологической службы РГПУ им. А. И. Герцена Александра Кошелева заметила, что у психологов похожая ситуация: «Самое трудное в работе психолога — противостоять выгоранию. Выгоревший специалист сначала приносит вред только себе, а потом начинает приносить вред и остальным». Она добавила,что при этом у каждого психолога есть ресурсные воспоминания, которые будут помогать двигаться дальше. Как отметила доцент кафедры педагогики школы Ольга Литовченко, каждый специалист в сфере педагогики и психологии сталкивается с теми или иными трудностями в работе, но надо учиться их преодолевать.
В Колонном зале дискуссию по тем же вопросам вели доцент кафедры дошкольной педагогики, заместитель директора института детства по учебной работе Лидия Ничипоренко; доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель директора РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена Елена Войлокова; доцент кафедры психологии развития и образования, ответственная за работу с психолого-педагогическими классами Наталья Сомова и доцент института педагогики Юлия Матросова.
Занятия старшеклассники продолжили в ходе секций «Педагогический маяк», где студенты четырёх учебных подразделений вуза показали их деятельность изнутри через практическое погружение: мастер-классы, интерактивные игры и другие увлекательные активности.
«Очень понравилось мероприятие, планирую как раз-таки поступать в университет имени Герцена. Узнала много новой и интересной информации, которой не знала до этого. Было очень интересно послушать как мнение директоров институтов, так и самих учащихся. Нам проводили познавательные занятия, психологические практики, мы попробовали себя в разных способах коммуникации с окружающими. Всё было на высшем уровне!», — поделилась ученица 11-го класс ГБОУ школа № 60 Ксения Романова.
«Данный университетский проект понравился мне своими амбициозным целями: познакомить подростков поближе с факультетами, помочь с выбором будущей профессии и проявить интерес к педагогической сфере. Хорошо и то, что благодаря “Герценовской среде” будущие абитуриенты могут быть награждены дополнительными баллами при поступлении в вуз. Также, хотелось бы отметить один минус данного мероприятия: из-за его масштабности не все факультеты могут раскрыться, так как время ограничено, а чтобы рассказать про каждое отделение, нужно очень-очень много времени. Подводя итог, можно сказать, что проект вуза безусловно сможет помочь с поступлением каждого заинтересованного учащегося», — написал в своем отзыве Герман Елисеев, ученик 10 б класса ГБОУ школа № 60.
Текст и фото: Педагогические вести