В Герценовском университете завершилась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная вопросам формирования гражданской идентичности учащихся начальных классов в школах России.
На торжественной церемонии закрытия проректор по воспитательной работе Роман Соколов вручил дипломы победителям и призёрам конкурса «Лучшие практики воспитания гражданина России в начальной школе», среди которых были педагоги из разных регионов страны.
Целью конкурса, организаторами которого выступили Министерство просвещения РФ и РГПУ им. А. И. Герцена, является формирование единого воспитательного пространства путём объединения опыта воспитательной работы педагогов со всей страны.
Роман Соколов обратился к участникам: «Конференция, в которой вы приняли участие, очень важна, и, закрывая её, я хотел бы в первую очередь поблагодарить вас за вклад, который вы вносите в воспитание нового поколения. Всё начинается с учителей, всё начинается с воспитательной работы. Я приношу благодарность от имени своих коллег-герценовцев за то, что в своём плотном графике вы нашли время, чтобы приехать в наш университет и поделиться своим богатейшим опытом. Также все мы очень благодарны Министерству просвещения Российской Федерации, которое выступило организатором этого мероприятия и в качестве площадки проведения выбрало Герценовский университет. Со своей стороны мы приложили все силы для того, чтобы у вас остались только благоприятные впечатления».
Конкурс проходил по четырём номинациям: «Лучшие практики воспитания ценностных отношений младших школьников», «Лучшие практики развития коллектива учителей начальной школы как воспитателей», «Лучшие практики взаимодействия в воспитательной работе с родителями младших школьников» и «Лучшие практики партнёрства в достижении воспитательных результатов в начальной школе».
Участники представили творческие, спортивные, социальные и другие активности, которые они организуют со своими учениками в школах и учреждениях дополнительного образования.
Елена Балабан, учитель начальных классов Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова, рассказала о проекте, который реализует в своей школе вместе с коллегами: «Сегодня мы представляем образовательный культурный марафон, который традиционно проводим перед новым годом. Уникальность нашей практики заключается в единстве образовательного и воспитательного процесса, а также реализации программы социальной активности “Орлята России”. Обычно марафон посвящён той теме года, которую объявляет президент — Году нематериальных культурных ценностей, Году науки, а в этот раз — Году педагога и наставника. Главное в нашей практике — событийность. Мы обеспечиваем детям погружение в тематическую среду, которую вместе создаём в течение месяца перед Новым годом. В этом участвуют и учителя, и родители, и, конечно же, дети. У каждого — своя роль».
Также в рамках конференции состоялась презентация лучших студенческих проектов в области формирования гражданской идентичности учащихся начальной школы. О своих разработках в данной области рассказали студенты и молодые специалисты из педагогических вузов разных регионов России.
Награждение победителей и призёров конкурса состоялось на торжественной церемонии закрытия конференции. Подводя итоги конкурса, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Людмила Савинова отметила: «Мы увидели большое многообразие подходов и идей. Иногда эти идеи повторялись в разных треках у разных педагогов. Как говорится, гениальные люди совершают открытия одновременно независимо друг от друга. Очень приятно, что благодаря конференции у нас есть возможность объединить все эти практики и помочь распространить их по школам нашей большой страны. Сегодня воспитание младшего школьника является очень актуальной и серьёзной проблемой, поскольку мир вокруг быстро меняется. Появляются новые хорошие инициативы, такие, например, как “Орлята России”, но в то же время появляется и много вызовов, и педагогу необходимо быстро искать решения. Мы увидели, что учителя не сдаются несмотря ни на что, но им нужна поддержка высшего образования. Также сегодня были представлены практики, посвящённые такому сложному вопросу, как взаимодействие с родителями. Не менее важны практики по работе в педагогическом коллективе, потому что именно с коллектива всё начинается. Ещё одно интересное направление — это партнёрство в образовании, и здесь важно сказать, что у педагогов, у студентов мы стремимся развить надпрофессиональные навыки: умение работать с информацией, правильно преподносить её аудитории, общаться со СМИ, и многое другое. И сегодня мы увидели, что педагог на всё это готов и способен».
Текст и фото: Педагогические вести