19-21 апреля в институте русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена состоялась XXI Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории». Конференция проводилась при поддержке Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).
Программа конференции включала в себя пленарное и секционные заседания, а также заседание, посвящённое подведению итогов конференции. С приветственным словом к участникам конференции обратилась и. о. директора института русского языка как иностранного Татьяна Шарри.
Пленарное заседание вела заведующая кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Татьяна Аркадьева.
Директор секретариата РОПРЯЛ, МАПРЯЛ, помощник директора ИРЛИ РАН (Пушкинского дома) Александр Коротышев рассказал присутствующим о тенденциях распространения русского языка в меняющемся мире.
Рафаэль Гусман Тирадо, член президиума МАПРЯЛ, профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета, руководитель исследовательской группы «Славистика, кавказология и типология языков», посвятил своё выступление актуальным проблемам использования цифровых технологий в преподавании РКИ и русской культуры.
Профессор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института ФГАУО ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Елена Дзюба и доцент Института языков Центрально-Восточной Европы Цзилиньского университета международных исследований (Китай) Чжан Вэй темой своего выступления выбрали вопросы реализации программы лингвистического образования в условиях цифровизации.
Независимый исследователь, профессор Елена Петухова обратила внимание участников конференции на литературные диалоги классиков на примере произведений М. Ю. Лермонтова и А. П. Чехова.
Работа конференции была продолжена на секционных заседаниях, посвященных различным вопросам теории и практики преподавания русского языка как иностранного.
Участники конференции представили следующие направления исследовательской деятельности: современная лингвистическая парадигма в преподавании РКИ; новые парадигмы в теории и практике преподавания РКИ; лингвострановедение и проблемы межкультурной и международной коммуникации в процессе обучения РКИ; роль русской литературы и искусства в формировании языковой личности; другие категории обучаемых и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза; инновационные технологии в обучении РКИ; теория и практика создания новых учебных пособий и учебных комплексов.
В конференции приняли участие более 80 филологов из университетов России, а также Вьетнама, Испании, Молдавии и Китая.
По итогам конференции готовится сборник научных статей, индексируемый в РИНЦ.
Информация предоставлена институтом русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена