Подведены итоги Всероссийского ежегодного конкурса музейно-образовательных проектов летней культурно-экологической школы и летнего университета Соловецкого музея-заповедника. Команда Герценовского университета вошла в тройку победителей. Свой проект «Беломорский голосник: звуковые ландшафты Моря и Острова» представили на конкурс студенты второго курса кафедры теории и истории культуры Ксения Гертье, Юлия Моисеенко, Вероника Мартынова, Ксения Кузнецова, Ксения Ляпина, Полина Плеханова, Мария Черноусова, Дарья Задворнова, Артем Шиллер. Научный руководитель проекта — доцент кафедры теории и истории культуры Лариса Дмитриева. В качестве символического концепта проекта выбран голосник — глиняный горшочек, вмурованный под церковные своды. Голосник в храмовой архитектуре выступает акустическим резонатором, собирающим звук, а затем отдающим его с выразительным усилением.
Звуковая характеристика острова, окружённого морем, — шум ветра, плеск волн, крики чаек, колокольный звон — неотъемлемый элемент наследия Соловков. Каждому природному и культурному ландшафту соответствует своя звуковая среда. Без звука невозможна полнота восприятия местности, а соответствие места и звука можно считать одним из проявлений гармонии. Ансамбль Соловецкого монастыря — признанный образец гармонии архитектурного образа и природного ландшафта. Эту визуальную гармонию студенты попытаются дополнить звуковыми образами, зафиксировав их на полевом этапе проекта.
Цель проекта: Исследовать звуковой ландшафт Соловков как неотъемлемую часть системы природного и культурного ландшафта острова. Проект станет частью летней выездной практики студентов. На полевом этапе будут записаны звуки Моря и Острова.
На камеральном этапе на основе полевого материала студенты составят интерактивную аудиокарту природных и «культурных» голосов Беломорья. Завершающим этапом проекта станет студийная запись аудиоспектакля «Не любо — не слушай!» по мотивам поморских сказок Семена Писахова.
Студентам предстоит большая исследовательская и творческая работа: выделить и зафиксировать компоненты звукового ландшафта Острова и Моря; овладеть технологиями и навыками полевой записи звуков в окружающей среде и монтажа полевого материала, включая саунд-дизайн и семпл. Также предстоит исследовать творческое наследие Семена Писахова; получить опыт сценарной работы с текстами автора; изучить фонетические и лексические особенности речевой культуры поморов, местный диалект и акцентологию.
Основная цель Конкурса Соловецкого музея заключается в содействии научно-исследовательской и созидательно-творческой деятельности детей и молодёжи путём включения историко-культурного и природного потенциала Соловецкого музея-заповедника в современный культурно-просветительский процесс. Всего на Конкурс было представлено 12 проектов от школ, университетов, учреждений дополнительного образования, клубов и студий из разных регионов страны. Победители Конкурса уже получили приглашение в Летний университет — 2023 для реализации проекта. Желаем им удачи, свершений и открытий на полевой практике!
Информация предоставлена кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена