Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Направления научных исследований

Лингводидактические концепции непрерывного иноязычного образования в контексте современной образовательной политики (Руководители: Баграмова Н.В., доктор педагогических наук, профессор; Комарова Ю.А., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор)

Грантовая деятельность

В 2025 г. была подана заявка на грант Россотрудничества «Организация и проведение мероприятия «Русская филологическая школа 2025» в Монголии», номер отбора 25-095-62412-1-0006. Исполнители: Аркадьева Т.Г., Гаврилова В.Л., Сутугинене Ю.В., Двинова Е.О., Иванова А.П., Лукуша Д.А., Еремина Е.А., Коломейцева Е.Б., Богданова Е.С., Сидорова Е.Ю.

Внутренние гранты РГПУ имени А. И. Герцена:

1. Игошина О.А. Русский язык как иностранный в сфере туризма. (2025 г.)

2. Максимова О.В. Учебно-методическое обеспечение курсов повышения квалификации для преподавателей-русистов ближнего и дальнего зарубежья. (2025 г.)

Министерство просвещения РФ:

1. Хамраева Е.А. Организация предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного с учетом специфики осваиваемой профессии в образовательных организациях среднего профессионального образования. (2025 г.)

2. Хамраева Е.А. Разработка и реализация модели продвижения эффективных экспортных практик в сфере преподавания русского языка в дошкольных и средних учебных заведениях Китая, Лаоса и Вьетнама. (2025 г.)


Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания

I. Языковое образование участника международной коммуникации  

  • Проведен углубленный анализ, классификация, характеристика фоновых знаний иностранных студентов; расширена научно-теоретическая база интерпретации и формирования региональных фоновых знаний у иностранных студентов; комплексно рассмотрен региональный компонент фоновых знаний иностранных студентов

  • Продолжена разработка методик преподавания русской лексики с этнокультурным компонентом иностранцам. Описаны региональные компоненты фоновых знаний участника международной коммуникации: на современном этапе в ориентации на студентов, обучающихся в СПб., в вузах России и, в частности, в РГПУ им. А.И. Герцена. Реализованы обучающие возможности языковой и культурологической среды Санкт-Петербурга

  • Продолжена разработка концепции русского лингвострановедческого тематического словаря. В аспекте реализации этой концепции опубликованы следующие 4 тематических блока (2023-2024 гг., авторский коллектив под руководством проф. Т.Г. Аркадьевой, члены авторского коллектива: Васильева М.И., Владимирова С.С., Двинова Е.О., Федотова Н.С., Шарри Т.Г.).

  1. Аркадьева Т.Г., Васильева М.И., Двинова Е.О. Изучаем русское слово: учебное пособие. – Второе издание, исправленное и дополненное. – СПб.: ЛЕМА, 2024. – 58 с. 

  2. Аркадьева Т.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Двинова Е.О., Федотова Н.С., Шарри Т.Г. Справочные материалы по лингвострановедению. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023, 2024, 2025. 

  3. Волчек А.В. Требования к отбору профессиональной лексики и профессионально маркированных фоновых знаний для студентов нефилологических специальностей гуманитарного профиля // Высшее образование сегодня. – 2024. – №2. – С. 81-86. 

  4. Гончарова Е. И., Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Русская речь в 21 веке: учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – 103 с. 

  5. Двинова Е.О. Национально-специфическая лексика в языковой картине мира как объект контрастивного анализа и лексикографической интерпретации // Филология и культура. – 2023. - №2 (72). – С. 51-57. 

  6. Двинова Е.О. Контрастивная лингвистика: учебное пособие для студентов-иностранцев. – СПб.: ЛЕМА, 2025. 

  7. Девальер М.Н., Баранова И.В. Лингвокультурология в обучении иностранным языкам: влияние культуры на языковую практику // Современное педагогическое образование. – 2025. – №3. – С. 480-487. 

  8. Игнатьева Н.Д., Лаврова О.В., Финагина Ю.В. Учебное пособие по письменной речи «Пишем о…». – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – 108 с. 

  9. Попкова Е.Д., Сидорова Е.Ю. Эмоционально-экспрессивный потенциал русских уменьшительных прилагательных // XV Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире». – СПб., 2024. – С. 1460-1465. 

  10. Сидорова Е.Ю. Русские разговорные глаголы: основные тенденции и закономерности употребления: монография. – М.: Русайнс, 2024. – 122 с.

II. Иностранные студенты в образовательной и социокультурной среде российского вуза 

 Расширен круг проблем, являющихся предметом научных исследований профессорско-преподавательского состава кафедры: 

  • Обоснованы целесообразность и эффективность виртуальной экскурсии в процессе развития фоновых знаний студентов-иностранцев 

  • Впервые представлено описание технологии подготовки и проведения виртуальной экскурсии по малым музеям Санкт-Петербурга в рамках проектной работы 

  • Актуализирована проблема изучения образа преподавателя вуза с позиций кросскультурного анализа 

  • Выявлены составляющие образа преподавателя вуза, а также проведен анализ восприятия преподавательской деятельности с позиции возможных профессиональных рисков, которые могут быть заключены в особенностях представлений студентов стран Востока (на примере обучающихся из КНР и Республики Узбекистан).

  1. Ботин В.А., Иванова А.П., Кунникова О.А., Морозова Г.В., Сидорова Е.Ю. Воспитательная деятельность куратора иностранных студентов // Бизнес. Образование. Право. – 2025. – №2 (71). – С. 303-314. 

  2. Ботин В.А., Костицина Р.В. Повышение эффективности использования электронных образовательных ресурсов университета. // Язык, культура, менталитет : проблемы изучения в иностранной аудитории : материалы XXII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2024 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2025. – С. 143-151. 

  3.  Владимирова С.С., Иванова А.П. Виртуальная экскурсия как инструмент расширения фоновых знаний // Русский язык за рубежом, 2023. – № S1. – С. 77-81. 

  4. Вологова Т.С., Игнатьева Н.Д. Динамика вовлечения иностранных студентов в работу студенческого научного общества // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. – 2023. – №3. – С. 26-29. 

  5. Геддис Е.В., Кунникова О.А. Русский язык как иностранный. Открываем Россию!: учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2024. – 196 с. 

  6. Иванова А.П., Лаврова О.В., Толстухина И.И. Учебно-методическое сопровождение деятельности студенческого объединения «Уроки военных лет» // Русский язык за рубежом. – 2024. – №2 (303). – С. 119-126. 

  7. Кунникова О.А., Павлова В.В., Финагина Ю.В. Профессионально ориентированная лексика на уроках русского языка как иностранного. – СПб., 2023. – С. 131-134.

III. Современные образовательные технологии в практике преподавания РКИ

  • Актуализирована проблема применения современных педагогических технологий обучения русскому языку как иностранному в контексте диалога культур
  • Разработаны научно-методические концепции национально ориентированных учебников по русскому языку как иностранному:
Учебник «Привет!» (элементарный уровень) для КНР (руководитель: Шарри Т.Г., авторский коллектив: Двинова Е.О., Костицина Р.В., Сидорова Е.Ю.)
Учебник для учащихся монгольских школ (1, 2, 3 класса), в стадии написания (руководитель: Шарри Т.Г., авторский коллектив: Двинова Е.О., Костицина Р.В., Сидорова Е.Ю., Иванова А.П.)

  1. Двинова Е.О., Костицина Р. В., Сидорова Е.Ю., Шарри ТГ. Привет!: методические рекомендации для преподавателя к учебнику по русскому языку для иностранных учащихся подготовительных отделений (элементарный уровень). – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – 28 с.

  2. Двинова Е.О., Костицина Р. В., Сидорова Е.Ю., Шарри ТГ. Привет!: рабочая тетрадь к учебнику по русскому языку для иностранных учащихся подготовительных отделений (элементарный уровень). – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – 64 с.

  3. Карпеченкова Ю.Г., Олейник М.А. Особенности структуры и содержания учебника по русскому языку для 7 класса школ с киргизским языком обучения // Профессорский журнал. Русский язык и литература. – 2024. – №3 (19). – С.41-48.

  4. Костицина Р.В., Лопатенко В.С. Метод проектов в практике преподавания дисциплины «История литературы страны первого изучаемого языка». – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – Выпуск 12. – С. 295-304.

  5. Кротова С.А., Чупрова К.Е. Использование методики театральных игр и импровизаций в обучении русскому языку // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 52-57.

  6. Лукуша Д.А. Использование фреймового подхода при изучении традиций на занятиях по РКИ // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 228-234.

  7. Малявкина И.В., Чжан Ицзе. Эффективный опыт использования Национального корпуса русского языка при обучении РКИ в Китае // Преподаватель XXI век. – 2024. – №2-1. – С. 150-158.

  8. Сутугинене Ю.В., Лаврова О.В., Лю Ч. ChatGPT в процессе обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 158-164.

  9. Федотова Н.С., Федотова В.С. Концептуальная модель технологии разработки образовательного чат-бота для сопровождения практической подготовки студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2025. – Т. 10, №2. – С. 227-238.

  10. Шарри Т.Г., Владимирова С.С. Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в азиатских странах как внешнеполитический инструмент «мягкой силы» // Современное образование и общество, 2024. – Т. 1, №4. – С. 328-332.


Кафедра интенсивного обучения русскому языку как иностранному


I. Коммуникативно-культурологическая парадигма в практике преподавания РКИ 

  • Продолжена разработка коммуникативно-культурологического подхода к анализу языковых явлений

  • Комплексно рассмотрен аспект регионоведческой культуры в практике преподавания РКИ

  • Проведены лингвокультурологические семинары, в рамках которых обсуждаются проблемы совершенствования лингвокультурологической компетенции обучающихся

    1. Аладышкина Л.В., Шмалько-Затинацкая С.А. Реализация принципов коммуникативно-интерактивного обучения русскому языку как иностранному в учебных пособиях по языку специальности // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. – СПб., 2024. - №214. – С. 90-100.
    2. Гаврилова В.Л., Киселева М.С., Богданова Е.С. Регионоведческий аспект в практике преподавания русского языка иностранным студентам // Современное педагогическое образование. – 2024. – №8. – С. 310-313.
    3. Голубина А.Б., Кайсарова С.Н. Культурные измерения в практическом применении (из опыта наблюдения за моделью Хофстеде на международной научно-методической конференции в КНР (Шаньдун), март 2024 г.) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 210-215.
    4. Зацепин А. В. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально ориентированной подготовки студентов-музыкантов из Республики Узбекистан // Русский язык за рубежом. – 2024. – N 5. – С. 121-128.
    5. Коломейцева Е.Б., Матвеев А.П. Лингводидактический потенциал аутентичных изомемных текстов в обучении русскому языку как иностранному (на примере реализации лингвострановедческого концепта САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Т. 16, вып. 11. – 2023. – С. 3987 – 3998.
    6. Оганов Г.И. Некоторые явления узбекского языка, провоцирующие межязыковую интерференцию // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 69-74.
    7. Ряузова О. Ю. Лингводидактический опросник для анализа состояния межъязыковой интерференции у школьников в новых регионах Российской Федерации // Письма в Эмиссия. Оффлайн. — 2024. — N 7. – Article 3393.
    8. Сакальчикова Н.Н., Штернина Е.С. К вопросу о презентации русских глаголов движения в переносном значении в иностранной аудитории // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2023. – Т. 12, №1 (42). – С. 158-161.

II. Учебник нового поколения по русскому языку как иностранному в аспекте интерактивно-коммуникативной организации учебного процесса

  • Продолжена разработка концепций учебников по русскому языку как иностранному для различных категорий обучающихся

  • Создан ряд учебников по РКИ нового поколения, главной составляющей которых является принцип интерактивности

    1. Аладышкина Л. В., Журавлева Е. А., Савицкая Ю. В. Русский язык для художников-2: учебное пособие по языку специальности для иностранных студентов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. –195 с.

    2. Сюй Хун, Бай И, Цянь Цинь, Ду Юньша, Гаврилова В. Л. Базовый курс русского языка по новому стандарту: учебник. – Пекин: Издательство высшего образования, 2023. Часть 1. – 222 c.

    3. Сюй Хун, Бай И, Цянь Цинь, Ду Юньша, Гаврилова В. Л. Базовый курс русского языка по новому стандарту: учебник. – Пекин: Издательство высшего образования, 2024. Часть 2. – 203 с.

    4. Белоус Б. С. Интересно услышать. Аудирование: учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 160 с.

    5. Губаева А. А. Технологии обучения письму и письменной речи как вид контроля в учебнике русского языка 9 класса для национальных школ Кыргызстана // Профессорский журнал. Русский язык и литература. – 2024. – N 2 (18). – С. 48-57.

    6. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л., Максимова О.В. Практика преподавания русского языка как иностранного (на примере учебного пособия «По-русски в Петербурге!») // Современное педагогическое образование. – 2023. – N 1. – С. 343-346

    7. Теремова Р. М., Гаврилова В.Л. Учебное пособие «Русская грамматика в таблицах» как фактор оптимизации обучения иностранных учащихся грамматике современного русского языка // Русский язык за рубежом. – 2024. – N 1 (302). – С. 106-125Теремова Р. М., Гаврилова В.Л. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор: учебное пособие для вузов. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2023. – 318 c.

    8. Хамраева, Е. А. Русский язык в образовательном пространстве стран СНГ: система школьных сертификационных уровней владения русским языком и новая учебная литература // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. – 2023. – № 1(13). – С. 36-40.

III. Интерактивные технологии в теории и методике обучения русскому языку как иностранному 

  • Реализованы проекты, ориентированные на развитие интерактивных технологий 

  • Проанализирован лингвометодический потенциал современных российских мультфильмов 

  • Разработан цикл экскурсий по интерактивным пространствам Санкт-Петербурга (Национальный шоу-музей «Гранд Макет Россия», «Петровская Акватория») 

  • Подготовлены видео- и аудиоматериалы к урокам по детской литературе

  1. Аладышкина Л. В., Игнатьева А.В. От мультфильма к книге. В мире русской детской литературы: учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 154 с.

  2. Коношонок М.Н., Маслова Н.И. Использование интерактивного пространства музеев и выставок Санкт-Петербурга в обучении РКИ // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 46-52.

  3. Мячина В.В. Использование игровых интерактивных технологий на уроках РКИ (на примере страноведческой викторины «Путешествие по России» // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе. – СПб., 2024. – С. 298-304.

  4. Филатова Е.М. Обучение языку специальности (музыка) студентов подготовительного отделения: из опыта работы // РГПУ имени А. И. Герцена. – СПб., 2025. – С. 105-109.

IV. Формирование системы социокультурного сопровождения иностранных студентов в условиях краткосрочного обучения

  • Проанализирована способность обучающихся применять знания, умения и навыки, выступающие в качестве составляющих социокультурной, академической и лингвокоммуникативной компетенций

  • Подготовлен цикл видеороликов «Учимся в России» для адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде

  • Продолжена разработка тематики для дискуссионных клубов

  1. Гаврилова В.Л., Игошина О.А., Максимова О.В. Социокультурная адаптация иностранных учащихся довузовской подготовки (пропедевтический курс) // Образовательная дипломатия России в странах Африки и Ближнего Востока. – Майкоп, 2024. – С. 36-39.

  2. Зацепин А. В. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному узбекских студентов-музыкантов в контексте коммуникативного метода // Преподаватель XXI век. – 2024– N 1-1. – С. 183-196.

  3. Иванцова М.Ю., Ухарцева В.И. К вопросу обучения и социокультурной адаптации китайских учащихся подготовительного отделения // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе. – Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. – СПб., 2025. – С. 256-262.

  4. Крат Г.Г., Сергеева О.В., Тимошенко-Оздемир Е.Н. Опыт преподавания русского языка как иностранного в разноуровневой группе в постковидный период // Военный инженер. – 2024. – №3 (33). – С. 61-69.

  5. Шевченко А.В. Проблемы организации эффективной системы управления процессом социокультурной адаптации иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. – С. 126-129.

V. Использование лингвосоциокультурного потенциала текстов культуры в целях преподавания русского языка как иностранного

  • Проведен мониторинг фоновых знаний обучающихся

  • На основе проведенного анализа разработана научно-теоретическая база формирования необходимых фоновых культурологических знаний для чтения и понимания художественных текстов

  1. Гассельблат О.А. В тени милых птиц, или о «Прощальной оде» Иосифа Бродского // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2023. – №5. – С. 85-96.

  2. Игнатьева А. В. Полифония и слово в творчестве Ф. М. Достоевского и А. А. Тарковского / Игнатьева А. В., Руссо Д. // Слово. Текст. Контекст. – 2024. – N 2 (18). – С. 73-84.

  3. Синильникова Е.С., Щукина Д.А. Терминология металлургии в трактате М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» и ее современное лексикографическое представление: лексико-семантический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2025. – Т. 18, №2. – С. 424-430.

  4. Реутова М.А. Литературоведческий анализ антиутопии: на примере темы посмертия в романе Фигля-Мигля «Щастье» // Современное педагогическое образование. – 2023. – №7. – С. 281-284.

Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования (МЦБиПО)


I. Лингводидактическое диагностирование детей-билингвов и детей, изучающих русский язык как иностранный 

 Проведены исследования в области совершенствования системы детского лингводидактического диагностирования с точки зрения описания ошибок и путей их преодоления, а также содержания уровней и учета второго языка учащихся, разработаны методические рекомендации по созданию диагностических материалов и процедуре диагностики. Результаты научной работы в данном направлении нашли отражение в статьях, опубликованных в научных изданиях. В 2024 году на базе РГПУ им. А. И. Герцена протестировано 85 человек, в 2023 году – 89 человек

1. Обласова А. В., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Хамраева Е. А., Саматова Л. М., Шорина Т. А., Павлова Е. В., Лысакова И. П., Ряузова О. Ю., Голикова А. И., Ивкина М. И., Кузьмина Е. О., Гельфрейх П. Г., Алексинская А. Ю., Железнякова Е. А. Билингвальное образование: монография. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 299 с.

II. Внедрение предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного в образовательных организациях среднего профессионального образования: обоснование необходимости 

 В результате исследования проанализированы статистические и научно-методические данные по рассматриваемой проблеме; аргументирована необходимость использования метода предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного с учетом осваиваемой профессии; описано создание образовательно-воспитательной среды на русском языке для социокультурной адаптации обучающихся-иностранцев в СПО; обоснована разработка новых учебных материалов и методических рекомендаций, учитывающих интеграцию обучения языку и специальности.

  1. Хамраева Е. А., Железнякова Е. А., Васильева А. В., Сальман Е. А., Алексинская А. Ю. Внедрение предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного в образовательных организациях среднего профессионального образования: обоснование необходимости // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 9, № 10. – С. 1033-1040. 

  2. Васильева А. В., Сальман Е. А., Алексинская А. Ю. Ошибки детей-билингвов при прохождении лингводидактического диагностирования по русскому языку и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2024. 

  3. Железнякова Е.А. Моделирование системы обучения русскому языку как неродному детей младшего школьного возраста из семей мигрантов // Русистика. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 474-487.