РГНФ / Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников / Бордовский Г.А./ Афанасьева А.Б./на 2017 г. сумма 600 000 рублей; грант был на 2015-2017 гг.
Грант Комитета по внешним связям СПб, Комитета по образованию Правительства СПб, Программа Правительства СПб «Толерантность». / Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «ЭтнокалендарьРоссии, 2018» (в соавторстве) / Протанская Е.С. и Онищенко Э.В./ Афанасьева А.Б. и др./ Финансирование – 180000 руб (на весь грант)
Этнокалендарь России (г. Владимир и Владимирская область) – 2018. Д.ф.н., профессор Протанская Е.С.Д.п.н., профессор Онищенко Э.В. -150 000 рублей
Участие в гранте Комитета по образованию СПб по созданию Ресурсного центра дополнительного образования Комитета по образованию СПб (повышения профессионального мастерства и методической поддержки работников системы дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений «Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования») – науч. руководитель – проф. Т.А.Барышева
Участие в проекте СПб отд. МЦР и АППО «День Культуры-2017 в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга» — доц. А.Б.Афанасьева
РГНФ/ Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников / Науч. рук. гранта – Г.А. Бордовский. /Один из исполнителей — Афанасьева А.Б. /на 2016 г. сумма 600 000 (шестьсот тысяч ) рублей в целом на грант
Грант Комитета по внешним связям СПб, Комитета по образованию Правительства СПб, Программа Правительства СПб «Толерантность»/ Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2017» (в соавторстве), / Науч. рук. гранта – Е.С. Протанская, Э.В. Онищенко / Исполнители — Афанасьева А.Б., Савинова Л.Ю., КазаковаА.А., Пирогова С.В./на 2016 г. сумма 180 000 рублей в целом на грант.
Грант Комитета по внешним связям СПб, Комитета по образованию Правительства СПб, Программа Правительства СПб «Толерантность»/ Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2016» (в соавторстве), / Науч. рук. гранта – Е.С. Протанская./ Один из исполнителей — Афанасьева А.Б. /на 2015 г. сумма 180 000 рублей в целом на грант
РГНФ/ Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников / Науч. рук. гранта – Г.А. Бордовский. /Один из исполнителей — Афанасьева А.Б. /на 2015 г. сумма 600 000 (шестьсот тысяч ) рублей в целом на грант
Грант Комитета по внешним связям СПб, Комитета по образованию Правительства СПб, Программа Правительства СПб «Толерантность»/ Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2016» (в соавторстве), / Науч. рук. гранта – Е.С. Протанская./ Афанасьева А.Б., Казакова А.А, Тургель В,А, Пирогова С.В., Савинова Л.Ю., Онищенко Э.В.. /на 2015 г. сумма 180 000 рублей в целом на грант
ПРОЕКТ «ЭТНОКАЛЕНДАРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» Вот уже второй год преподаватели кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка под руководством проф. Онищенко Э.В. участвуют в реализации проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для учащихся начальной школы.Исполнителями проекта являются:
а также сотрудники и преподаватели других кафедр Института детства и факультетов РГПУ им. А.И. Герцена.Проект с 2007 года реализуется в рамках региональной программы «Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге» (Программа «Толерантность»), принятой правительством нашего города. Комплекс информационных и методических материалов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» – это совместный проект петербургских ученых, представляющих культурологию, этнографию, педагогику, религиоведение, историю, искусствознание и ряд других дисциплин, посвящённый культурным традициям жителей города в их многообразии. Проект имеет целью приобщение детей к этим традициям, знакомство их с важнейшими для города и страны датами и событиями совместной жизни. Его воспитательные возможности очевидны.«Этнокалендарь Санкт-Петербурга» представляет собой интегрированный календарь основных памятных дат и праздников представителей этносов, проживающих в Санкт-Петербурге с его традициями межнациональных отношений, диалога культур. Методические материалы позволяют дать возможность детям и молодёжи узнать о своеобразии культур разных народов, их традициях, верованиях, заинтересовать тем, как и чем живут люди в соседнем доме, на ближайшей улице, познакомиться с основами собственной традиционной культуры, понять ее истоки, иметь представление о тех, кто строил город и страну, кто составил славу науки, искусства нашей Родины.
ГРАНТ РГНФ:№12-06-12030. ПРОЕКТ: «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «МИР ДЕТСТВА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ»
Проект реализуется под руководством проф. Онищенко Э.В. В качестве исполнителей проекта выступают:
Проект направлен на разработку многоуровневой мультимедийной информационной системы (далее МИС), содержащей значительный объем материалов и исследований, посвященных разрешению таких серьезных проблем современности как: нарушение преемственности между поколениями и передачи культурных традиций, ослабление устойчивых связей между этнически своеобразными культурами, приводящих к острым межнациональным конфликтам, росту индивидуализма и взаимной отчужденности между отдельными людьми, социальными группами и слоями. Объектом МИС является феномен детства и его субкультура.Проект предполагает использование интернет-пространства с целью создания энциклопедически полного и научно систематизированного информационного массива, посвященного эволюции детства на различных исторических этапах развития цивилизация, его отражению в этнической и социокультурной среде разнообразных регионов и развитию мира ребенка с точки зрения совершенствования комплекса форм, средств и способов взаимодействия с ребенком окружающего его социума. Представляя феномен детства, особенности оформления и развития окружающего ребенка пространства (социального, культурного, образовательного), сайт делает достоянием широкой общественности наиболее значимые достижения отечественной и мировой педагогической культуры.Предполагается, что актуальность предлагаемого Проекта связана с неизменно устойчивым интересом общественности к «миру детства». Реализация Проекта ориентирована на создание интерактивного сайта, где на научной основе с использованием современных музейных, компьютерных, информационных, коммуникационных, дизайнерских технологий представлен материал о социокультурном феномене детства, оформлен комплекс электронных экспонатов, имеющих разноплановый характер и включающих определенную идеографическую информацию (описания, книги и статьи), информационные/статистические базы данных (таблицы), изображения (фото), библиографическую, а также и аудио-(видео-) информацию и т.д. На этом основании можно сделать вывод, что оформление сайта подобного виртуального «мира детства» позволит объединить спектр неоднородных коллекций и информационных баз в единое виртуальное хранилище, связанное с детской субкультурой. http://www.mirdetstva-kio.ru/
3. ГРАНТ РГНФ проект 15-06-10469-а «Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников»/ рук. Г.А. Бордовский/ преп. – доцент А.Б. Афанасьева.
4. Лауреатство в конкурсе дипломных проектов, выполняемых по заказу КО (студент Порфирова Надежда 4 курс). Участие в выставке научных достижений студентов. Рук Денисова А.А.
5. Разработка педагогических измерительных материалов для Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) – Котова С.А., Денисова А.А., Тургель В.А.
Научные мероприятия за период с 20 сентября по 19 декабря 2018
Конференции, организованные и проведенные кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка:
Конференции, в которых участвовали преподаватели кафедры:
Научные мероприятия за период с 20 мая по 19 сентября 2018
Научные мероприятия за период с 20 марта по 19 мая 2018
Научные мероприятия за период с 20 декабря 2017г. по 19 марта 2018
Научные мероприятия за период с 20 сентября по 19 декабря 2017г.
Научные мероприятия за период с 20 мая по 19 сентября 2017г.
Научные мероприятия за период с 20 декабря 2016 г. по 19 мая 2017г.
Научные мероприятия за период с 20 сентября по 19 декабря 2016 г.
Научные мероприятия за период с 20 апреля по 19 мая 2016 г.
Конференции, организованные и проведенные кафедрой:
Научные мероприятия за период с 20 марта по 19 апреля 2016 г.
Научные мероприятия за период с 20 февраля по 19 марта 2016 г.
Научные мероприятия за период с 20 января по 19 февраля 2016 г.
Научные мероприятия за период с 20 декабря 2015 г. по 19 января 2016 г.
Научные мероприятия за период с 20 ноября по 19 декабря 2015 г.
Научные мероприятия за период с 20 октября по 19 ноября 2015 г.
Научные мероприятия за период с 20 сентября по 19 октября 2015 г.
Круглый стол «Формирование УУД младших школьников» организация и проведение. Отв. Денисова А.А., Котова С.А.,
Научные мероприятия за период с 20 мая по 19 сентября 2015 г.
Научные мероприятия за период с 20 апреля по 19 мая 2015 г.
II Международная научно-практическая конференция, посвященной Дню российской науки. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2015. — Денисова А.А.
X Герценовский молодежный форум «Моя инициатива в образовании», 20.05- ведение дискуссионного марафона в рамках работы Общественной лаборатории: «Легче, если вместе» по проблемам развития студенческого самоуправления и 21.05.2015 – ведение площадки-Студенческий десант добрых дел: « Мы – местному сообществу» — Афанасьева А.Б., Гасникова Т.О.
17-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Арт-терапия сегодня: арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере» СПб, 10-11 мая 2015 г. – Тургель В.А.
6-я выставка работ арт-терапевтов в рамках 17-й Межрегиональная научно-практическая конференция «Арт-терапия сегодня» — Тургель В.А.
Научные мероприятия за период с 20 марта по 19 апреля 2015 г.
Международная научно-практическая конференция: Герценовские чтения. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 8-9 апреля 2015 г.Межвузовская конференция «Студент-Исследователь-Учитель» организация и проведение секции «Актуальные проблемы развития, обучения и воспитания младших школьников». 16.04.2015
Научные мероприятия за период с 20 февраля по 19 марта 2015 г.
I Всероссийская с международным участием заочно научно-практическая конференция «Художественное образование ребенка: стратегии будущего», СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства, (26 февраля 2015 года) – участвовали Афанасьева А.Б, Барышева Т.А., Котова С.А., Макашова А.С., Маранцман Е.К., Мисюкевич А.Н., Онищенко Э.В., Пелих И.Д., Пирогова С.В., Тургель В.А.
3 научно-практическая конференция (заочной) 2. 4 – 5 марта 2015 года, г. Тольятти «КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ» — Афанасьева А.Б.
V Международный Санкт-Петербургский Научно- практический конгресс психотерапевтов, психологов-консультантов и практических психологов: «Психология и психотерапия в эпоху глобальных перемен» 21.03.2013 . Доклад на секции «Традиции и инновации в современной школе: практическая психология для детей, педагогов и родителей» Гасникова Т.О.
Научно-практическая конференция «Качество современногопрофессионального образования»//Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. – Онищенко Э.В.
Научные мероприятия за период с 20 января по 19 февраля 2015 г.
9 февраля 2015 года Денисова А.А. участвовала в составе членов жюри в городском туре Фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности»», проводимом на базе ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», тема XI Фестиваля «Применение современных педагогических технологий с использованием средств информатизации.
11 февраля 2015 – экспертIV конкурса методических комплексов воспитательной деятельности РГПУ им А.И. Герцена — Гасникова Т.О.
12-13 февраля ХIХ международная научно-практическая конференция Служба практической психологии в системе образования: Психологическая компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования) на базе СПб АППО — Гасникова Т.О.
13 февраля 2015 г. в г. Санкт-Петербург участвовала в составе жюри в очном тур Всероссийского фестиваля педагогического мастерства «Начальная школа: успешный старт в качественное образование» — Денисова А.А., Савинова Л.Ю., Котова С.А.
14 февраля 2015- председатель секции «Биология и экология-2» Открытой районной научно-практической конференциишкольников «Бестужевские чтения» на базе ГБОУ гимназия 159 – Гасникова Т.О.
19 февраля на конференции «Использование дистанционных технологий в обучении», организованной ИМЦ Центрального района г.Санкт-Петербурга. Котова С.А. и магистрантка 2 курса Булаева Е.А. выступили с докладом.
Научные мероприятия за период с 20 ноября по 19 декабря 2014 г.
III Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие» — СПб, РГПУ им. А.И. Герцена 29-31 октября 2014 г. – Афанасьева А.Б.
Всероссийская научно-методическая конференция «Фольклор народов России» — СПб, РИИИ, 27-31 октября 2014 г. – Афанасьева А.Б.
Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании» (Герценовские чтения). СПб, 6 ноября 2014. СПб, РГПУ им. А.И.Герцена– Афанасьева А.Б.
Всероссийская конференция “Моя малая родина”. 5 декабря 2014г., Пенза, центр гуманитарного образования института регионального развития Пензенской области (заочно) — Афанасьева А.Б.
Всероссийская научно-Афанасьева А.Бпрактисеческая конференция с международным участием «Креативное образование в 21 веке: теория и практика» 14-15 ноября 2014, Белгород — Гасникова Т.О.
24.11.2014. Круглый стол ИМЦ Приморского района «Проблемы методологии и методики построения индивидуального обучения детей группы риска» — зав. каф. С.А.Котова с докладом.
18.12.2014. Семинар ИМЦ Центрального района «роль медиации в современном образовании» — зав. каф. С.А.Котова с докладом.
22.12.2014. IX Региональная (с международным участием) научно-практическая конференция «СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» — зав. каф. С.А.Котова с пленарным докладом и руководитель секции.
8 конференция представителей международной сети педагогических учебных заведений, связанных с кафедрой ЮНЕСКО по переориентации подготовки преподавателей в направлении устойчивого развития 14 — 17 ноября 2014 в городе Окаяма, Япония – Савинова Л.Ю.
Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Академика РАО З.И. Васильевой 9 октября 2014 года — Савинова Л.Ю.
Научные мероприятия за период с 20 октября по 19 ноября 2014 г.
Герценовские чтения. Начальное образование. (основы устойчивого развития) – Котова С.А, Денисова А.А., Вергелес Г.И., Тургель В.А., Савинова Л.Ю.8 конференция представителей международной сети педагогических учебных заведений, связанных с кафедрой ЮНЕСКО по переориентации подготовки преподавателей в направлении устойчивого развития 14 — 17 ноября 2014 в городе Окаяма, Япония – Савинова Л.Ю.III Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, со-хранение и развитие» — СПб, РГПУ им. А.И. Герцена 29-31 октября 2014 г. – Афанасьева А.Б.Всероссийская научно-методическая конференция «Фольклор народов России» — СПб, РИИИ, 27-31 октября 2014 г. Афанасьева А.Б.Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании» (Герценовские чтения). СПб, 6 ноября 2014. СПб, РГПУ им. А.И.Герцена — Афанасьева А.Б.Всероссийская заочная н/пр. конференция «Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании. Герценовские чтения» (членоргкомитета, доклад) Котова С.А.доклад на Международной научной конференции «НЕЙРОНАУКА В ПСИХОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИИ, МЕДИЦИНЕ» 22–23 октября 2014 года, Санкт-Петербург Котова С.А.Городской семинар: Современные подходы к обучению изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС ООО второго поко-ления», 5 ноября 2014, РГПУ им А.И. Герцена, факультет изобрази-тельного искусства. Гасникова Т.О.Городской семинар: Технологии и диагностики ценностных ориентаций и нравственного развития школьника», 27 окт 2014 Гасникова Т.О.Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Креативное образование в 21 веке: теория и практика» Денисова А.А.Участие в дистанционных мероприятиях (круглый стол, видеолекции) на сайте Intel Education Galaxy — Денисова А.А
Научные мероприятия за период с 20 сентября по 19 октября 2014 г.
Кафедра организовала и провела Круглый стол, посвященный 90-летию проф. А.И.Раева 08.10.14г
Всероссийский семинар-совещание заведующих педагогиче-скими кафедрами «Взаимодействие педагогических кафедр по созданию современного учебно-методического обеспечения педагогических дисциплин в соответствии с требованиями но-вых образовательных стандартов» 08.10.14г.СПб — Зав. ка-федрой Котова С.А.Круглый стол, посвященный вопросам профилактики кризисов детско-подросткового возраста в условиях современного об-щества. — Зав. кафедрой Котова С.А.IV Международный форум «Безбарьерная среда в школе и обществе» НОУ Институт специальной педагогики и психо-логии 13-15 октября 2014 – Гасникова Т.О.Международная научно-практическая конферен-ция «Актуальные вопросы образования и науки» (Россия, Там-бов, 30 сентября 2014 г.) – Мисюкевич А.Н.27-30 сент. 2014. Всероссийская научная конференция «Фольклорные традиции Севера и Северо-Запада России: ареальные исследования в контексте этнокультурных взаимосвязей». Конференция проходит в рамках Года куль-туры в Российской Федерации, при поддержке Российского гу-манитарного научного фонда (проект № 14-04-14023 — ) — Афанасьева А.Б.Байкальские межрегиональные педагогические чтения. 20.09.2014. Иркутск, — Афанасьева А.Б.
Научные мероприятия за период с 20 мая по 19 сентября 2014 г.
Конференции, в которых участвовали преподаватели кафедры:Международные:Sixth International Conference on Cognitive Science 23-27 июня 2014г. в г.Калининград (Россия) — Котова С.А.Международная научно-общественная конференция «Эволюционная роль культуры». – 22 – 23 августа 2014 г., Таллинн.. - Афанасьева А.Б.II научно-практическая конференция (заочная) с международным участием: Категория «со-циального» в современной педагогике и психологии. – 12-13 мая 2014 г. ,Тольятти – Улья-новск. Афанасьева А.Б.27-29 мая 2014 г. XVI Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Образование – культура — экономика в устойчивом развитии Российской Федерации». — Афанасьева А.Б.Всероссийские:II Всероссийская (с международным участием) научно-общественная конференция «Куль-тура – путь в будущее», 27–28 июля 2014 г. , Усть-Кокса Республики Алтай – Афанасьева А.Б.VIII Санкт-Петербургский Саммит психологов 1-3 июня 2014г., Санкт-Петербург – Котова С.А.VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога» в рамках VI Российского форума «педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 4 сен-тября 2014г., Санкт-Петербург – Котова С.А.
Направления научной работы на кафедре
Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка образована 01.09.2013 г. путем слияния кафедры педагогики и психологии начального образования (зав. кафедрой — Э.В.Онищенко) и кафедры художественного развития ребенка (зав. кафедрой – Т.А.Барышева).
В 2013 году сотрудниками кафедр педагогики и психологии начального образования и художественного развития ребенка (далее ПиПНО и ХОР) в области научно-исследовательской работы был поставлен комплекс задач, направленный на реализацию 3-х научных тем: 1 тема — «Многоуровневая дифференцированная подготовка специалистов начального образования» (научные руководители – Э.В. Онищенко, С.А. Котова, Т.А. Барышева). Данная проблема исследовалась в рамках научного направления № I — «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования». В соответствии с задачами, поставленными кафедрой в области научно-исследовательской работы по данной теме в 2013 году сотрудники кафедры ПиПНО принимали участие: • в разработке образовательной программы подготовки бакалавров «Начальное образование» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения); • в разработке рабочих программ и УМК учебных дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» в соответствии с учебным планом ФГОС ВПО 3 поколения; • в создании контрольно-измерительных материалов по дисциплинам психолого-педагогической направленности; • в разработке образовательной программы подготовки магистров «Управление качеством начального образования» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения); • в разработке образовательной программы подготовки магистров «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения); • в разработке программ рабочих программ и УМК учебных дисциплин подготовки магистров в соответствии с учебным планом ФГОС ВПО 3 поколения. • в создании контрольно-измерительных материалов по дисциплинам магистратур.
2 тема – «Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения». Названная тема исследовалась в рамках научного направления № III — «Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения» (научный руководитель – Г.И. Вергелес). В связи с многолетней разработкой данной темы сотрудниками кафедры, в 2013 году было продолжено изучение процесса формирования творческих способностей младших школьников в контексте различных видов деятельности, а также актуализирована проблематика по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. На этом основании в 2013 году был сформулирован следующий комплекс задач: • изучение своеобразия психики в условиях организации различных видов творческой деятельности младших школьников; • характеристика показателей оценки общих творческих способностей младших школьников в различных видах их творческой деятельности и художественном образовании; • разработка методик для оценки динамики духовно-нравственного развития младших школьников. • разработка методологии использования метода проектов в начальном образовании.
Проведенные исследования позволили: • Уточнить набор критериев и комплекс показателей развития творческих способностей младших школьников в различных видах творческой деятельности, в том числе в ходе руководства магистерскими и кандидатскими диссертациями. • Изучить психолого-педагогические условия развития креативности детей и школьников. • Оценить результативность внедрения инновационных технологий организации творческой деятельности младших школьников с целью развития их творческих способностей в ходе организации воспитательно-образовательной деятельности в начальной школе (В.А.Тургель, А.Н.Мисюкевич и др.) • Оценить результативность внедрения курса ОРК и СЭ в начальной школе (С.А.Котова, Л.Ю.Савинова) • Разработать систему работы по вовлечению младших школьников в здоровьесозидающую деятельность (С.А.Котова).
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях преподавателей кафедры на 19 научных конференциях различного уровня, подготовке и проведении сотрудниками кафедры межвузовского круглого стола «Проблемы внедрения курса ОРКиСЭ в начальной школе», в подготовке и издании 3 монографий и 6 учебных пособий. Осуществлена подготовка методических рекомендаций по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014». Полученные в результате проведенных исследований данные обогащают педагогику и педагогическую психологию, расширяют представления о становлении младшего школьника как субъекта учебной деятельности и поведения, дают возможность сделать этот процесс целенаправленным. Они расширяют и углубляют понимание процесса модернизации как начального образования, так и непрерывного образования в целом; могут быть полезны как для вузовских преподавателей, так и для тех, кто непосредственно занят в сфере начального образования (школьные психологи, учителя начальных классов, социальные педагоги, администрация школ).
1. ПРОЕКТ «ЭТНОКАЛЕНДАРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» Вот уже второй год преподаватели кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка под руководством проф. Онищенко Э.В. участвуют в реализации проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для учащихся начальной школы. Исполнителями проекта являются:
а также сотрудники и преподаватели других кафедр Института детства и факультетов РГПУ им. А.И. Герцена. Проект с 2007 года реализуется в рамках региональной программы «Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге» (Программа «Толерантность»), принятой правительством нашего города. Комплекс информационных и методических материалов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» – это совместный проект петербургских ученых, представляющих культурологию, этнографию, педагогику, религиоведение, историю, искусствознание и ряд других дисциплин, посвящённый культурным традициям жителей города в их многообразии. Проект имеет целью приобщение детей к этим традициям, знакомство их с важнейшими для города и страны датами и событиями совместной жизни. Его воспитательные возможности очевидны. «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» представляет собой интегрированный календарь основных памятных дат и праздников представителей этносов, проживающих в Санкт-Петербурге с его традициями межнациональных отношений, диалога культур. Методические материалы позволяют дать возможность детям и молодёжи узнать о своеобразии культур разных народов, их традициях, верованиях, заинтересовать тем, как и чем живут люди в соседнем доме, на ближайшей улице, познакомиться с основами собственной традиционной культуры, понять ее истоки, иметь представление о тех, кто строил город и страну, кто составил славу науки, искусства нашей Родины.
Благодарности от издательства «Фрегат» и Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга получили следующие участники проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2014»:
2. ГРАНТ РГНФ:№12-06-12030. ПРОЕКТ: «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «МИР ДЕТСТВА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ»
Проект направлен на разработку многоуровневой мультимедийной информационной системы (далее МИС), содержащей значительный объем материалов и исследований, посвященных разрешению таких серьезных проблем современности как: нарушение преемственности между поколениями и передачи культурных традиций, ослабление устойчивых связей между этнически своеобразными культурами, приводящих к острым межнациональным конфликтам, росту индивидуализма и взаимной отчужденности между отдельными людьми, социальными группами и слоями. Объектом МИС является феномен детства и его субкультура. Проект предполагает использование интернет-пространства с целью создания энциклопедически полного и научно систематизированного информационного массива, посвященного эволюции детства на различных исторических этапах развития цивилизация, его отражению в этнической и социокультурной среде разнообразных регионов и развитию мира ребенка с точки зрения совершенствования комплекса форм, средств и способов взаимодействия с ребенком окружающего его социума. Представляя феномен детства, особенности оформления и развития окружающего ребенка пространства (социального, культурного, образовательного), сайт делает достоянием широкой общественности наиболее значимые достижения отечественной и мировой педагогической культуры. Предполагается, что актуальность предлагаемого Проекта связана с неизменно устойчивым интересом общественности к «миру детства». Реализация Проекта ориентирована на создание интерактивного сайта, где на научной основе с использованием современных музейных, компьютерных, информационных, коммуникационных, дизайнерских технологий представлен материал о социокультурном феномене детства, оформлен комплекс электронных экспонатов, имеющих разноплановый характер и включающих определенную идеографическую информацию (описания, книги и статьи), информационные/статистические базы данных (таблицы), изображения (фото), библиографическую, а также и аудио-(видео-) информацию и т.д. На этом основании можно сделать вывод, что оформление сайта подобного виртуального «мира детства» позволит объединить спектр неоднородных коллекций и информационных баз в единое виртуальное хранилище, связанное с детской субкультурой. http://www.mirdetstva-kio.ru/