Кафедра зоологии и генетики

Контакты

Руководство

Состав кафедры

# ФИО Должность Ученая степень
1 Атаев Геннадий Леонидович заведующий кафедрой доктор биологических наук
2 Бабич Полина Сергеевна доцент кандидат биологических наук
3 Гвоздев Михаил Александрович профессор кандидат биологических наук
4 Горбунов Петр Станиславович доцент кандидат биологических наук
5 Зачепило Татьяна Геннадьевна доцент кандидат биологических наук
6 Исакова Надежда Петровна доцент кандидат биологических наук
7 Корнилова Ольга Анатольевна профессор доктор биологических наук
8 Кружкова Юлия Игоревна доцент кандидат биологических наук
9 Кузнецова Елена Станиславовна доцент кандидат биологических наук
10 Прохорова Елена Евгеньевна доцент кандидат биологических наук
11 Стрельцов Александр Николаевич декан кандидат биологических наук
12 Токмакова Арина Сергеевна доцент кандидат биологических наук
13 Усманова Регина Рустамовна ассистент  
14 Цымбаленко Надежда Васильевна профессор доктор биологических наук

Кафедра зоологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена основана в 1909 г. в Женском педагоги­ческом институте, который был организован на базе Женских педагогиче­ских курсов 23 июня 1903 года. Первое заседание комиссии по вопросам постановки преподавания учебных дисциплин во вновь организованном институте состоялось 19 октября 1903 г.

Комиссию по дисциплинам биологического цикла возглавлял зоолог, профессор В. Т. Шевяков. Чле­нами комиссии были профессора В. В. Половцев и М. Н. Римский-Корсаков. Из дисциплин биологического цикла были приняты: анатомия с включением анатомии человека, физиология, химия, физика, естествове­дение и ряд общеобразовательных предметов.

Основателем кафедры зоологии, первым ее заведующим стал один из выдающихся зоологов России, профессор Валентин Александрович До­гель (впоследствии член-корреспондент АН с 1939 г.), ученик профессора Владимира Тимофеевича Шевякова. В. А. Догелю принадлежит основ­ная заслуга в организации и руководстве кафедрой и, прежде всего, в постановке учебного процесса. Под его руководством и при непосред­ственном участии были разработаны программы учебных курсов лекций и лабораторных практикумов, полевых практик по зоологии.

Совместно с М. М. Берг им была создана материальная база учебного процесса с включением в нее фонда препаратов, химических реактивов, красителей, лабораторной посуды, оборудования для полевых практик. Важнейшей заслугой В. А. Догеля является также организация первокласс­ного зоологического музея, который был создан на базе коллекций Жен­ских курсов Лохвицкой-Скалон, существовавших до организации Женс­кого педагогического института.

Зоологический музей сохранился до настоящего времени, и ему по-прежнему принадлежит существенная роль в учебном процессе по всем дисциплинам зоологического цикла.

Зоологический музей кафедры и в наши дни представляет один из луч­ших музеев педагогических университетов и институтов, в него прово­дятся экскурсии для учащихся школ города и области.

В 1918 г. Педагогический институт был переименован в «Первый педа­гогический институт», а в 1920 г. ему присвоили имя Александра Ивановича Герцена, и он получил статус Государственного педагогического института имени А. И. Герцена.

В течение первых лет заведования кафедрой зоологии в педагогиче­ском институте им. А. И. Герцена В. А. Догель привлекал к чтению лек­ций известных ученых-зоологов. Среди них — почетный член Академии Наук — профессор Н. М. Книпович (1918-1925), автор учебника «Курс об­щей зоологии». Профессор В. Д. Зеленский читал лекции по курсу общей биологии (до 1930 г.). Хорошо известный в истории русской школы био­логов профессор И. И. Полянский читал лекции по общей биологии (1922-1930). На организованной им Павловской экскурсионной станции сту­денты-биологи педагогического института им. А. И.Герцена проходили летнюю полевую практику по зоологии и ботанике.

Педагогическая деятельность В. А. Догеля неразрывно связана с его научными исследованиями в области протозоологии, паразитологии, сравнительной анатомии и эволюции беспозвоночных. К научной рабо­те он активно привлекал студентов и имел уже тогда, в 20-е годы, много своих учеников, как в педагогическом институте, так и на кафедре зооло­гии беспозвоночных в Ленинградском Университете.

В 1933 г. В. А. Догель перешел в Ленинградский Государственный Уни­верситет, где возглавил кафедру зоологии беспозвоночных. Кафедру зоо­логии педагогического института он передал своему ученику и сотруд­нику профессору (впоследствии член-корреспондент Академии Наук) Юрию Ивановичу Полянскому. В этот период времени коллектив кафед­ры состоял преимущественно из учеников В. А. Догеля: А. А. Стрелков, Ю. К. Петрушевский, Е. М. Хейсин и В. И. Полянский. Несколькими го­дами позже в число основных сотрудников кафедры вошли и ученики Ю. И. Полянского: В. В. Барбарин, Л. М. Соловьева, А. Ф. Орлова, Е. Н. Фро­лова.

В течение 30-х годов учебная и научная деятельность кафедры зооло­гии развивалась весьма интенсивно. В учебный план были введены но­вые предметы: генетика, эмбриология, зоогеография, спецкурсы зооло­гического профиля. При кафедре была открыта аспирантура (1932 г.)., к научной работе активно привлекались студенты.

Под руководством А. А. Стрелкова начал свою работу зоологический кружок, на базе которого студенты могли выполнять научные исследо­вания, выступали с докладами, занимались в лабораториях кафедры, ос­ваивали программу большого практикума по зоологии. В 1932 г. при кафедре была открыта аспирантура и началась подготовка молодых спе­циалистов — будущих преподавателей высших учебных заведений.

В 1937 г. начала функционировать биологическая станция в поселке Вырица Ленинградской области, и полевая практика по зоологии, гене­тике, ботанике и другим предметам биологического цикла вошла в каче­стве важного звена в подготовку учителя биологии.

Коллектив кафедры создает ряд методических пособий для студентов и учителей биологии. При авторстве и под редакцией Ю. И. Полянского были изданы: «Биологический эксперимент в школе» (1935 г.), «Практи­ческие занятия по биологии» (1935,1937), авторы — Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков; создано руководство «Большой практикум по зоологии беспозвоночных», авторы которого А. В. Иванов, Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков. Это уникальное по своему содержанию и значению для учеб­ного процесса руководство получило широкое распространение в университетах и педагогических институтах. Книга выдержала 3 изда­ния: 1-е-в 1941 г., 2-е в 1958 г. 3-е издание включило 3 тома (части), из которых первый том опубликован в 1981 г., второй — с участием А. С Мончадского в качестве четвертого автора, опубликован в 1983 г., а тре­тий том выпущен в 1985 г.

В 1939 г. начинается выпуск серии «Ученые записки» кафедры зооло­гии. Преподаватели и аспиранты кафедры публикуют в этом печатном издании свои труды. До 1947 г. опубликовано 4 тома «Ученых записок».

1940-1945 гг.

Как только началась Отечественная война в 1941 г. Ю. И. Полянский и Е. М. Хейсин ушли в ряды действующей армии. Заведование кафедрой принял профессор А. А. Стрелков, и с 1941 по 1946 гг. он руководил деятель­ностью кафедры зоологии. Вместе с рядом сотрудников кафедры и факуль­тета А. А. Стрелков и его семья были эвакуированы на Северный Кав­каз, а затем на Урал, в гор. Кыштым. В весьма трудных условиях, благо­даря самоотверженной деятельности А. А. Стрелкова и находившихся вместе с ним сотрудников кафедры, была организована учебная база, на которой проводились занятия со студентами в течение 6 лет эвакуации. А. А. Стрелков сумел сохранить и основные кадры кафедры.

После эвакуации кафедры в 1941 г. большая часть ее имущества оста­лась в Ленинграде, остался и зоологический музей. В течение всего пери­ода военных действий, в период блокады Ленинграда, на кафедре рабо­тали оставшиеся в городе сотрудники: К. С. Ильина, Н. В. Яковлева, М. Б. Гожева, А. В. Барбарина. В тяжелых условиях блокады города, посто­янного артиллерийского обстрела, они самоотверженно трудились, при­нимая все меры, благодаря которым оставшееся в помещениях кафедры ценное имущество и зоологический музей были сохранены.

Из эвакуации коллектив сотрудников кафедры возвратился в Ленин­град в 1945 г., и в 1946 г. к руководству кафедрой зоологии вновь прихо­дит Ю. И. Полянский после окончания службы в армии. После 5-летнего перерыва кафедра восстанавливает в полной мере учебный процесс и продолжает научные исследования, включая в них ряд новых тем и на­правлений. Следует отметить, что тематика научных исследований, на­чатая в 1933 г. и продолжавшаяся до 1948 г., развивалась в едином на­правлении с использованием разнообразных экспериментальных подхо­дов. Основное внимание было направлено на глубокое изучение морфо­логии, физиологии и жизненных циклов свободноживущих протистов и эндобионтов.

Именно в это время был выполнен целый ряд фундаментальных иссле­дований разных систематических групп протистов. А. А. Стрелкову при­надлежит большая серия первоклассных исследований инфузорий — облигатных эндобионтов рубца жвачных парнокопытных животных и многочисленного комплекса видов инфузорий их кишечника непарно­копытных млекопитающих. В ряде статей и в своей монографии — «Пара­зитические инфузории из кишечника непарнокопытных семейства Equidae» (Учен. зап. Инст. им. А. И. Герцена, Mb 17,1939) А. А. Стрелков впервые приводит подробное описание системы, морфологии, особенно­стей экологии, жизненных циклов, путей происхождения и эволюции этой специфической и многочисленной группы инфузорий.

В серии экспериментальных исследований Ю. И. Полянского, А. А. Стрелкова, С. Г. Киль впервые была показана пластичность и широкий спектр морфологической изменчивости инфузорий рубца жвачных живот­ных под воздействием факторов внешней среды (1939-1941). Эти работы, выполненные в области экологической паразитологии, имеют общебиоло­гическое значение и в наши дни.

Послевоенные годы

Исследования А. Ф. Орловой, часть которых выполнена в соавтор­стве с Ю. И. Полянским, раскрыли закономерности адаптации инфузо­рий (парамеций) к изменениям температурных условий и соленостного фактора внешней среды. В этих работах получены убедительные доказа­тельства феномена длительных модификаций, формирующихся у инфу­зорий под влиянием изменения среды обитания. Исследования актуаль­ны и сохранили свое высокое значение до настоящего времени. В частно­сти, феномен длительных модификаций был получен и подтвержден в экспериментальной работе аспиранта кафедры Толмашовой Г. Т., объек­том изучения которой были Euglena gracilis и Astasia longa при культивировании, этих двух видов эвгленид в средах с повышенным содержанием кальция (1990).

Изучением биологии и жизненного цикла кокцидий кролика занимался на кпфедре в течение ряда лет профессор Е. М. Хейсин. Он внес много новых данных в жизненный цикл кокцидий и впервые дал полное описа­ние всех его стадий в своей монографии «Кокцидий кишечника кролика» (1947). Занимаясь совершенствованием учебного процесса по зоологии и участвуя в проведении полевой практики студентов на Агробиостанции в пос. Вырица, Е. М. Хейсин написал «Краткий определитель пресновод­ной фауны» (1951). Этот определитель уже в течение 50 лет и до сегод­няшнего дня служит незаменимым пособием при изучении водной фау­ны на полевой практике студентов по учебной программе курса зооло­гии беспозвоночных.

В течение ряда лет (1939-1948) на кафедре изучалась проблема энерге­тического обмена на разных этапах жизненного цикла инфузорий (В. В. Барбарин, Л. М. Соловьева, Т. А. Маркова, Н. А. Помряскинская). Было показано, что интенсивность энергетического обмена служит одним из важнейших критериев физиологического состояния одноклеточных орга­низмов и, соответственно, выживания их в меняющихся условиях среды обитания. Развивались на кафедре и исследования по зоологии позво­ночных, включавшие главным образом ихтиологическую тематику и ас­пекты зоогеографии (Ю. К. Петрушевский, А. В. Гриб).

Трагические последствия для кафедры имели итоги сессии ВАСХНИЛ, которая проходила в августе 1948 г. Коллективу преподавателей кафед­ры во главе с Ю. И. Полянским было предъявлено обвинение в причаст­ности к менделизму-морганизму (направлению в генетике, которое в то время было признано враждебным). Профессора Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков и Е. М. Хейсин, а также несколько основных преподавателей были вынуждены прекратить работу на кафедре, деятельность которой в течение последующих 2-х лет была полностью нарушена. После этих не­гативных событий Ю. И. Полянский на кафедру не вернулся. Не верну­лись и профессора А. А. Стрелков и Е. М. Хейсин.

Однако на протяжении многих последующих лет Ю. И. Полянский поддерживал контакты с коллективом кафедры. Тесное содружество с ка­федрой зоологии и кафедрой методики преподавания биологии и эколо­гии нашло свое отражение при подготовке к изданию учебника «Общая биология» для старших классов средней школы. В коллектив авторов учеб­ника, созданный Ю. И. Полянским, вошли: В. М. Корсунская, Н. М. Верзилин, Л. Н. Жинкин, К. М. Суханова, а также профессора А. Д. Браун (Инст. цитологии РАН) и А. С. Данилевский (ГУ). Этот учебник выдер­жал около 30 изданий.

1950-1970 гг.

С 1950 г. и в течение 10 последующих лет кафедру возглавлял профес­сор Сергей Владимирович Герд. По своей научной специализации он был гидробиологом, имел многолетний опыт педагогической деятельности и известен как методист в области зоологии, как прекрасный педагог и руководитель.

Работая на кафедре зоологии, С. В. Герд продолжал начатые им ранее исследования озер Карелии, целью которых было изучение влияния гуми­фикации на биологическую продуктивность водоемов. Результаты много­летних исследований он изложил в своей монографии «Биоценоз бенто­са больших озер Карелии» (1952). К исследованиям озер Карелии, а так­же ряда водоемов Ленинградской области, он широко привлекал аспи­рантов и студентов. Большинство этих исследований было опубликова­но в печати (Е. В. Семенова, Т. В. Щербина).

Под руководством С. В. Герда интенсивно совершенствовалась и раз­вивалась учебная деятельность кафедры. Разрабатывались новые мето­дики преподавания курсов зоологии, полевых практик, большое внима­ние уделялось работе со студентами заочного отделения. Для студентов-заочников были обновлены учебные программы по курсам кафедры и написаны методические пособия: «Методические указания к программе и контрольные работы по зоологии беспозвоночных» — К. М. Суханова (1956 г.). Ряд методических пособий для учителей школ написал С. В. Герд: «Аквариум в школе» (1953 г.), «Террариум в школе» (1956 г.). Создан также целый ряд пособий для курсов зоологии, особенно для полевых практик: Т. Н. Михина, Е. Н. Фролова, Т. В. Щербина — «Практикум по зоологии беспозвоночных» (1962 и 1975); Е. Н. Фролова, Е. Ф. Керер, Т. В. Щербина — «Полевая практика по зоологии беспозвоночных» (1970 г.). Доцент А. Ф. Орлова (1957) опубликовала руководство для работы студентов заочного отделения над курсовыми проектами по зоологии.

При активном участии С. В. Герда на кафедре начала развиваться ор­нитологическая тематика, которой руководили доценты: И. В. Покровс­кая, И. В. Прокофьева, П. Н. Митрофанов, Н. С. Серпокрыл. Тематика оказалась весьма перспективной, в ней приняли участие многие студен­ты. Орнитологические исследования продолжаются и сейчас, особенно в период полевых практик по зоологии позвоночных. С. В. Герд уделял много внимания работам студентов в заповедниках, на биостанциях, на длительных экскурсиях в природу. В 1951 — 1957 гг. в экспедициях уча­ствовало более 80 студентов.

С. В. Герд много работал с учителями школ, проводил для них кон­сультации, занимался с учащимися школ на Агробиостанции в Вырице, в зоологическом музее кафедры, много работал со студентами и аспи­рантами. Он был строгим и требовательным преподавателем, воспитате­лем молодого поколения и, вместе с тем, очень доброжелательным чело­веком, с глубоким уважением относился к людям, ко всем, кто вместе с ним работал. Под его руководством с 1953 по 1957 годы опубликовано три тома «Ученых записок» кафедры, защитили диссертации 9 аспиран­тов. Среди них — ученики С. В. Герда и проф. Л. Н. Жинкина, который в эти годы работал на кафедре зоологии. Научная тематика Л. Н. Жинки­на — это область экспериментальной эмбриологии, в которой вместе с ним работали доцент 3. Ф. Исаченко, доц. Е. А. Валыптрем и аспиранты: А. А. Монич, Т. В. Михальченко. Дальнейшего развития на кафедре эти исследования не получили. Однако близкие к данной тематике исследо­вания успешно проводила доцент А. Ф. Орлова. В течение нескольких лет она изучала влияние факторов внешней среды на развитие гонад ма­лого суслика. А. Ф. Орлова с участием студентов проводила эти исследо­вания в контакте с профессором И. Я. Поляковым, зав. лабораторией прогноза размножения грызунов ВИЗР.

В 1957 г. произошло объединение педагогического института им. А. И. Герцена с Ленинградским педагогическим институтом, и, соответствен­но, произошло объединение факультетов и кафедр. В состав кафедры зоо­логии полностью вошла аналогичная кафедра этого института, распола­гавшаяся в здании на Малой Посадской улице. Коллектив преподавате­лей этой кафедры состоял из 5 человек, и возглавлял ее профессор В. В. Петров. После объединения состав кафедры был увеличен до 22 человек: 3 профессора, 6 доцентов, 5 ассистентов и 8 лаборантов, а также 10 аспи­рантов; значительно увеличилось и число студентов. Увеличился объем учебной работы: по дисциплинам зоологического цикла и цикла эволю­ционного учения проводятся занятия в 70 группах студентов, и в 46 груп­пах студентов проводится полевая практика по зоологии на территории двух биостанций — в Вырице и в Железо. Все виды занятий по дисципли­нам биологического профиля проводятся на факультетах естествознания, географии и физического воспитания.

В период с 1961 по 1965 год (после смерти С. В. Герда) руководителем кафедры зоологии стал профессор В. В. Петров. Эти годы характеризу­ются продолжением уже существующих направлений учебной и научной работы, но несколько расширилась ихтиологическая тематика исследований, поскольку В. В. Петров был ихтиологом по своему научному на­правлению и интересам.

С 1965 по 1967 год кафедру зоологии возглавляет профессор Ф. Д. Мордухай-Болтовской, гидробиолог по своей биологической специализа­ции. В этот же период времени на кафедру возвращается профессор В. В. Барбарин, ученик Ю. И. Полянского и в 1967 г. становится заведующим кафедрой. В это время в педагогическом институте им. А. И. Герцена был основан факультет повышения квалификации (ФПК) преподавателей разных специальностей и, в том числе, преподавателей биологии. В. В. Барбарин стал деканом этого факультета.

После длительного перерыва (с 1948 по 1967 г.) на кафедре возобнов­ляется учебный курс генетики, и в коллектив кафедры приходят молодые специалисты-генетики: П. Я. Шварцман, Л. В. Бондаренко, В. М. Кузне­цов, Т. Б. Ромашкина и, несколько позже Н. В. Решетова. На кафедре организуются 3 цикла слушателей ФПК, которые специализируются по зоологии (руководитель К. М. Суханова), эволюционному учению (ру­ководитель 3. Ф. Исаченко) и генетике. Доцент, впоследствии профессор П. Я. Шварцман выполнил большую работу по восстановлению курса генетики для студентов и стал руководителем группы слушателей ФПК, проходивших специализацию по генетике. Активно, под руководством П. Я. Шварцмана, начали развиваться и научные исследования по гене­тике, в основу которых была положена проблема химического мутагене­за. К исследовательской работе по данной проблеме активно привлека­лись студенты, выполнявшие курсовые и дипломные работы.

В. В. Барбарин включил в научную работу кафедры исследование энер­гетического обмена в процессе травматической регенерации двухслой­ных (гидра) и низших трехслойных животных (ресничные черви планарии). Эта проблема имеет важное значение в выяснении путей возникно­вения и эволюции бесполого размножения у беспозвоночных. Под руко­водством В. В. Барбарина работали аспиранты: Г. Н. Михеева, Л. М. Ортобаева, Е. Ф. Керер, Н. С. Новикова. Двое из них, Л. М. Ортобаева и Е. Ф. Керер успешно защитили кандидатские диссертации. Однако это направление исследований не получило дальнейшего развития на кафед­ре.

1970-1990 гг.

В начале 70-х годов значительно расширилась аспирантура при ка­федре зоологии, и к руководству аспирантами были привлечены доцен­ты И. В. Покровская, И. В. Прокофьева, Е. А. Валыптрем, П. Я. Шварц­ман.

Как и во все предыдущие годы на кафедре продолжалась методичес­кая работа по созданию необходимых учебных пособий по предметам кафедры для студентов, особенно для студентов-заочников.

В 1975 г. профессор В. В. Барбарин был серьезно болен и далее не смог продолжать заведование кафедрой.

В 1976 г. на должность заведующей кафедрой зоологии была избрана профессор К. М. Суханова. В это время значительно расширился учеб­ный курс генетики, который студенты изучали не только на факультете биологии, но и на ряде других факультетов (П. Я. Шварцман). Был рас­ширен и модернизирован курс эволюционного учения (3. Ф. Исаченко), введен новый для кафедры курс цитологии (К. М. Суханова). Увеличи­лось число слушателей и групп ФПК, произошло их распределение по основным предметам кафедры: зоология (И. В. Покровская, Н. С. Серпокрыл), генетика (П. Я. Шварцман), цитология (К. М. Суханова), эво­люционное учение (3. Ф. Исаченко), были составлены новые учебные про­граммы по предметам каждой группы.

В связи с введением в учебный процесс предмета цитология (биология клетки) написан учебник «Цитология» (авторы: А. С. Трошин (ред.), А. Д. Браун, Ю. Б. Бахтин, Л. Н. Жинкин, К. М. Суханова) специально для студентов педагогических институтов (1970; 1978).

В 1976 г. по распоряжению декана факультета вводится сезонная поле­вая практика по зоологии беспозвоночных в Вырице. Для этой практики в природе, очень нужной и важной в подготовке учителя-биолога, были составлены новые программы, и практика проходила очень успешно. Традиционно, в соответствии с учебным планом, проводится сезонная полевая практика по курсу зоологии позвоночных (Д. В. Романов, Е. М. Замосковский) и летняя полевая практика по этому предмету (Н. С. Серпокрыл, Д. В. Романов, Е. М. Замосковский, И. В. Покровская).

При активном участии П. Я. Шварцмана в учебный процесс введена полевая практика по курсу генетики, которая проходит на Агробиостан-ции в Вырице. Написана оригинальная программа полевой практики для студентов IV курса факультета биологии (П. Я. Шварцман, Л. В. Бонда­ренко, Т. Б. Ромашкина).

В течение ряда лет (70-е, 80-е годы) по кафедре зоологии проходил учебный курс «Основы сельского хозяйства», существенную часть кото­рого составлял раздел животноводства, и потому на Агробиостанции в Вырице содержалась коллекция гусей, уток, кур и кроликов. В коллек­ции были хорошо подобраны группы каждой породы с/х птиц и кро­ликов (доценты И. Л. Скворцова, К. К. Каримов). Студенты, проходившие практику по программе курса основ сельского хозяйства, изучали породы домашних птиц и кроликов, правила ухода за ними, правила кормления и подбора необходимых кормов, знакомились с особенностя­ми их биологии. Нельзя не отметить творческую деятельность доцента И. Л. Скворцовой, которая опубликовала ряд научных статей об особен­ностях ценных пород кроликов для Северо-Запада России. И. Л. Скворцова ежегодно принимала участие во Всесоюзных выставках по сельско­му хозяйству и получила ряд дипломов за улучшение ценных пород кро­ликов. Однако в конце 80-х годов коллекция с/х птиц и кроликов прекратила свое существование, и практика студентов по курсу основ сельского хозяйства была прекращена.

В 80-е годы учебная деятельность и научная работа кафедры получи­ли четко выраженную экологическую направленность. Возобновлены исследования эндобионтов пищеварительного тракта копытных. О. А. Корнилова изучает фауну энтодиниоморфных и других групп инфузо­рий, обитающих в рубце и сетке (желудке) парнокопытных и в кишечни­ке непарнокопытных (1987; 1991). Впервые изучена фауна эндобионтов кулана, продолжено изучение инфузорий из желудка сайги (1997), овце­быка, верблюда, из кишечника зебры и осла. Составлен и опубликован определитель инфузорий, обитающих в кишечнике лошадиных (Корни­лова, 1995). Многочисленная группа инфузорий — эндобионтов травояд­ных имеет важное значение в биологии как один из редких примеров со­пряженной эволюции эндобионта и хозяина.

Интенсивно развивается орнитологическая тематика, изучается био­логия воробьиных птиц, главным образом в период гнездования, ведут­ся работы по этологии (И. В. Покровская, Н. С. Серпокрыл). В течение ряда последних лет изучаются адаптации птиц к обитанию в экстремаль­ных условиях пустыни (острова и прибрежные зоны Аральского моря). Автор исследований Д. О. Елисеев.

Новым направлением исследовательских работ по орнитологии в пе­риод полевой практики следует назвать запись голосов птиц в весенний и летний периоды. Автор этих работ — доцент П. Н.Митрофанов. Зани­маясь изучением голосов птиц в течение нескольких лет, он внедрил этот интересный и важный материал в учебный процесс. Кроме того, свой оригинальный материал, включивший целый ряд новых записей, П. Н. Митрофанов представил в фонотеку РАН.

В течение 80-х годов вновь начали развиваться и продолжаются до настоящего времени исследования фауны перепончатокрылых насекомых (пчелы, шмели, осы). Доцент П. С. Горбунов в годы обучения в аспирантуре и последующего времени работы на кафедре организовал пчелиную и шмелиную пасеки на территории Агробиостанции в Вырице. Пасеке принадлежит существенная роль в полевой практике студентов, в позна­нии биологии местной породы пчел. Она была необходима и для выпол­нения курсовых и дипломных работ студентов и кандидатской диссерта­ции П. С. Горбунова.

Продолжается изучение фауны и биологии трематод — паразитов рыб и моллюсков реки Оредеж и Вырицкого водохранилища (М. А. Гвоздев). Эти исследования тесно связаны с учебным процессом, особенно в пери­од летней полевой практики студентов.

Еще одно научное направление возникает на кафедре в 1984 г. Оно включает изучение адаптивных морфогенезов в жизненных циклах пресноводных и морских губок (доцент Л. В. Иванова). Это направление продолжает развиваться и в настоящее время, в нем принимает участие много студентов, написана серия курсовых и дипломных работ, написан целый ряд статей в научные журналы, включая и зарубежные публика­ции.

Изучение протистов, традиционно проводящееся на кафедре, в 80-е годы было посвящено выяснению значения этих одноклеточных орга­низмов в биологической очистке сточных вод города. Исследования про­ведены совместно с сотрудниками одной из станций аэрации в Ст. Пе­тергофе (Н. Н. Банина, О. М. Бараусова, К. Ф. Гейспиц, К. М. Суханова), и показана та огромная роль, которая принадлежит гетеротрофным протистам (амебы, жгутиконосцы, инфузории) и бактериям в биологичес­кой очистке сточных вод в аэротенках. По итогам исследований издана книга «Фауна аэротенков», 1984, Изд. РАН, ред. Л. А. Кутикова.

В области генетики интенсивно, с участием многих студентов, изучает­ся проблема химического мутагенеза (профессор П. Я. Шварцман, ст. преп. Т. Б. Ромашкина, Н. В. Решетова). В помощь студентам на полевой практике написана книга — «Полевая практика по генетике с основами селекции» (П. Я. Шварцман, 1986. М., «Просвещение»).

1990-н.в.

В 1993 г. произошла смена руководства кафедрой, и заведующим ка­федрой зоологии стал доцент М. А. Гвоздев. В это время, именно в нача­ле 90-х годов XX в. учебный процесс кафедры и факультета в целом претерпевает изменения в связи с организацией Института Естествозна­ния. В учебном плане появляются новые дисциплины, входящие в систе­му подготовки бакалавров и магистров. Преподаватели кафедры рабо­тают над созданием программ новых учебных курсов, над организацией нового учебного процесса. Созданы учебные пособия для студентов заочного отделения факультета биологии: «Методические рекомендации по зоологии беспозвоночных» (Т. А. Иудина); «Методические указания и задания по курсу »Эволюционное учение» (П. С. Горбунов, 2000). Раз­работаны программы лекций по учебным предметам «История биоло­гии» и «Общая биология» (К. М. Суханова) для студентов I и II курсов Института Естествознания. Периодически обновляются программы по всем учебным курсам кафедры (М. А. Гвоздев, П.С. Горбунов и др.).

Научные исследования преподавателей и аспирантов кафедры разви­ваются по всем упомянутым выше направлениям. Расширены паразито-логические исследования, которые возглавляет М. А. Гвоздев, продол­жая серию работ по изучению трематод водоемов Ленинградской облас­ти. В этом же направлении ведут исследования аспирантка кафедры А. Аванесян и доцент Г. Л. Атаев, недавно защитивший докторскую диссер­тацию на тему «Развитие партенид трематод», и исследования трематод продолжаются.

Новые проблемы также ставятся и решаются, в изучении жизненных циклов свободноживущих протистов — раковинных амеб почвы леса (К. М. Суханова, Т. А. Иудина): впервые изучен полный жизненный цикл тестацей рода коритион, и продолжается изучение биологии рода тринема. У одного из видов рода коритион впервые обнаружен половой про­цесс в форме изогамной копуляции, доказано наличие мейоза, изучена экология этой природной группы протистов, весьма существенно влия­ющих на состояние почвенной биоты леса (Т.А. Иудина).