В ресурсном центре «Точка кипения» РГПУ им. А. И. Герцена состоялся коллоквиум «Педагогическое образование: новые горизонты» на тему «Образы будущего: педагогическое образование вчера, сегодня, завтра». Организовала мероприятие кафедра социологии института истории и социальных наук.
Студенты, обучающиеся по направлению «Социология», обсудили, почему только немногие из многочисленных выпускников педагогических университетов выбирают работу в школе или ином учебном заведении в качестве преподавателя. Модераторами коллоквиума выступили доцент кафедры связей общественностью и рекламы Сергей Зверев, профессор кафедры социологии Елена Окладникова и доцент кафедры истории религии и теологии Алексей Гайдуков.
Участников приветствовала заместитель директора института педагогики Ирина Гладкая, которая высказалась по проблеме коллоквиума: «Мы с коллегами проводили исследование о мотивации студентов, которые выбирают педагогический университет, но в дальнейшем идут по профессиональному пути, не связанному педагогикой. Среди студентов мы выделили три группы: те, кто хочет в дальнейшем пойти работать в школу, те, кто поступает только ради диплома о высшем образовании, и те, кто находится в сомнениях. Последние — самая интересная для нас группа, потому что именно от того, как мы организуем учебный процесс, с чем они встретятся за время обучения в университете, зависит их профессиональный выбор».
В качестве приглашенного спикера на коллоквиуме выступил научный сотрудник Центра профилактики экстремизма РГПУ им. А. И. Герцена Самуил Шурухт. Он рассказал, что такое психологическая компетентность учителя, какими личностными качествами должен обладать педагог и почему для работы в современной школе важно не просто иметь знания, но и уметь анализировать информацию. Студенты активно вступали в диалог с Самуилом Марковичем, отвечая на его вопросы и задавая свои.
Участники обсудили, какую роль играют в выборе выпускником будущего места работы такие факторы, как его личностные особенности, образовательная среда вуза, организация учебного процесса и преподаватели.
В завершении коллоквиума студенты высказали мнения о том, какие меры необходимо принять для возникновения у обучающихся в педагогическом вузе интереса и устойчивой мотивации к учебно-исследовательской деятельности.
Своим взглядом на обсуждаемую проблему поделилась студентка 4 курса кафедры социологии института истории и социальных наук Мария Николаева: «Всё меньше студентов, которые обучаются по направлению “Педагогическое образование”, хотят быть учителями, из-за чего происходит старение педагогического состава в школах. Моя мама работает в школе, поэтому я знаю, что преподавателей моложе тридцати лет там сейчас очень мало. Я думаю, молодых специалистов в первую очередь отталкивают условия: невысокая заработная плата, ненормированный рабочий график. Молодым ребятам хочется пожить для себя, а учитель — это та профессия, которая забирает практически всё твоё время. Считаю, что сейчас обсуждать данную проблему как никогда важно».
Другая участница коллоквиума, также обучающаяся на 4 курсе на кафедре социологии в институте истории и социальных наук, Ася Липатова добавила: «Проблема, которую я бы выделила, заключается в том, что преподавание, в том числе и в общеобразовательной школе, перешло в сферу услуг, снизилось уважение к учителю со стороны общества. Возможно, это тоже одна из причин, почему молодые люди не хотят идти в школу».
Текст и фото: «Педагогические вести»