Студенты 2 курса института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена завершили полевой выезд в Летний университет музея-заповедника «Кижи». Темой сессии герценовцы выбрали изучение орнаментальной культуры Заонежья.
Научным руководителем проекта выступила доцент Лариса Дмитриева, ассистентом — Анастасия Чистова. Перед студентами стояла задача рассмотреть традиционный орнамент в культурологическом контексте как один из самых архаических и устойчивых феноменов культуры, носитель ее информационного «кода» (символа) и мифологического сознания (архетипа), транслятор коммуникативной функции культуры (знак) и мировоззренческий базис ритуально-обрядовых практик (концепт).
Для выполнения проекта герценовцы искали в аптекарском огороде травы Карелии, составившие основу растительного орнамента декоративно-прикладного искусства, в ночь Ивана Купалы плели венок из 12 трав и в соответствии с древним ритуалом опускали его в воды Онеги. В программу выезда вошли мастер-классы по изготовлению славянских оберегов в кузнице и «Хореографический рисунок орнаментального хоровода», освоение декоративных орнаментальных мотивов в технологии набойки ткани, прослушивание ста́рин и сказок в исполнении народного сказителя Олега Скобелева. Студенты осваивали декоративные орнаментальные мотивы в технологии набойки ткани, вместе с музейным специалистом по народному костюму Владленой Кантор наряжали кижскую невесту, встретились с фольклорно-этнографическим ансамблем (руководитель — Наталья Михайлова).
Кроме того, герценовцы благодаря ведущему специалисту по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Александру Любимцеву оказались внутри старейшей в России церкви Воскрешения Лазаря XIV века и в фондовой коллекции «Дерево» увидели музейные предметы, обычно скрытые от глаз посетителей.
Институт философии человека (ранее — факультет философии человека) РГПУ им. А. И. Герцена, подведомственного Минпросвещения России, создан в 1993 году и остается единственным в России научно-образовательным центром по подготовке специалистов в области фундаментальных и прикладных гуманитарных знаний, концентрирующим усилия на комплексном исследовании антропологической проблематики. Образовательный и научно-исследовательский смысл концепции института заключается в интеграции широкого спектра гуманитарных дисциплин (философия, культурология, этика, эстетика, педагогика, теория и практика медиакоммуникаций и др.).
Текст и фото: институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена