В Герценовском университете представители вузов и кураторы программы «Орлята России» из разных регионов страны обсудили определение понятия «социальная активность» и критерии сформированности социальной активности младших школьников. Дискуссия прошла в рамках Всероссийского методического семинар-совещания по реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Участники представили результаты обсуждения в рабочих группах методологии проведения мониторинговых исследований эффективности программы.
Итогом семинара-совещания станет резолюция, которая будет отправлена в Министерство просвещения Российской Федерации. Об этом рассказала модератор семинара, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Людмила Савинова. В резолюции будет отражено единое определение социальной активности, ее показатели и критерии, методы проведения мониторинга, роли базовых вузов и дальнейшие этапы развития программы «Орлята России».
«Социально активным должен быть каждый гражданин России, поэтому формировать активную жизненную позицию нужно с начальной школы. Проведение мониторинга эффективности программы «Орлята России» поможет понять, что является залогом социальной активности и какие воспитательные практики помогают наиболее эффективно ее развивать», — подчеркнула Людмила Савинова.
К участникам семинара-совещания обратился проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике Роман Соколов: «Я уверен, что результаты вашей совместной работы найдут применение и будут очень полезны. Целью является выработка коллективного решения, которое позволит сделать мониторинг программы «Орлята России» более четким и удобным. Конечно же, критерии оценки будут постоянно развиваться, в том числе и благодаря вашему вкладу».
Мониторинг качества реализации программы «Орлята России» был разработан специалистами РГПУ им. А. И. Герцена. Главной задачей семинара стала выработка единого подхода к проведению мониторинга. Мероприятие объединило 40 представителей вузов из 32 регионов и 49 кураторов из 45 регионов страны. В программу первого дня вошли выступления спикеров. Во второй день была организована работа в группах по разработке методологии проведения мониторинговых исследований. На координационном совещании «Анализ результатов и совершенствование методологии исследования эффективности программы «Орлята России» выступили представители рабочих групп.
В рамках блока «Региональные особенности реализации программы» своим опытом поделились базовые вузы по реализации программы и флагманская школа № 258 Колпинского района Санкт-Петербурга. В обсуждении региональных практик приняла участие заместитель директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью ВДЦ «Орленок» Лариса Сайфутдинова. В завершении семинара для участников состоялся концерт молодежного русского народного оркестра «Серебряные струны» под руководством Александра Афанасьева.
Организатором семинар-совещания выступил РГПУ им. А. И. Герцена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации совместно с ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок», ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» и Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых».
С 2023 года Герценовский университет назначен базовым вузом по реализации программы «Орлята России» при Министерстве просвещения РФ. Центральной его задачей является методическая поддержка программы, в зоне ответственности — регионы Северо-Западного федерального округа. Деятельность базовых вузов в программе призвана реализовывать научно-исследовательскую работу по тематике программы, организовывать профессиональную практику студентов по реализации программы «Орлята России», организовывать научно-практические конференции с изданием по итогам методических материалов и электронных сборников.
Текст и фото: Педагогические вести