В РГПУ им. А. И. Герцена начала работу IV Международная научно-практическая конференция «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде». Цель конференции — создание площадки для обсуждения актуальных вызовов, с которыми сталкивается современная система образования, а также знакомства с эффективными практиками и подходами к воспитанию.
Профессор кафедры теории и методики воспитания и социальной работы института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Кривых отметил, что особенность конференции — широкий географический охват. Пленарные заседания и дискуссионные площадки проходят также в Донецком государственном педагогическом университете имени В. Шаталова, Сургутском государственном педагогическом университете, Тюменском государственном университете и Тюменском государственном институте культуры. Директор института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Алла Тряпицына пожелала всем участникам конференции успешной и продуктивной работы. В первый день работы состоялась дискуссионная площадка «Подготовка будущих педагогов к сопровождению субъектов воспитания, находящихся в особых жизненных условиях». «Современные педагоги, выпускники педагогических вузов находятся на передовой борьбы за будущее поколений. Вопросы подготовки педагогов сегодня обсуждаются не только в контексте социальной и политической трансформаций общества, но и в контексте проблем социализации современного ребёнка. Традиционные формы методы и приемы, проверенные временем, утрачивают актуальность», — отметила модератор площадки, доцент кафедры теории и методики воспитания и социальной работы Марина Жданова. Исследователь также обозначила спектр понятий субъектов воспитания в особых жизненных условиях: «Педагогами используются такие термины, как трудновоспитуемый ребёнок, ребёнок группы риска, ребёнок в трудной жизненной ситуации, ребёнок в социально опасном положении. С точки зрения гуманистической педагогики именно последний термин является наиболее актуальным. Когда мы говорим «трудный ребёнок», то подразумеваем, что ребёнка нужно ставить в определённые нормы адаптации, а когда говорим «ребёнок в трудной жизненной ситуации», обращаем внимание на особые жизненные условия, которые и являются источником проблемы. При этом имеется в виду две стороны явления — это и опасные ситуации, в которых находится сам ребёнок, и некие риски, которые создаются для общества со стороны таких несовершеннолетних». Участники дискуссионной площадки представили доклады, посвящённые таким темам, как социализация детей из замещающих семей, профессиональное воспитание учеников психолого-педагогических классов, киберсоциализация детей-сирот, инновационные подходы с замещающими родителями. Организатором конференции на площадке Герценовского университета является кафедра теории и методики воспитания и социальной работы института педагогики.