О том, как встреча литературного гения Фёдора Достоевского и мыслителя Михаила Петрашевского перевернула судьбу писателя и чуть не лишила его жизни, в интервью «Аргументам и Фактам» рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов.
В статье рассматривается связь между движением петрашевцев и восстанием декабристов 1825 года.
Декабрьский мятеж определил внутреннюю политику Николая I, который принял решение не допускать революционных выступлений.
Из-за серьёзных ограничений в области литературы и издания журналов идеи построения жизни на новых началах, которые захватили интеллигенцию того времени, продолжали активно обсуждаться во всевозможных философско-литературных кружках.
Весной 1845 года Михаил Петрашевский – выпускник Царскосельского лицея и юридического факультета Петербургского университета, лингвист, философ и организатор одного из первых социалистических кружков в России, в который и вступил Достоевский, начинает принимать единомышленников в своей квартире. Собрания проходят по пятницам и носят характер дружеских вечеринок.
«Петрашевцы не были каким-то тайным обществом, политической партией, замышлявшей революцию. Пятничные посиделки не закончились бы восстанием, если бы не привлекли внимание императора», — рассказывает Роман Соколов.
Началось все со второго выпуска «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», редактором которого стал Петрашевский. Статьи словаря исподволь пропагандировали демократические идеи и принципы утопического социализма. Издание быстро привлекло внимание цензоров, его изъяли из тиража, а Петрашевского взяли на заметку.
Достоевский присоединяется к «посиделкам» петрашевцев зимой 1846-1847 гг. Спустя несколько лет гости последний раз собираются у Петрашевского. В ту ночь, 22 апреля 1849 года, были арестованы около 30 человек.
Петрашевцам инкриминировали попытку создания революционной организации и богохульство. Вскоре состоялся военный суд, который приговорил к расстрелу 15 человек, высшая военная судебная инстанция расширила этот список до 21. Однако сразу же был составлен некий «План В», заменяющий смертную казнь каторгой. По этому варианту Достоевский должен был получить 8 лет каторги, но в итоге император уменьшил срок вдвое.
Подробнее читайте в материале «АиФ» «От революции – к Богу. Как петрашевцы полностью изменили жизнь Достоевского».