В РГПУ им. А. И. Герцена состоялась III Международная научно-практическая конференция «Университет, открытый регионам». С докладами на пленарном заседании выступили президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева и ректор Герценовского университета Сергей Тарасов.
Ольга Васильева рассказала об актуальных социологических исследованиях, приоритетных задачах в сфере педагогического образования, а также подчеркнула необходимость укрупнения образовательных программ в вузах.
«Разнообразие программ, особенно магистерских, должно быть скорректировано в сторону традиционных направлений обучения с учётом того, каких специалистов мы хотели бы видеть в итоге. Сейчас учителя должны проходить курсы повышения квалификации каждые три года. Нужно определить круг вузов, которые могут давать молодым педагогам знания, необходимые для эффективной работы», — отметила президент РАО.
Ольга Васильева представила результаты социологического исследования «Социокультурный портрет современного студента педагогического вуза», в котором приняли участие 3864 студента из 25 вузов. Выяснилось, что сегодня будущие учителя считают свою профессию более престижной, чем их предшественники. Показатель вырос почти в два раза: с 13% в 2003 году до 24% в 2023. Кроме того, за последние 20 лет возросло значение таких критериев выбора места будущей работы, как «возможность карьерного роста» и «хороший коллектив». Ещё одна позитивная тенденция — рост доли студентов-педагогов, желающих работать по специальности: таких было всего 20% в 2003 году, а в 2023 — уже половина. При этом большинство из этой половины не просто хотят работать учителями, а твердо уверены, что найдут работу по специальности.
Ректор РГПУ им. А. И. Герцена, академик РАО Сергей Тарасов выступил с докладом о взаимодействии региональной образовательной системы с педагогическим вузом.
«Важно, чтобы у педагогических вузов и региональной системы образования были единые цели, осмысленные в контексте развития нашей страны и общества. Сотрудники Герценовского университета провели исследования, в результате которых выявлены три основных типа взаимодействия педагогических вузов и региональной системы образования: интеграция — включение вуза в региональную образовательную систему посредством научно-исследовательской и инновационной деятельности, кооперация — выстраивание отношений с организациями в структуре региональной системы образования, присутствие — подготовка педагогических кадров и привлечение региональных стипендий для обучающихся», — рассказал ректор.
Значимым показателем эффективности взаимодействия педагогических вузов и региональной системы образования Сергей Тарасов назвал трудоустройство выпускников в образовательные учреждения.
«Фактором, влияющим на решение выпускников работать в школе, является отношение общества к учителю. К сожалению, существует тенденция, когда в большинстве конфликтных ситуаций априори винят учителя, поэтому защита интересов педагогов и правовое регулирование субъектов системы образования - важные вопросы, требующие решения. Также хочу добавить, что рассматривать вопрос повышения качества образования необходимо в контексте повышения качества жизни человека», — подчеркнул ректор.
Конференция «Университет, открытый регионам» проводится в третий раз. В этом году в ней приняли участие эксперты из 56 регионов России и стран СНГ — представители региональных и муниципальных органов управления образованием, преподаватели, педагоги, руководители институтов развития образования, а также аспиранты и студенты. Работа конференции продолжилась в рамках тематических секций и круглых столов, на которых обсуждались вопросы непрерывного педагогического образования, совершенствования образовательного процесса на разных ступенях, а также перспективы развития образования.
Текст: Педагогические вести; фото: Педагогические вести, пресс-служба РГПУ им. А. И. Герцена