Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов, один из ведущих исследователей русского средневековья, является общепризнанным экспертом и популяризатором эпохи Александра Невского. В преддверии 300-летия перенесения мощей великого князя из Владимира в Петербург он рассказал о роли личности Александра Невского в истории и значении Крестного хода.
«Великий князь интересен не только как исторический деятель, но и как фигура исторической памяти. Мои исследования посвящены представлениям об Александре Невском в нашем обществе, использованию его образа в идеологических целях и, конечно, почитанию его как святого. Перенесение мощей Александра Невского в Санкт-Петербург в 1723-1724 гг. — важнейший исторический момент. Это событие позволило подчеркнуть значимость новой столицы. У города на Неве появился ещё один святой покровитель наряду с апостолом Петром, русский по происхождению. Причем это человек, который в памяти потомков остался победителем грозных врагов в очень сложное время. Невозможно представить сейчас наш город без Александра Невского, без исторической памяти о нём, без Александро-Невской лавры».
Дата переноса мощей князя тоже имеет свою непростую историю: Пётр I распорядился в 1723 году перенести мощи в Санкт-Петербург так, чтобы они оказались в городе именно 30 августа 1721 года — в день заключения Ништадтского мира.
«Ништадтский мир — это высшая точка политической деятельности Петра. И если эти два события совпадают, то сугубо светский праздник одновременно становится и праздником церковным. Но в 1723 году собирались долго, дорога была непростая, отправились только в августе. Было понятно, что к 30 августа не успеть. В итоге к концу сентября добрались до Шлиссельбурга. Последовало указание оставить мощи на год, и с 1 октября 1723 года до 30 августа 1724 года они хранились там. Наконец, 30 августа их погрузили на галеру, которая отправилась вниз по течению. У ее руля стоял император Петр I», — рассказал Роман Соколов.
Первый Крестный ход, посвященный Александру Невскому в Петербурге, прошел в 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, дочери Петра.
«Одна из целей Елизаветы Петровны была в том, чтобы подчеркнуть свое родство, преемственность правления Петра. Важно отметить, что в XIX веке Крестный ход, посвященный Александру Невскому, был особым событием, участие в котором выражало поддержку правящего монарха, потому что три царя были Александрами. Крестный ход проводился в Российской империи вплоть до прихода советской власти. Конечно, то, что Крестные ходы были возрождены в Санкт-Петербурге в 2013 году, стало особенным знаком того, что мы возвращаемся к истокам», — отметил историк.
Текст и фото: Педагогические вести