28–29 июня в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена состоялась II Всероссийская конференция организаторов Федеральной олимпиады школьников по родным языкам и литературам народов России «Миссия образования по сохранению культурного наследия и языкового разнообразия народов Российской Федерации».
Проект «Федеральная олимпиада школьников по родным языкам и литературам народов России» был запущен по инициативе Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в 2021–2022 учебном году и направлен на воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к родному языку, сохранение этнокультурной самобытности народов России, укрепление статуса родных языков, поддержку и сопровождение способных, талантливых школьников, глубоко владеющих знаниями по родному языку и родной литературе или желающих глубоко изучать родной язык и литературу. Модератором проекта выступил Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. Руководитель проекта — Светлана Федорова, декан факультета довузовского образования и профориентации СВФУ им. М. К. Аммосова. РГПУ им. А.И. Герцена является партнёром проекта. Специалисты по родным языкам из института народов Севера входят в методическую группу разработчиков единых критериев заданий олимпиады, а также координируют и разрабатывают олимпиадные задания по языкам коренных малочисленных народов Севера.
В первый день конференции в Голубом и Дискуссионном залах состоялись экспертные дискуссии «Изучение родных языков в школе и дальнейшая образовательная траектория обучающихся (изучение родных языков в школах РФ)», «Методологическое основание и методическое обеспечение олимпиады», а также партнёрская секция «Основные итоги олимпиады и перспективы её развития». К участию в дискуссиях были приглашены представители вузов-организаторов олимпиады. Это Бурятский государственный университет, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет, Горно-Алтайский государственный университет, Дагестанский государственный педагогический университет, Кабардино-Балкарский государственный университет, Казанский федеральный университет, Калмыцкий государственный университет, Карачаево-Черкесский государственный университет, Институт развития образования РК, Крымский федеральный университет, Марийский государственный университет, Мордовский государственный педагогический университет, Петрозаводский государственный университет, Поволжский государственный технологический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северный (Арктический) федеральный университет, Северо-Осетинский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Сыктывкарский государственный университет, Тувинский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Уфимский университет науки и технологий, Хакасский государственный университет, Чеченский государственный педагогический университет, Чеченский государственный университет, Чувашский государственный институт культуры и искусств, Чувашский государственный университет.
Модераторами выступили Саргылана Брызгалова, заместитель директора Федерального института родных языков народов России, Василий Саввинов, проректор по стратегическому развитию СВФУ имени М. К. Аммосова, Римма Галушина, сенатор Российской Федерации (2018–2023), инициатор олимпиады, Александр Поликарпов, заведующий кафедрой перевода и прикладной лингвистики Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Елена Дьяконова, начальник отдела факультета довузовского образования и профориентации Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.
В заседаниях приняли участие представители федеральных органов власти и профильных ведомств — Государственной Думы, Совета Федерации, Министерства просвещения, Федерального института родных языков народов России, которые входят в Комитеты, занимающиеся проблемами образования и родных языков. Среди почётных участников конференции были Эльвира Аиткулова, депутат Государственной думы РФ, член Комитета Государственной Думы по просвещению Комитета Государственной Думы по просвещению, Марина Антонова, ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, Евгений Петров, руководитель Постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ в Санкт-Петербурге. Они выступили на пленарном заседании «Миссия образования по сохранению культурного наследия и языкового разнообразия народов России», подчеркнув роль родных языков в формировании этнической и гражданской идентичности, важность проводимой олимпиады и актуальность вопросов образования, поднимаемых на конференции.
Участники конференции подчеркнули роль Герценовского университета в развитии языков народов России. Многие выступающие отметили, что являются выпускниками нашего вуза. Саргылана Брызгалова окончила филологический факультет, Римма Галушина — педагогический факультет, Василий Саввинов — географический факультет. Выпускниками Герценовского университета или учениками выпускников оказались и некоторые представители субъектов Российской Федерации — деканы филологических факультетов региональных вузов, сотрудники этноцентров, преподаватели родных языков. На пленарном заседании выступила директор института народов Севера Софья Урун, которая поблагодарила организаторов олимпиады за объединение вузов разных регионов в одном проекте по языкам народов России и предложила расширить спектр языков олимпиады за счет привлечения специалистов института, где преподаётся 23 языка коренных малочисленных народов Севера.
Второй день конференции был посвящён презентации деятельности института народов Севера и подведению итогов. Институт народов Севера подготовил для гостей программу, которая включала экскурсию по учебному подразделению, посещение Музея школьного дела на Севере, знакомство с учебно-методической литературой, изданной институтом за 95 лет работы. Перед гостями выступили студенты института с приветствиями на родных языках — мансийском, хантыйском, юкагирском, долганском, нивхском, чукотском, ненецком. Студенты творческого объединения «Увас хус» исполнили хантыйский танец «Куренька». Софья Урун представила деятельность института в области сохранения языков и культур института народов Севера. Заведующая кафедрой алтайских языков, фольклора и литературы Татьяна Назмутдинова представила проекты института в области родных языков. Преподаватель эвенкийского языка Надежда Булатова рассказала об опыте проведения международной олимпиады по эвенкийскому и орочонскому языкам в Китае. Заведующий Технопарком Иван Макаров познакомил гостей с проектом создания Виртуального музея традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Все участники конференции на завершающем мероприятии поблагодарили Герценовсикий университет, предложили участие в проектах по языкам народов России. Северо-Восточная олимпиада школьников по родным языкам включена в Перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также в Перечень олимпиад, иных творческих конкурсов и мероприятий Министерства просвещения Российской федерации, что предоставляет дипломантам определенные бонусы и преимущества при зачислении в вузы страны (Северо-Восточная олимпиада школьников по профилю «Родные языки» приказ Минобрнауки РФ № 823 от 28.08.2023).
Начавшись как проект, объединивший 9 языков (12 профилей), в 2023–2024 учебном году олимпиада расширилась до 42 языков (46 профилей): абазинский, аварский, агульский, алтайский, башкирский, бурятский, даргинский, долганский, кабардино-черкесский, калмыцкий, карачаево-балкарский, карельский (собственно карельское наречие), карельский (ливвиковское наречие), коми, крымскотатарский, кумыкский, лакский, лезгинский, марийский (горное наречие), марийский (луговое наречие), мокшанский, ненецкий (лесной), ненецкий (тундровый), ногайский, осетинский, русский язык как иностранный, русский язык как родной, рутульский, табасаранский, татарский, тувинский, удмуртский, украинский, хакасский, цахурский, чеченский, чувашский, чукотский, эвенкийский (байкитский), эвенкийский (собственный), эвенский, эрзянский, юкагирский (лесной), юкагирский (тундровый), якутский.
В этом учебном году в олимпиаде приняли участие 12413 школьников. Дипломантами стали 973 школьника. За три года олимпиада превратилась в значимый и масштабный проект. В её реализации принимают участие около 500 специалистов вузовского сообщества и организаций-партнёров. Олимпиада проводилась в 66 регионах страны, в ней также приняли участие граждане 16 зарубежных стран. Олимпиада представлена на многих экспертных площадках, где получила признание профессионального сообщества и общественных организаций, родительской общественности. В 2024–2025 учебном году планируется организовать олимпиаду по 51 профилю.
По информации института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена
Фото: Педагогические вести