Открытие Педагогического форума Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций» состоялось 8 июня в РГПУ им. А. И. Герцена. Подробно о начале первого дня форума читайте по ссылке. Вторая половина дня была посвящена работе секций форума, темы которых охватывали все аспекты современного высшего и среднего профессионального образования, а также преподавательской деятельности.
Ведущими секции «Профессиональные ориентиры преподавателя высшей школы XXI века» выступил проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А. И. Герцена Виталий Кантор.
Секцию «Цифровое образование: возможности и риски» возглавили проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ им. А. И. Герцена Эльвира Ребко и директор института онлайн-образования Финансового университета Правительства Российской Федерации Галина Можаева. Доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Виктор Тимченко рассказал об основных тенденциях и перспективах развития рынка цифровых образовательных технологий.
Модератором секции «Современный университет: территория воспитания» стал проректор по воспитательной работе РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Махов. Открывая работу секции, Сергей Иванович отметил: «В каждую современную образовательную программу сегодня должны быть внедрены рабочие планы воспитательной работы. Такая деятельность ведется в каждом вузе и сегодня мы собрались, чтобы обменяться мнениями и ценнейшим опытом». Участник секции, заместитель директора по воспитательной работе института педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена Галина Иконникова поделилась мнением: «Работа секции была посвящена вопросам воспитания в школе и университете. Были подняты самые злободневные вопросы: о культуре поведения учителя и ученика в школе, о перспективах будущих абитуриентов в университете и их дальнейшей деятельности. Также мы коснулись вопросов составления планов по воспитательной работе — программ, которые должны войти в общую образовательную программу. На мой взгляд, такие встречи должны быть постоянными, потому что они очень интересны и дают огромную возможность выслушать коллег из других регионов и нам поделиться с ними».
Проректор по международному сотрудничеству Герценовского университета Юлия Комарова и директор института иностранных языков Андрей Ачкасов выступили ведущими секции «Языковая компетенция как необходимое условие конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускника на современном рынке труда». «Я очень рада поздравить коллег с нашим праздником научной мысли, когда исследователи, педагоги, методисты могут собраться и обсудить важные темы, поделиться мыслями, которые являются результатом их практической деятельности. Сегодня у нас звучат очень разнообразные доклады, и я уверена, что мы все получим удовольствие, слушая и обсуждая их», — обратилась к участникам Юлия Комарова. Докладчики поделились опытом преподавания иностранных языков в средней и высшей школе, рассказали о реализации международных проектов и формировании коммуникативных компетенций у студентов.
Современное состояние, проблемы и перспективы совершенствования системы аттестации научных кадров по педагогическим специальностям участники обсудили в рамках соответствующий секции. Её модераторами стали директор НИИ педагогических проблем РГПУ им. А. И. Герцена Алла Тряпицына и директор института педагогики Светлана Писарева, а также в дистанционном формате председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки по педагогике и психологии Елена Весна.
Главный редактор журнала «Педагогика» Руслан Бозиев и профессор Московского психолого-социального института Вячеслав Бутаков руководили работой секции «Система образования — база формирования и развития основ межкультурной коммуникации». Участники обсудили такие вопросы, как непрерывное педагогическое образование в цифровую эпоху, психологические аспекты развития личности в современном мире, значение вузовской подготовки топ-менеджеров для будущего страны и многое другое.
Ведущими секции «Университет России: реализация практик педагогических новаций» стали заместитель ректора по работе с регионами РГПУ им. А. И. Герцена Василий Рабош, директор института инновационного и инклюзивного развития Омского государственного педагогического университета Надежда Чекалева, проректор по дополнительному образованию Московского педагогического государственного университета Дарья Кудрявцева и заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета Елена Суханова. Прозвучавшие доклады касались таких значимых вопросов, как конкурентоспособность российского высшего образования, новые задачи в сфере педагогических новаций и обучение специалистов по физической культуре.
Участники и организаторы форума не обошли стороной и столь важную тему, как среднее профессиональное образование. Секцию, посвящённую данному вопросу, возглавили директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин и директор АНО «Региональное Объединённое Содружество «Движение Колледжей», секретарь общественного совета «Росмолодёжи» Антон Актуганов.
Участница форума, профессор кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета Лариса Смышляева рассказала: «Очень важно, что научно-педагогическая общественность, профессионалы в области образования и педагогики, собираются вместе на очень серьёзной коммуникационной площадке и имеют возможность полноаспектно обсуждать проблемы современного университетского образования. Я уверена, что участие в форуме позволит мне наладить новые контакты с коллегами, а также получить важные сведения об актуальных вопросах вузовского образования».
Работа форума продолжится 9 июня — участники подведут итоги на пленарном заседании.
Текст и фото: Педагогические вести