Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Предметная область

Достижения научно-педагогической школы в области образовательного менеджмента, концептуального обоснования и проектирования систем управления образовательными организациями, оценки качества образования и мониторинга образовательных систем широко признаны научной и педагогической общественностью, используются в практической деятельности руководителей образовательных организаций и органов управления образованием. Членами научной школы выполняется широкий спектр фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с разработкой методологии, принципов и методов управления образованием, менеджмента качества образования, мониторинга образовательных систем, инновационного развития отечественного образования. Результаты исследований обобщены в большом числе научных статей, монографиях, учебниках. Публикации членов научной школы отличаются постановкой крупных научных проблем в области образовательного менеджмента, модернизации педагогического образования, повышения качества образования.

Сформулированные членами научной школы теоретические положения, подходы и модели открывают новые направления в образовательном менеджменте, стали основой для разработки программ подготовки уникальных специалистов для системы образования и социальной сферы. Школа позиционирует себя не только как центр научных исследований, но и как образовательную структуру, реализующую целый ряд уникальных образовательных программ, по котором ежегодно проходят обучение сотни руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, многие из которых стали признанными лидерами образования.

При школе созданы и успешно функционируют несколько студенческих исследовательских лабораторий, ежегодно выполняется большое количество выпускных квалификационных работ, многие из которых стали победителями и лауреатами престижных конкурсов.

Год основания

2000

Сведения об основателе

Бордовский Геннадий Алексеевич – президент РГПУ им. А.И. Герцена, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор;

Трапицын Сергей Юрьевич - заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента, доктор педагогических наук, профессор

Сведения о руководителе

Трапицын Сергей Юрьевич - заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента, доктор педагогических наук, профессор

Информация об участниках научной школы

Громова Лариса Алексеевна - заведующий кафедрой государственного, муниципального и социального управления, доктор философских наук, профессор, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена; Граничина Ольга Александровна – заведующий кафедрой начального естественно-математического образования, доктор педагогических наук, доцент, Васильева Елена Юрьевна – заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор; Долматов Александр Васильевич – профессор кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, доктор педагогических наук, профессор; Агапова Елена Николаевна - доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент; Жарова Марина Владиславовна - доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, кандидат физико-математических наук, доцент; Сячина Татьяна Юрьевна - доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, кандидат педагогических наук; Боброва Дарья Николаевна - доцент кафедры государственного, муниципального и социального управления, кандидат социологических наук; Литвина Кристина Яковлевна - доцент кафедры отраслевой экономики и финансов, кандидат экономических наук; Кучерова Лидия Анатольевна - доцент кафедры отраслевой экономики и финансов, кандидат экономических наук; Гущина Ирина Александровна - старший преподаватель кафедры управления образованием и кадрового менеджмента

В рамках научной школы выполняются тематические исследования 11 аспирантами, 4 докторантами PhD, 68 студентами бакалавриата и магистратуры

Информация о деятельности научной школы

Основные направления научных исследований коллектива:

управление образовательными системами, управление качеством образования, мониторинг образовательных систем, разработка и внедрение систем менеджмента качества в образовательных учреждениях, разработка стратегий и программ инновационного развития образовательных учреждений, экспертиза качества образования, комплексных программ и проектов, направленных на развитие образования, рейтинговая оценка качества деятельности педагогов, руководителей, образовательных учреждений, аттестация руководящих кадров и сотрудников образовательных учреждений, подготовка менеджеров образования и специалистов по управлению качеством, экономика образования, формирование и использование человеческого и социального капитала

Основные научные результаты:

1. Разработаны теоретические основы и практические приложения для проведения рейтинговой оценки деятельности муниципальных систем образования и осуществлена проверка их эффективности в реальных социально-педагогических условиях.  Выявлены факторы эффективного управления региональной системой образования на основе проведенного рейтинга. Создана методика рейтинговой оценки деятельности МСО. Разработана программа автоматизации сбора и обработки информации, позволяющая минимизировать финансовые, временные и кадровые ресурсы для оценки деятельности муниципальной системы образования.

2.  Разработаны теоретические основы и практические приложения для проведения рейтинговой оценки субъектов образования.

Обоснованы основные подходы к исследованию образовательной среды вуза как объекта совершенствования в управлении качеством профессиональной подготовки специалистов. Выявлены основные тенденции и подходы к оценке деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах. Обоснованы организационно-содержательные и ценностно-педагогические условия эффективного функционирования и развития системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе. Описаны модели расчета рейтинга преподавателей, факультетов и кафедр вуза. Разработан пакет документов и методических материалов для проведения рейтинговой оценки качества деятельности ППС и подразделений вуза.

Получен обширный фактический материал, отражающий результаты мониторинга качества деятельности субъектов образования, позволяющий создавать условия для мотивации руководства ОУ на постоянное совершенствование образовательной среды.

Разработаны методические рекомендации администрации ОУ по совершенствованию качества образовательной среды на основе результатов мониторинга.

3. Разработаны теоретические основы и практические приложения для проведения мониторинга качества образования.

Выполнен анализ методологии мониторинга социальных систем в международных проектах и существующих нормативных актов и процедур оценки системы образования в РФ. Обобщен и систематизирован опыт мониторинга и оценки социальных систем в зарубежной и отечественной практике. Осуществлено моделирование системы показателей, обеспечивающих проведение мониторинга состояния и развития образования, разработаны структуры и состав показателей, согласованных с существующей системой оценки качества образования. Обоснована система показателей (индикаторов) для проведения мониторинга образования в контексте гуманитарных технологий (на основе социальных индикаторов, нормированной системы интегральных показателей качества и процессного подхода к оценке деятельности ОУ). Представлена классификация индикаторов и обоснованы рекомендации по выбору совокупности агрегированных показателей как необходимых и достаточных для оценивания состояния и развития образования.

Исследованы и обобщены проблемы мониторинга дошкольного, школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; разработаны методы решения проблем мониторинга образования.

Разработана технология проведения мониторинга качества образования. Выявлены современные возможности информационного обеспечения мониторинга качества образования.   Разработаны и апробированы автоматизированные системы мониторинга качества образования.

Разработаны практические рекомендации руководителям образовательных учреждений, органов управления образованием по организации и проведению мониторинга. Разработаны программы подготовки кадров для осуществления мониторинга образования.

4. Разработаны концептуальные основы организации социального партнерства в сфере образования, общественно-государственного управления и взаимодействия образовательного учреждения с внешней средой.

Исследованы условия и направления интеграции профессионального образования и бизнеса, методы привлечения работодателей к проектированию, разработке и оценке качества образовательных программ профессионального образования и выпускников.

С привлечением потенциальных работодателей разработан уровневый (бакалавр, специалист, магистр) набор компетентностей выпускников вуза.

5. Разработаны методология и технологии совершенствования деятельности ОУ на основе внутреннего и внешнего оценивания качества образования.

Проведен анализ существующих организационно-функциональных моделей структур, обеспечивающих оценку качества образования, включающий сбор данных, анализ документов, анализ существующей практики оценивания, анализ содержания, организации и методики оценки. Обобщен и систематизирован опыт проведения экспертизы образовательных программ и деятельности вузов в зарубежной и отечественной практике Осуществлена разработка альтернативных моделей экспертизы инновационной образовательной системы, описаны принципы ее организации и проведения. Разработаны рекомендации по формированию типовой модели интеграции внешней и внутренней экспертизы инновационной образовательной системы в контексте гуманитарных технологий. 

Сформирована унифицированная методика оценки эффективности реализации инновационных образовательных программ и проектов, включая систему количественных и качественных показателей, а также методику их применения. Определены требования к используемым диагностическим средствам: методикам, материалам, способам представления результатов. Разработаны научно-методические материалы для специалистов и экспертов.

6. Обоснованы модели интеграции России в мировое пространство высшего образования, направления международного образовательного сотрудничества.

Проанализирован зарубежный опыт обеспечения гарантий качества высшего образования, выявлены и обобщены современные тенденции и подходы к разработке и реализации образовательных программ. Исследованы проблемы реализации международных программ высшего образования, расширения международных академических обменов. Выработаны рекомендации по развитию процессов международной интеграции в сфере образования, расширению международного сотрудничества российских вузов.

7. Разработаны механизмы управления инновационными процессами в образовании, технологии управления инновационным ОУ.

Разработана и описана методика формирования целевого корпоративного настроя; представлены механизмы формирования трудовой мотивации в ОУ; проведена оценка воздействия на динамику стоимости человеческого капитала социокультурных и гендерных факторов, присущих выделенным кластерам рынка труда; предложен механизм развития социальной ответственности с целью повышения конкурентоспособности современного ОУ; проведено обоснование места гуманитарного технолога в структуре современной организации; построена система оценки влияния гуманитарных технологий на развитие человеческого капитала; разработана модель гуманитарной экспертизы управленческих решений и модель продвижения гуманитарных технологий в организации.

Исследованы вопросы применения гуманитарных технологий в управлении образованием.

Разработаны модели и технологии управления инновациями в образовании.

Обоснованы гуманитарные технологии управления человеческими ресурсами в ОУ. Исследованы проблемы управления качеством образования в новом контексте реформ образования. Проведен анализ проблемы этики инноваций.

8.  Разработаны концепция и технология проектирования и внедрения в образовательном учреждении систем менеджмента качества.

Проанализированы возможности применения стандартов серии ИСО 9000 для совершенствования деятельности ОУ. Выявлена и описана специфика ОУ, которую необходимо учитывать при построении в них СМК. Разработан и экспериментально проверен пошаговый алгоритм проектирования и внедрения СМК в ОУ. Разработаны критерии и показатели оценки эффективности функционирования систем менеджмента качества в ОУ.

9. Разработаны научно-методические основы подготовки кадров образования.

Разработана компетентностная модель современного педагога, руководителя ОУ. Разработаны проекты ФГОС нового поколения для подготовки кадров образования. Разработано научно-методическое обеспечение системы подготовки менеджеров образования и специалистов по управлению качеством образования. Выполнены исследования в рамках проекта фонда Новая Евразия "Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов".

Разработаны методические материалы для системы подготовки менеджеров образования и специалистов по управлению качеством образования и проведена их проверка при реализации вновь открытых образовательных программ.

10. Обоснована методология и технологии развития интеллектуального предпринимательства и управления знаниями в ОУ. Разработаны механизмы обеспечения устойчивости развития ОУ. Представлены модели формирования корпоративной идентичности ОУ.

11. Разработана концептуальная модель бережливого образования и механизмы ее реализации в управлении образовательными организациями Санкт-Петербурга. Определены базовые принципы построения и механизмы реализации модели бережливого образования в общеобразовательных организациях. Проведено обобщение и систематизация существующих практик оценки затрат на качество образования. Обоснованы принципы организационно-методического сопровождения процессов обеспечения гарантий качества образования, базирующегося на концепции бережливого образования. Разработаны механизмы формирования бережливого мышления и культуры бережливости у детей и молодежи.

12. Выявлены детерминанты ценностных систем в формировании политической идентичности современной российской молодежи. Выявлены основные парадигмы и принципы формирования политической идентичности молодежи. Разработаны и теоретически обоснованы вариативные модели реализации государственной молодежной политики и направления ее реализации в системе образования. Разработан и обоснован комплекс методик диагностики ценностных систем современной российской молодежи, в том числе их стремления к получению качественного образования. Систематизированы и классифицированы негативные факторы среды как деструктивные элементы общественных институтов, в том числе формирующиеся современной системой образования.

13. Дана характеристика процессов формирования человеческого капитала в системе высшего образования как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшей школы. Обоснована оригинальная структурно-функциональная модель человеческого капитала в постиндустриальном обществе и экономике знаний. Обобщен мировой и отечественный опыт формирования человеческого капитала в системе высшего образования в контексте теории добавленной ценности, систематизированы практики (кейсы) университетов мирового класса по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в целях повышения конкурентоспособности и глобального позиционирования вуза. Создана уникальная база данных социальных, экономических, политических, культурных, этических условий формирования человеческого капитала в вузах РФ. Предложена инновационная модель оценки влияния внутрисистемных факторов высшего образования на формирование человеческого капитала, силу бренда и уровень конкурентоспособности вуза. Разработана авторская методика измерения уровня и динамики развития человеческого капитала на основе оценки добавленной ценности, апробирован алгоритм определения количественных и количественных показателей человеческого капитала в их взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза. Создана процессная модель и технологические карты развития человеческого капитала в вузе, комплекс рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузе с целью повышения его конкурентоспособности. Подготовлен образовательный модуль по управлению человеческим капиталом вуза.

14. Выявлены закономерности формирования факторов здоровья, благополучия и качества жизни детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Описаны особенности процессов социализации КМНСС и ДВ РФ. Доказательно обоснованы характерные образовательные и карьерные траектории молодежи КМНСС и ДВ РФ. Дана теоретическая интерпретация поведенческих паттернов молодежи КМНСС и ДВ РФ. Обоснованы факторы средового и макроуровня, оказывающих значимое влияние на субъективное благополучие и качество жизни КМНСС и ДВ РФ.

15. Дано научное обоснование отбора и структурирования содержания и методик преподавания родных языков, содержания и методик проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Дана оценка эффективности мероприятий по государственной поддержке доступности качественного образования, сохранения родных языков и культур КМНСС и ДВ РФ. Проведено описание и ранжирование по степени значимости и влияния факторов качества образования КМНСС и ДВ РФ. Выполнена эмпирическая проверка степени заинтересованности представителей КМНСС и ДВ РФ в получении качественного образования и их удовлетворенности им, сохранении национальных традиций, культуры и языков.

16. Выявлены закономерности, принципы и условия формирования социально-ответственного поведения российской молодежи в условиях глобальных угроз. Выполнена классификация и анализ факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на формирование социально-ответственного поведения молодежи в современных условиях. Дана характеристика содержания и форм проявления общественно-политической активности молодежи, ее ценностных установок, уровня социального доверия. Проведена оценка эффективности государственной молодежной политики, доказательство необходимости целенаправленных информационных интервенций, системной пропаганды гуманистических ценностей. Получены актуальные данные о реализуемых молодежью стратегиях поведения, указывающие на наличие проблемных областей, связанных с низкой социальной активностью молодежи. Выявлены общие тенденции изменения уровня социальной ответственности молодежи. Обобщен и систематизирован мировой опыт практической реализации технологий формирования у молодежи установки к социально-ответственному поведению. Разработана авторская психосоциальная модель формирования социально-ответственного поведения.

17. Разработана концепция социального капитала как фактора инновационного развития школы. Получены данные сравнительного анализа релевантных практик управления инновационными процессами в образовании в контексте формирования социального капитала. Создана база данных прецедентов успешных и неэффективных моделей управления инновационными процессам в общеобразовательных организациях. Обоснованы механизмы влияния уровня социального капитала на развитие инновационной деятельности в школах. Систематизированы существующие подходы к структурированию и изучению социального капитала как предмета междисциплинарного исследования. Разработана концептуальная модель управления инновационной деятельностью образовательной организацией на основе социального капитала. Создан диагностический инструментарий и результаты пилотного измерения уровня развития социального капитала на репрезентативной выборке школ Санкт-Петербурга.

Результаты исследований научного коллектива за последние 5 лет отмечены 15 государственными, международными и вузовскими премиями и наградами

В рамках деятельности научной школы подготовлено 3 доктора, 8 кандидатов наук, 6 докторов PhD

Общее количество публикаций за последние 5 лет – 317, из них 10 монографий, 64 учебника и учебных пособия, 228 статей в изданиях, в том числе 44 – в изданиях, индексируемых в Web of Science, 76 - в изданиях, индексируемых в Scopus, 27- в изданиях, индексируемых в Russian Science Citation Index.

Внедрение полученных результатов научных исследований:

1. IDEF-модель содержательной части двухуровневой системы высшего образования // Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 8385 от 24.05.2007 г., зарегистрировано в Национальном информационном фонде 01.06.2007 г. № государственной регистрации 50200701124

2. IDEF-модель для проведения функционально-стоимостного анализа педагогических условий реализации специальностей дополнительного образования (на примере дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»/ / Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 8386 от 24.05.2007 г., зарегистрировано в «Национальном информационном фонде 01.06.2007 г. № государственной регистрации 50200701125

3. Устройство для измерения угловых перемещений объекта/ Изобретение по заявке №2006104077 с приоритетом от 10.02.2006 г. // Патент РФ на изобретение № 2306526/ зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ 20.09. 2007 г.

4. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы математического моделирования» // Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 10528 от 29.04.2008 г., зарегистрировано в Национальном информационном фонде 06.05.2008 г. № государственной регистрации 50200800974

5. Способ функционирования информационно-вычислительной системы транспортного средства и устройство для его осуществления / Изобретение по заявке № 2007111423 с приоритетом от 28.03.2007 г.// Патент РФ на изобретение № 2331046 / зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ 10.08. 2008 г.

6.  Разработка «Концептуальное и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов по управлению качеством в системе высшего образования» - премия Президента РФ в области образования за 2003 г.

7. Комплекс учебно-научных методических разработок "Международная сертификация систем качества российского высшего профессионального образования" – премия Правительства РФ в области образования за 2008 г.

8. Комплекс методологических, научно-исследовательских, инновационных разработок, системы организационных решений по проектированию и внедрению систем менеджмента качества образования – премия Правительства СПб в области образования за 2005 г.

9. Комплекс методологических, научно-исследовательских, инновационных разработок, системы организационных решений по подготовке высокопрофессиональных руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием – премия Правительства СПб в области образования за 2009 г.

10. Создание Исследовательского центра мониторинга инновационного развития образовательной среды Европейского Севера России СЗО РАО, реализующего комплексную научно-техническую программу «Системный мониторинг инновационного развития образовательной среды Европейского Севера».

11. Создание программного продукта для осуществления рейтинговой оценки деятельности преподавателей в вузе.

12. Разработка и внедрение документированных процедур «Аудит кафедр в вузе», «Аудит специальностей в вузе», «Аудит образовательного и научно-исследовательского процессов в вузе».

13. Создание ассоциации независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга.

14. Внедрение методики рейтинговой оценки муниципальных систем образования на территории Архангельской области, проведение апробации методики в Ленинградской области.

15. Открытие и реализация образовательной программы специалитета «Управление качеством».

16. Открытие и реализация 11 новых магистерских программ по направлениям "Экономика и управление", «Государственное и муниципальное управление», «Педагогическое образование».

17. Разработка и реализация 12 новых программ ДПО.

18. Разработка и реализация более 70 новых учебных курсов.

19. Открытие в РГПУ им. А.И. Герцена научного направления «Теория и практика социального менеджмента и управления качеством»

Организации-партнеры научной школы

Российская академия наук (ИНИОН), Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Академия педагогических наук Республики Казахстан

Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга

Отделы образования и ИМЦ Адмиралтейского, Василеостровского, Калининского, Кировского, Колпинского, Красносельского, Московского, Петроградского, Приморского, Петродворцового, Центрального районов Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ)

Балтийский государственный технический университет «Военмех»

Шуйский педагогический университет

Вятский государственный гуманитарный университет

Орловский государственный институт экономики и торговли

Московский педагогический государственный университет

Московский городской педагогический университет

Государственная академия промышленного менеджмента (Ярославль)

Казахский национальный университет им. Аль Фараби

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Национальный институт педагогического мастерства им. Авлони, Узбекистан

Институт Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, Узбекистан

Кокандский педагогический институт, Узбекистан

Университет им. Коменского, Братислава, Словакия

Некрасовский педагогический колледж

Сестрорецкий технологический колледж имени С. И. Мосина 

Петровский колледж

Школы № 253, 46, 52 Санкт-Петербурга

Школы № 53, 158, 94 г. Ташкент, Узбекистан

Орган по сертификации «Тест-С.Петербург»

Российская ассоциация бизнес-образования

Казахское национальное аккредитационное агентство

ФГУП «Водоканал»

ПАО Сбербанк

Основные публикации

1. Социальный капитал вуза: исследование, измерение, влияние на эффективность: монография / Трапицын С.Ю., Агапова Е.Н., Граничина О.А., Жарова М.В. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2022. — 538 с.

2. Сохранение родных языков и культур как фактор повышения благополучия и качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: монография / Агапова Е.Н., Граничина О.А., Жарова М.В., Трапицын С.Ю. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2022. — 239 с.

3. Качество жизни: междисциплинарный подход: коллективная монография / Окрепилов В.В., Жарова М.В., Трапицын С.Ю., Сячина Т.Ю. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020. — 195 с.

4. Тенденции трансформаций в системе государственного и муниципального управления в условиях цифровой экономики: коллективная монография / Трапицын С.Ю., Долматов А.В., Жарова М.В., Громова Л.А. и др. — Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020. — 291 с. 

5. Система оценки качества реализации государственных программ: монография / Литвина К.Я. — Санкт-Петербург: Издательство "Редакционно-издательский центр "КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС", 2019. — 206 с.

 «Научные школы и подразделения»

https://herzen.spb.ru/nauka/nauchnye-shkoly-i-podrazdeleniya/