+7 (812) 312-34-22
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 11
Александр Михайлович Фокин
Заведующий кафедрой, доцент
fokinam@herzen.spb.ru
Ученая степень и звание:
кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра:
физического воспитания и спортивно-массовой работы
Образование:
Военный институт физической культуры, в 2000 году
Расписание занятий на текущий семестр
Расписание занятий и экзаменов на даты
Дисциплины преподавателя Практики преподавателя Темы ВКР Повышение квалификации Участие в финансируемых НИР РГПУ им. А. И. Герцена Публикации преподавателя Наукометрия
#
ФИО
Должность
Ученая степень
1
Барченко Сергей Алексеевич
доцент
кандидат педагогических наук
2
Богданов Олег Андреевич
3
Быстрова Инна Валентиновна
профессор
4
Васютина Ирина Павловна
старший преподаватель
5
Габов Михаил Владимирович
6
Головко Андрей Александрович
7
Жукова Татьяна Викторовна
8
Зюкин Анатолий Васильевич
доктор педагогических наук
9
Иванов Андрей Васильевич
10
Кручинина Мария Андреевна
11
Кузьмина Юлия Борисовна
12
Куликова Наталья Викторовна
13
Леппик Михаил Эдуардович
14
Никитина Елена Сергеевна
15
Овчинников Владимир Павлович
16
Пальтиель Лев Романович
кандидат химических наук
17
Плешивцев Михаил Викторович
18
19
Сорокина Любовь Сергеевна
20
Фокин Александр Михайлович
заведующий кафедрой
21
Шелкова Людмила Николаевна
Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) свидетельствует о целом ряде проблем их реализации. Исходя из требований ФГОС ВО, дисциплины (модули) по физической культуре и спорту должны иметь выраженный прикладной характер. Гарантированно остаются в учебном плане только дисциплины (модули) базовой части блока 1 программы бакалавриата в объёме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения могут проводиться в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности.
Что же касается элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, которые должны быть реализованы в объёме не менее 328 академических часов обязательных для освоения, то эти часы «не переводятся в з.е. и не включаются в объём программы бакалавриата» и, вероятно, напрямую не обеспечены Минобрнауки РФ образовательными ресурсами (ставками преподавателей, финансированием оборудования инвентаря и т.п.). Необходимо отметить,что обязательные академические часы могут реализовываться в форме самостоятельных занятий,которые студент проводит во внеучебное время по свободному выбору. Кроме того, « для инвалидов лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья». Исходя из этого можно предположить, что «усовершенствованные» стандарты третьего поколения (ФГОС ВО), предоставляют большую свободу для реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Этим же воспользовались некоторые вузы и сократили объём аудиторных занятий до 200 и даже до 72 аудиторных часов и т.д.). Эти 328 часов не включаются в объём нагрузки кафедры и преподавателя и, как правило, не контролируются ими должным образом.
Реализацию элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту можно обеспечить в условиях секций, кружков, спортивных командах вне университета. Таким образом, создаются условия, когда каждый студент должен иметь возможность заниматься физическими упражнениями, видами спорта исходя из личных интересов, особенностей физического развития, двигательной подготовленности, отклонений в состоянии здоровья (в том числе и с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями, включая инвалидов),освобожденных от занятий по дисциплине «Физическая культура»), и физически слабо подготовленных, имеющих мало шансов достичь физического совершенства и спортивного мастерства), а также проверить свою физическую подготовленность, принять участие в массовых соревнованиях.
Это позволит, с одной стороны, вовлечь студентов в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом, дает возможность студентам самостоятельно определять свои интересы и выбор в потреблении физкультурно — спортивных услуг. Этому, в известной мере, способствует разнообразие традиционных видов физкультурно- спортивной деятельности и распространение в стране достаточно новых видов спорта.
Преподаватели кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы проводят занятия со студентами Герценовского Университета направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по дисциплинам «Физическая культура» и «Физическая культура. Элективный курс».
Кафедра физического воспитания была создана 1 октября 1930 года.
Первым заведующим и первым деканом вновь созданного факультета был Евгений Васильевич Вершинский. В первые годы работа кафедры строилась на основе комплекса ГТО, в предвоенные и военные годы деятельность кафедры была перестроена на нужды военного времени: преподаватели работали в госпиталях методистами по лечебной физкультуре, открылись секции и кружки по парашютному делу, стрельбе из пулемета, авиамодельному, мотоциклетному делу, началась форсированная подготовка лыжников. Заведующий кафедрой выпускает в свет научно-методическую разработку «Особенности ЛФК при ранениях мягких тканей».
В разные годы функционировании кафедры должность заведующего кафедрой исполняли:
В послевоенное, мирное время кафедрой руководили высококвалифицированные специалисты в области ФК, такие как Емельян Васильевич Шевенко, Татьяна Васильевна Капельман, Михаил Иосифович Семенов, Игорь Павлович Потапченко.
С 1987 года по 2017 год — Виталий Серафимович Кунарев, Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Заслуженный работник ФК России, кандидат педагогических наук.
С 2017 по 2020 год — Анатолий Васильевич Зюкин, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук.
С 2020 год заведование осуществляет Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, доцент.
На кафедре работают: 4 профессора, 8 доцентов, 10 старших преподавателей и 1 ассистент. Среди них 10 мастеров спорта, 3 Заслуженных работника физической культуры РФ.
Круг научных интересов кафедры определяется двумя направлениями: «Совершенствование многоуровневой системы физического воспитания и образования студентов педагогических ВУЗов», «Изучение особенностей и совершенствование содержания учебно-тренировочного процесса в различных видах спорта». Большую работу кафедра проводит со студентами, имеющими отклонения в здоровье. Под руководством преподавателей студенты разрабатывают и самостоятельно реализуют оздоровительные программы. Учитывая интересы молодежи, в настоящее время кафедра предлагает учебные академические занятия по основным видам физкультурно-спортивной деятельности.
Ежегодно проводится комплексная Спартакиада по 22 видам спорта и итоговый спортивный праздник «Герценовское кольцо». В особое звено выделены студенты 1 курса: специально для них проводится спортивный праздник «День Первокурсника».
Ведущие позиции среди ВУЗов России и Санкт-Петербурга занимают наши команды по следующим видам спорта: лыжные гонки, биатлон, летний полиатлон, туризм и спортивное ориентирование, единоборства.
Основной целью физического воспитания студентов университета является формирование физической культуры личности, которая предусматривает направленное использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры и учебно-методические разработки отражены в публикациях в ведущих отечественных и зарубежных изданиях
№
ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО
Ссылка на https://elibrary.ru/:
Ученая степень. Достижения
Публикации
Кандидат педагогических наук, доцент
Заслуженный тренер РФ
Мастер спорта
Доктор педагогических наук, профессор.
Заслуженный работник ФК РФ
Кандидат химических наук, доцент
Скорохватова Галина Владимировна
Кадидат педагогических наук, доцент
Заведующий кафедрой
Кандидат педагогических наук, профессор