Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Год основания – 1918

Основатели:

  • В.М.Бехтерев, доктор медицинских наук, профессор;

  • Д.В. Фельдберг, доктор медицинских наук, профессор.


Руководитель: Виталий Зорахович Кантор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии института дефектологического образования и реабилитации, доктор педагогических наук, профессор.


Деятельность Герценовской дефектологической научной школы на всех этапах ее функционирования ознаменовывалась получением масштабных результатов, значимых для теории и практики образования и реабилитации различных категорий лиц с ОВЗ. Эти научные достижения, связанные с именами выдающихся ученых-дефектологов прошлого (Л.С. Выготский, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, А.Н.  Граборов, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева) и современности (И.П. Волкова, С.Ю. Ильина, В.А. Калягин, В.З. Кантор, Л.М. Кобрина, С.Ю. Кондратьева, О.А. Красильникова, Л.В. Лопатина, Ю.Т. Матасов, Л.С. Медникова, Г.В. Никулина, Г.Н. Пенин и др.), сформировали и совершенствуют парадигму комплексного психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп на всех уровнях образования и в различных институциональных условиях.

Результаты, полученные в рамках направления на всех этапах функционирования Герценовской дефектологической научной школы, были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и собственно в практике образования и психолого-педагогической коррекции, и реабилитации лиц с ОВЗ. Наиболее значимыми в этом плане являются, например, следующие публикации:

  1. Инклюзивная грамотность как проблема экспертного обеспечения чемпионатов "Абилимпикс" / Кантор В. З., Кобрина Л. М., Антропов А. П., Войлокова Е. Ф. ; Кантор В. З., Кобрина Л. М., Антропов А. П., Войлокова Е. Ф. // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2025. — N 59. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-59/inclusive-literacy-as-a-problem-of-expert-support-of-the-abilimpix-championships.
  2. Кантор В. З. Готовность слабовидящих детей к освоению курсов коррекционно-развивающей области в начальной школе: типологический подход = The Readiness of Visually Impaired Pupils to Take Courses in the Correctional and Developmental Field in Elementary School: a Typological Approach / Кантор В. З., Никулина Г. В., Проект Ю. Л. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2024. — N 4. – С. 153–179. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79562178. — DOI: 10.35231/18186653_2024_4_153.
  3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика образования и психологического сопровождения : учебно-методическое пособие / Богачек И. С., Бойков Д. И., Вовк В. Н., Гайдукевич Е. А., Глазкова Н. Н., Зарин А., Ильина С. Ю., Кудрина С. В., Кузнецова Л. А., Нефедова Ю. В., Петрова Л. В., Чижова А. С. ; Богачек И. С., Бойков Д. И., Вовк В. Н., Гайдукевич Е. А., Глазкова Н. Н., Зарин А., Ильина С. Ю., Кудрина С. В., Кузнецова Л. А., Нефедова Ю. В., Петрова Л. В., Чижова А. С. ; рецензенты : Богданова А. А., Лопатина Л. В. ; Российский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2024. — 268 с. — ISBN 978-5-8064-3466-2.Тираж: 300 экз. Объем в п.л.: 16,75 п.л.Мастер-класс как организационно-содержательная модель подготовки педагогов-дефектологов в условиях нелинейного образования / Ильина С. Ю., Глазкова Н. Н., Кудрина С. В., Чижова А. С. ; С. Ю. Ильина, Н. Н. Глазкова, С. В. Кудрина, А. С. Чижова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — N 7. – С. 26-37. — DOI: 10.47639/2074-4986_2024_7_26. Объем в п.л.: 1,5 п.л.
  4. Кукушкина О. И. Обучение осмысленному письму: представления отечественной научной школы = Teaching Meaningful Writing: Ideas of the Russian Scientific School / Кукушкина О. И. // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2024. — N 57 (2). – С. 1-29. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75201955. Объем в п.л.: 3,625 п.л.
  5. Кобрина Л. М. Роль дефектолога в реабилитации лиц с посттравматическими когнитивными нарушениями / Кобрина Л. М., Литвиненко И. В., Лосева С. М. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2025. — N 215. - С. 55-64. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82280695. — DOI: 10.33910/1992-6464-2025-215-55-64. Объем в п.л.: 1,25 п.л.
  6. Медникова Л. С. Моделирование как психологическое средство формирования социальной ответственности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями / Медникова Л. С., Феоктистова Ю. С. // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2025. — N 59. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-59/modeling-as-a-psychological-means-of-forming-social-respons....
  7. Кантор В. З. Профессиональные диспозиции и инклюзивные компетенции педагогов общеобразовательных организаций = Professional Dispositions and Inclusive Competences of School Teachers / Кантор В. З., Проект Ю. Л. // Психологическая наука и образование. — 2024. — Том 29, N 5. - С. 63-74. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74983189. — DOI: 10.17759/pse.2024290505. 
  8. Кантор В. З. Инвалиды по зрению пожилого возраста: удовлетворенность жизнью и ее предикторы = Elderly Visually Disabled: Life Satisfaction and Its Predictors / Кантор В. З., Немирова Н. В., Колосов А. Б. // Успехи геронтологии. — 2024. — Том 37, N 4. - C. 352-362. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=72178196. — DOI: 10.34922/AE.2024.37.4.004. 
  9. Кантор В. З. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи = Inclusive Dispositions and Competences of School Teachers: Problems of Interrelation / Кантор В. З., Проект Ю. Л. // Интеграция образования. — 2024. — Том 28, N 3 (116). – С. 384-399. — URL: https://journals.rcsi.science/1991-9468/article/view/258736. — DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.384-399. 
  10. Кантор В. З. Будущие и действующие педагоги: отношение к инклюзивному образованию / Кантор В. З., Проект Ю. Л. // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2024. — N 56 (1). - С. 23-33. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-56/future-and-current-teachers-attitudes-towards-inclusive-education
  11. Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций: социально-профессиональный контекст / Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кондракова И. Э., Кошелева А. Н., Луговая В. Ф., Хороших В. В. ; В. З. Кантор, Ю. Л. Проект, И. Э. Кондракова, А. Н. Кошелева, В. Ф. Луговая, В. В. Хороших // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2023. — N 4. – С. 184-204. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59906789. — DOI: 10.35231/18186653_2023_4_184. 
  12. Инклюзивные диспозиции как профессионально значимые характеристики будущих педагогов: типологический аспект / Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кошелева А. Н., Луговая В. Ф., Хороших В. В. ; В. З. Кантор, Ю. Л. Проект, А. Н. Кошелева, В. Ф. Луговая, В. В. Хороших // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2023. — N 210. - С. 217-229. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56753662. — DOI: 10.33910/1992-6464-2023-210-217-229.
  13. Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики / Ахметзянова А. И., Бабкина Н. В., Гончарова Е. Л., Кантор В. З., Коробейников И. А., Красильникова О. А., Кузьмичева Т. В., Кукушкина О. И., Лазуренко С. Б., Филатова Ю. О. ; Ахметзянова А. И., Бабкина Н. В., Гончарова Е. Л., Кантор В. З., Коробейников И. А., Красильникова О. А., Кузьмичева Т. В., Кукушкина О. И., Лазуренко С. Б., Филатова Ю. О. // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2023. — N 52 (5). – С. 1-17. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54735964.
  14. Педагогическое образование как сфера формирования инклюзивных диспозиций учителя = Pedagogical Education as an Area to Form Teacher Inclusive Dispositions / Кантор В. З., Проект Ю. Л., Антропов А. П., Кондракова И. Э. ; В. З. Кантор, Ю. Л. Проект, А. П. Антропов, И. Э. Кондракова // Образование и наука. — 2023. — Том 25, N 10. - С. 12-44. — URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3416. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-12-44.
  15. Кантор В. З. Дети с нарушениями в развитии как целевая группа психолого-педагогической реабилитации : ограничения жизнедеятельности в оценках родителей = Children with Developmental Disabilities as a Target Group of Psychological and Pedagogical Rehabilitation : Life Limitations in Parents' Assessment / Кантор В. З., Немирова Н. В., Филатов А. С. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2023. — N 2. – С. 114-141. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54093905. — DOI: 10.35231/18186653_2023_2_114.
  16. Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: реалии компетентностного обеспечения = The Practice of Inclusive Education of Children with Disabilities: The Quality of Competence Support / Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кондракова И. Э., Литовченко О. В., Залаутдинова С. Е. ; К. З. Кантор, Ю. Л. Проект, И. Э. Кондракова, О. В. Литовченко, С. Е. Залаутдинова // Интеграция образования. — 2023. — Том 27, N 1 (110). – С. 82-99. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50395268. — DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.082-099.

а также учебники, по которым ведется обучение детей с ОВЗ во всех соответствующих образовательных организациях страны:

  1. Красильникова О.А., Люкина А.С., Тасина М.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник. В 2 частях. Часть 1. (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) — М.: "Просвещение", 2022.

  2. Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Чтение. 2 класс. В двух частях: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. — М.: "Просвещение", 2022.

  3. Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: "Просвещение", 2022.

  4. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. — 12-е изд. — М.: М.: "Просвещение", 2022 — 143 с.

  5. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. — 12-е изд. — М.: М.: "Просвещение", 2022 — 143 с.

  6. Кудрина С.В. Мир природы и человека, 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 87 с.

  7. Кудрина С.В. Мир природы и человека, 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 107 с.

  8. Кудрина С.В. Мир природы и человека, 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 108 с.

  9. Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика – 9: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М., Просвещение, 2021. — 400 с.


Кроме того, результаты исследований представителей научного направления легли в основу разработки Герценовским университетом ныне действующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также Примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).