Год основания – 1918
Основатели:
В.М.Бехтерев, доктор медицинских наук, профессор;
Д.В. Фельдберг, доктор медицинских наук, профессор.
Руководитель: Виталий Зорахович Кантор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии института дефектологического образования и реабилитации, доктор педагогических наук, профессор.
Деятельность Герценовской дефектологической научной школы на всех этапах ее функционирования ознаменовывалась получением масштабных результатов, значимых для теории и практики образования и реабилитации различных категорий лиц с ОВЗ. Эти научные достижения, связанные с именами выдающихся ученых-дефектологов прошлого (Л.С. Выготский, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, А.Н. Граборов, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева) и современности (И.П. Волкова, С.Ю. Ильина, В.А. Калягин, В.З. Кантор, Л.М. Кобрина, С.Ю. Кондратьева, О.А. Красильникова, Л.В. Лопатина, Ю.Т. Матасов, Л.С. Медникова, Г.В. Никулина, Г.Н. Пенин и др.), сформировали и совершенствуют парадигму комплексного психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп на всех уровнях образования и в различных институциональных условиях.
Результаты, полученные в рамках направления на всех этапах функционирования Герценовской дефектологической научной школы, были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и собственно в практике образования и психолого-педагогической коррекции, и реабилитации лиц с ОВЗ. Наиболее значимыми в этом плане являются, например, следующие публикации:
а также учебники, по которым ведется обучение детей с ОВЗ во всех соответствующих образовательных организациях страны:
Красильникова О.А., Люкина А.С., Тасина М.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник. В 2 частях. Часть 1. (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) — М.: "Просвещение", 2022.
Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Чтение. 2 класс. В двух частях: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. — М.: "Просвещение", 2022.
Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: "Просвещение", 2022.
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. — 12-е изд. — М.: М.: "Просвещение", 2022 — 143 с.
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. — 12-е изд. — М.: М.: "Просвещение", 2022 — 143 с.
Кудрина С.В. Мир природы и человека, 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 87 с.
Кудрина С.В. Мир природы и человека, 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 107 с.
Кудрина С.В. Мир природы и человека, 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М.: Владос, 2021. — 108 с.
Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика – 9: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. — М., Просвещение, 2021. — 400 с.
Кроме того, результаты исследований представителей научного направления легли в основу разработки Герценовским университетом ныне действующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также Примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).