Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Год основания – 1918
Основатели: В.М.Бехтерев, доктор медицинских наук, профессор;
Д.В. Фельдберг, доктор медицинских наук, профессор.
Руководитель: Виталий Зорахович Кантор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии института дефектологического образования и реабилитации, доктор педагогических наук, профессор.
Деятельность Герценовской дефектологической научной школы на всех этапах ее функционирования ознаменовывалась получением масштабных результатов, значимых для теории и практики образования и реабилитации различных категорий лиц с ОВЗ. Эти научные достижения, связанные с именами выдающихся ученых-дефектологов прошлого (Л.С.Выготский, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, А.Н. Граборов, Б.И.Коваленко, А.Г. Литвак, Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева) и современности (И.П. Волкова, С.Ю. Ильина, В.А.Калягин, В.З.Кантор, С.Ю. Кондратьева, О.А.Красильникова, Л.В.Лопатина, Ю.Т.Матасов, Л.С.Медникова, Г.В.Никулина, Г.Н.Пенин, А.З.Свердлов), сформировали и совершенствуют парадигму комплексного психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп на всех уровнях образования и в различных институциональных условиях.
Результаты, полученные в рамках направления на всех этапах функционирования Герценовской дефектологической научной школы, были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и собственно в практике образования и психолого-педагогической коррекции, и реабилитации лиц с ОВЗ. Наиболее значимыми в этом плане являются, например, такие учебно-методические разработки, как:
1. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике [Текст] / [Вступ. статья Г. М. Дульнева]. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 196 с.
2. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Пособие для студентов пед. ин-тов, методистов и воспитателей дет. садов / Проф. М. Е. Хватцев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 207 с.
3. Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2111 “Дефектология”. - М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
5. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие / Р.И. Лалаева. - СПб.: Лениздат: Союз, 2002. - 222 с.
7. Пенин Г.Н. Специальная педагогика: в 3 т. Том 1. История специальной педагогики. - Москва.: Изд-во ИНФРА-М, 2022. - 357 с.
а также учебники, по которым ведется обучение детей с ОВЗ во всех соответствующих образовательных организациях страны:
1. Красильникова О.А., Люкина А.С., Тасина М.А. Литературное чтение. 2 класс:учебник. В 2 частях. Часть 1. (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) - М.: "Просвещение", 2022.
2. Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Чтение. 2 класс. В двух1 частях: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - М.: "Просвещение", 2022.
3. Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - М.: "Просвещение", 2022.
4. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. - 12-е изд. - М.: М.: "Просвещение", 2022 -143 с.
5. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. - 12-е изд. - М.: М.: "Просвещение", 2022 -143 с.
6. Кудрина Светлана Владимировна Мир природы и человека, 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - Москва: Владос, 2021. - 87 с.
7. Кудрина Светлана Владимировна Мир природы и человека, 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - Москва: Владос, 2021. - 107 с.
8. Кудрина Светлана Владимировна Мир природы и человека, 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - Москва: Владос, 2021. - 108 с.
9. Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика – 9: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. - Москва, Просвещение, 2021. - 400 с.
Кроме того, результаты исследований представителей научного направления легли в основу разработки Герценовским университетом ныне действующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также Примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).