Название мероприятия*
Email*
Контакты
ФИО*
Подразделение*

Институт

художественного образования

Институт художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена является одним из лидеров художественно-педагогического образования. Сегодня институт сохраняет традиции отечественного академического образования и развивает инновационные технологии. В основе подготовки современного специалиста, проходящего обучение по образовательным программам института, – фундаментальная подготовка по классическому рисунку и живописи, овладение арсеналом актуальных педагогических технологий, развитие навыков в области дизайна и компьютерной графики.


Материально-техническая база института (творческие мастерские, лекционные и учебные аудитории, компьютерные классы) позволяет в полной мере реализовать комплекс задач, стоящих перед художественно-педагогическим образованием. Расположенный в самом центре Петербурга, в шаговой доступности от крупнейших художественных музеев России – Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, институт активно включает в образовательные программы работу на экспозициях и выставках.

-5469807994859538600_121.jpg

В состав института входят четыре кафедры – кафедра живописи, кафедра графики и скульптуры, кафедры декоративного искусства и дизайна, искусствоведения и педагогики искусства. Совместная проектная деятельность кафедр позволяет эффективно обеспечивать содержательное наполнение реализуемых программ. Коллектив преподавателей института – это известные художники Петербурга, ученые, разрабатывающие комплекс проблем современного искусствознания и педагогики искусства.

Институт художественного образования осуществляет подготовку бакалавров и магистров педагогического образования. На каждой из кафедр реализуются программы подготовки в аспирантуре (по направлениям «Искусствоведение» и «Образование и педагогические науки»).

Институт художественного образования активно работает с иностранными обучающимися. Интерес к российской академической школе живописи и научным традициям российского искусствознания определяют значительное количество магистрантов и аспирантов из Китайской Народной Республики, которые обучаются в институте.

Бакиева.jpg

Бакиева
Диана Айратовна

кандидат педагогических наук, заведующий сектором детских программ Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург).

Образование:

1. Направление «Художественное образование», РГПУ им. А. И. Герцена (бакалавриат, 2014 г.);

2. Направление «Педагогическое образование», РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2016 г.);

Достижения:

Куратор и эксперт фестиваля «Детские дни».

Постоянный эксперт петербургских детских конкурсов: городские и районные конкурсы детского творчества под эгидой ГБУ ДЮТЦ «Васильевский остров» (председатель жюри), городского конкурса исследовательских работ «Мир в зеркале культуры» под эгидой СПбАППО (постоянный член жюри).

Победитель грантовых крупных конкурсов «Профессиональное развитие» и «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Автор многочисленных детских просветительских изданий.

Избранные труды:

·         Бакиева, Д. А. педагогические возможности социокультурного партнерства школы и музея / Д. А. Бакиева // XIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: потери и приобретения минувшего, образ будущего : материалы XIII Сильвестровских педагогических чтений, Тара, 08 апреля 2024 года. – Омск: Амфора, 2024. – С. 32-36. – EDN SGQMMN.

·         Бакиева, Д. А. Изучение комплекса религиозных представлений как фактор социализации подростков / Д. А. Бакиева // XII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: глобальные вызовы современности и духовный выбор человека : Материалы Всероссийской научной конференции, Тара, 30 марта 2023 года. – Омск: Амфора, 2023. – С. 30-34. – EDN TMZGRE.

·         Бакиева, Д. А. Советская вещественность в экспозиционном пространстве Санкт-Петербурга: структура диалоговых практик / Д. А. Бакиева // Музей. Памятник. Наследие. – 2023. – № 1(13). – С. 14-21. – EDN KJHFLY.

·         Бакиева, Д. А. Инновационные механизмы организации совместной работы институтов формального и неформального образования / Д. А. Бакиева // Аксиологические проблемы педагогики. – 2022. – № 13. – С. 5-11. – EDN JWDYNR.

·         Бакиева, Д. А. Взаимодействие школы и музея как средство социализации подростков / Д. А. Бакиева // Ямальский вестник. – 2022. – № 4(28). – С. 41-47. – EDN XBVDTM.

image1.jpg

Степанова
Дарья Геннадьевна

ассистент кафедры декоративного искусства и дизайна, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена.

Образование:

1. Педагогическое образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (бакалавриат, 2020 г.);

2. Педагогическое образование в области искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2022 г.);

3. Искусствоведение, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (аспирантура, н. в.).

Достижения:

Член Союза художников Российской Федерации (секция «Декоративно-прикладное искусство»). Участник всероссийских и международных выставок. Лауреат 4 премий Правительства Санкт-Петербурга в области научной и педагогической деятельности. Автор более 25 публикаций по проблемам отечественного декоративного искусства.

Избранные труды:

1.      Степанова, Д. Г. От декоративного к промышленному искусству: к вопросу о формировании системы советской художественной промышленности1 / Д. Г. Степанова // Сфера культуры. – 2025. – № 2(20). – С. 100-110. – DOI 10.48164/2713-301X_2025_20_100. – EDN PZBKSQ.

2.      Степанова, Д. Г. Гобелен и проблема определения «ленинградского стиля» / Д. Г. Степанова // Коды. Истории в текстиле : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 11 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, 2024. – С. 212-220. – EDN LDJGET.

3.      Степанова, Д. Г. Ленинградское декоративное искусство второй половины ХХ В. И проблема развития локального стиля: терминологический аспект / Д. Г. Степанова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2024. – № 4. – С. 86-93. – DOI 10.46418/2079-8202_2024_4_12. – EDN WJWDHN.

4.      Степанова, Д. Г. Художественный язык ленинградского-петербургского гобелена как основа промышленного текстиля / Д. Г. Степанова // Журнал интегративных исследований культуры. – 2024. – Т. 6, № 2. – С. 105-116. – DOI 10.33910/2687-1262-2024-6-2-105-116. – EDN UVDXPZ.

Тютюнник-Photoroom.png

Тютюнник
Оксана Алексеевна

старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена

Образование:

1.      Педагогическое образование в области искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2021 г.)

Достижения:

Внешний совместитель в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и Международного Союза Педагогов-художников.

Является практикующим выставочным дизайнером, реализующим проекты на крупнейших международных промышленных выставочных площадках России. В портфолио Оксаны Алексеевны Тютюнник выставочные проекты для компаний «Газпром», «Политех», «МФТИ (Московский физико-технический институт)», «Феско», правительства Санкт-Петербурга и проч. 

Студенты и выпускники являются лауреатами международных профессиональных конкурсов.

Отзывы студентов и выпускников

Новости института художественного образования

25 апр 2025

Выставка произведений В.А. Леднева (к 85-летию художника)

Выставка произведений В.А. Леднева (к 85-летию художника) в Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике.

2025 год — дата, важная не только для личности самого юбиляра — народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Валерия Александровича Леднева, 7 июня отмечающего своё 85-летие, но дата, важная для нашего университета, для культурной общественности Санкт-Петербурга, где его имя стало истинным брендом — ярким примером высокого искусства, важная для России, дата, отмеченная обширной выставкой его полотен даже в Китае! А выставок у признанного мастера множество и во многих странах мира.

25 апреля по приглашению Староладожского музея состоялось открытие выставки художественных произведений В.А. Леднева. На выставке была представлена лишь небольшая часть обширного творческого наследия художника, но позволяющая по достоинству оценить мастерство художника. На открытии присутствовало много гостей. Выступавшие отметили яркий талант живописца, тонкий лиризм, поэтичность созданных им образов, самобытность стиля его полотен.

В.А. Леднев рано сделал выбор, определив искусство своим призванием. Минуло тому уж немало лет, как белокурый деревенский паренек из российской глубинки в 1961 году поступил, а в 1968 отлично окончил Институт им. И.Е. Репина по мастерской профессора А.А. Мыльникова. Проведя еще три года, но уже в творческой мастерской учителя, право на что давалось лишь лучшим, он в 1970 году становится членом Союза художников СССР. Затем четыре года преподает в Художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. С 1973 года и по сей день, обретя седины и звания, Валерий Александрович служит в нашем университете. Став в 1983-м заведующим кафедрой рисунка, он на протяжении долгих 35 лет ею руководил, даруя ученикам частицы своего большого сердца.

К чему бы ни обращался живописец, в каком бы жанре ни работал, будь то пейзаж или портрет, натюрморт или историческая картина, — везде очевидна приверженность жизненной правде и высокой национальной художественной традиции. Его искусство — искусство истинно русского художника — задушевная беседа со зрителем об увиденном, сокровенном, полюбившемся, пережитом. Живопись художника отличает свойственная лишь немногим музыкальность цвета, цвета ясного, словно упругого, но мягко вибрирующего звучными струнами его богатой цветовой палитры.

Образ женщины всегда увлекал мастера, ибо нес в себе великие тайны молодости и женственности, любви и красоты будь то собственная чаровница-внучка, запечатленная в целой галерее портретов разных лет, вдумчивая студентка, молодая учительница или улыбчивая гостья из Китая.

Леднев пишет тех, кто ему интересен как личность. И наряду с молодежью, студентами, учителями, родными и просто друзьями, он изображает академиков Жореса Алферова, Александра Тура и Дмитрия Лихачева, певца Штоколова и скульптора Михаила Аникушина, композитора Андрея Петрова и балерину Ирину Колпакову, писателя Даниила Гранина и певицу Ирину Богачеву, директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ивана Саутова и Патриарха всея Руси Алексия II. Будучи страстным поклонником поэзии А.С. Пушкина, ряд замечательных полотен В.А Леднев посвятил этому гениальному русскому поэту. Люди на его портретах, как, впрочем, и природа, архитектурные мотивы многих городов мира или тихие уголки простых российских деревень ведут молчаливый, но всегда откровенный разговор со зрителем. И эта духовная открытость произведений доступна не только эстетическому созерцанию, но внутреннему постижению и сопереживанию.

При всем надежном пластическом традиционализме произведений живописца его стиль письма узнаваем, а созданные образы не требуют пояснений, ибо возвышают до понимания удивительной красоты окружающего. И здесь творчество Леднева становится созвучным искусству В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, Б.М. Кустодиева.

Поистине этапным в творческой биографии Леднева стал триптих «Воссоздатели» (1985), посвященный ленинградским реставраторам, в котором все тридцать восемь (!) персонажей — конкретные люди, люди замечательного таланта и благородной души. Замысел произведения возник на основе личных впечатлений автора, трудившегося с 1974 по 1978 год над воссозданием плафона «Отдыхающий полководец внемлет призыву муз», вставок и надзеркальника в зале «Зеленой столбовой» Большего Екатерининского дворца музея-заповедника «Царское село», расписанного итальянским художником XVIII века Стефано Торелли, но утраченного в годы войны. Знакомство с реставраторами дворца и послужило основой замечательного по своей художественной и исторической ценности произведения.

Искусство В.А. Леднева хорошо известно не только в России, но и за ее пределами. Его искусство видела Франция и Германия, Англия и Италия, Финляндия и Швеция, Англии и США, Болгария и Бельгия, Испания и Япония. Но особенно частый и желанный гость в Китайской Народной Республике, где его произведения бережно хранятся в музеях и частных собраниях.

Будучи художником универсального дарования, он находится в постоянном поиске. Творчество Валерия Александровича Леднева, отраженное в целом раде посвящённых ему фундаментальных изданий, уже многие годы является неотъемлемой частью культурного образа нашего великого города Санкт-Петербурга.

Доктор искусствоведения, профессор Вячеслав Бабияк

2025-04-25 14-25-51.JPG

Возврат к списку