ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович
(05(17).11.1896, Орша Могилевской губ.
— 11.06.1934, Москва)

9.jpg

Всемирно известный ученый — психолог, дефектолог, педолог. Профессор (1928). Область научных интересов: история психологии, психология искусства, психология развития, педагогическая психология. Автор более 270 научных трудов. Вошел в историю психологии и педагогики как автор культурно-исторической теории развития поведения и психики человека. Создал научную психологическую школу, к которой принадлежат А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин.

Детство и юность прошли в Гомеле. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и Московский народный университет им. А. Л. Шанявского. С 1917 по 1924 г. работал учителем русского языка и литературы в школе, читал курсы эстетики и теории искусств в консерватории, преподавал в педтехникуме и руководил художественным отделом губполитпросвета в Гомеле. В годы работы в Белоруссии изучал психологические закономерности восприятия литературных произведений, в частности, этой проблеме посвящена его работа «Психология искусства» (1925), впервые изданная в 1965 г. Начал научную работу в Институте экспериментальной психологии в Москве (с 1924).

Л. С. Выготский стал одним из теоретиков новой советской школы. В 1925 г. в монографии «Исторический смысл психологического кризиса» (опубликована впервые в 1982 г.) ученый проанализировал развитие психологии в 20-е гг. и осветил вопросы ее методологии. В монографии «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926) он раскрыл вопросы психологии воспитания, а также теорию рефлексологического и психологического исследования. В 20–30-е гг. выступил создателем Экспериментального дефектологического института (ЭДИ) и активно сотрудничал с Академией коммунистического воспитания (АКВ). Многие годы был членом Государственного ученого совета (ГУСа) Наркомпроса и непосредственно влиял на систему развития образования в СССР. Пропагандировал идеи новой советской школы, читая лекции на педологическом факультете 2-го МГУ (МПГУ), на факультете общественных наук МГУ. В конце 20-х гг. начинается сотрудничество Л. С. Выготского с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Он каждый месяц на десять дней приезжал в Ленинград и читал курс лекций в Герценовском институте (1932–1934).

В начале 30-х гг. Л. С. Выготский создал такие труды, как «История развития высших психических функций», «Педология подростка», «Лекции по психологии». Тяжелая болезнь и ранняя смерть не позволили ему завершить работу над научными книгами «Учение об эмоциях», «Основы педологии», «Педология юношеского возраста», «Мышление и речь».

 Основные труды:

1.    Мышление и речь: Психологическое исследование. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1934.

2.    Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. — М.; Л.: Учпедгиз, 1935.

3.    Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 1960.

4.    Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.

5.    Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1982–1984.

Ссылки:

1.    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

2.    Выготский Л. С. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.