Специалист в области педагогики. Доктор педагогических наук, профессор (1969), член-корреспондент АПН СССР (1971).
Закончила педагогический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена (1936). После окончания института была принята на кафедру педагогики лаборантом, затем работала в должности ассистента (1938–1941, 1944–1945), старшего преподавателя (1949–1954), доцента (1955–1962), профессора (1969), заведующей кафедрой педагогики (1963–1976); с 1976 по 1994 г. — профессор-консультант.
Когда началась война, Г. И. Щукина возглавила эвакуированную в Ярославскую область школу-интернат для детей сотрудников ЛГПИ им. А. И. Герцена. Все 100 детей в 1944 г. вернулись к родителям. Это был самоотверженный труд, в котором, как писала сама Г. И. Щукина, ей помог А. С. Макаренко с его теорией коллектива и воспитания детей, а также собственный опыт работы и жизни в интернате и детских домах в Саратове и Ленинграде.
«Я глубоко верю в концепцию формирования личности подрастающих поколений в школе на основе единства деятельностей и их взаимодополняемости, деятельности, рождающей межличностные, межсубъектные отношения, открывающей широкий выбор и простор склонностям и интересам. На этой основе можно создавать множество условий для развития творческих возможностей каждого школьника, для выявления и формирования его духовных сил в целом», — писала Г. И. Щукина в книге «Труды и дни» (СПб., 1997).
Г. И. Щукина была верна своей ведущей научной проблеме — познавательному интересу. Главное ее достижение было в обосновании целостного научного взгляда на познавательный интерес как педагогический феномен. Педагогическая убедительность ее концепции заключалась в демонстрации необходимости системной организации учебного процесса, в котором все его компоненты должны способствовать пробуждению и развитию интереса детей к познанию. Г. И. Щукина аргументированно показала, что для становления интереса к учению важно использовать в единстве все стороны обучения: содержательную, деятельную и коммуникативную.
«Будучи признанным исследователем-дидактом, Галина Ивановна Щукина активно интересовалась и занималась методологией педагогики, теорией воспитания, подготовкой учителей, обобщением и анализом педагогического опыта. Это подтверждает и жанрово-тематическое разнообразие ее публикаций. Помимо научных публикаций самого высокого уровня, она писала научно-популярные статьи, издавала отдельные лекции по темам курса „Педагогика“, методические рекомендации для школ, брошюры для родителей. Ко всему она относилась с необыкновенной ответственностью и великой тщательностью» (А. С. Роботова, О. О. Плашкова).
«Выдающийся теоретик педагогики, просветитель, учитель учителей, Г. И. Щукина принадлежит к плеяде ученых-герценовцев, утверждающих гуманистические ценности в науке, личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию подрастающих поколений» (М. Верб, И. Шапошникова).
«Галине Ивановне была свойственна настоящая научная основательность, неспешность в обдумывании своих концепций, стремление к накоплению достаточного (а не просто необходимого) научного и практического материала, неповерхностная работа с научными источниками, глубокая мотивация к системной разработке вопросов и проблем, которыми она занималась. Ее научной деятельности и любым ее занятиям была чужда торопливость. Ее музой была Педагогика, а „служенье муз не терпит суеты“» (А. С. Роботова, О. О. Плашкова).
В этом — нравственная ценность деятельности Г. И. Щукиной, окончившей ЛГПИ им. А. И. Герцена и проработавшей здесь до конца жизни. Ее беззаветная преданность своему призванию Учителя была оценена многочисленными правительственными и ведомственными наградами, среди которых орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль К. Д. Ушинского, медаль Н. К. Крупской.
1. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.
2. Педагогика школы: учеб. пос. для пед. ин-тов / под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977.
3. Роль деятельности в учебном процессе. (Книга для учителя). — М.: Просвещение, 1986.
4. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
5. Урок длиною в четыре военных года: (Историко-публицистический очерк). — СПб., 1991.
6. Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1955. Т. 106.
1. Щукина Г. И. К вопросу о формировании общественного мнения учащихся старших классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1957. Т. 140.
2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пос. для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979.
3. Галина Ивановна Щукина: Труды и дни / Сост.: М. А. Верб, И. Г. Шапошникова; отв. ред. А. П. Тряпицына. — СПб., 1997.
4. «Я беспредельно верю в человека...». Страницы жизни и творчества Г. И. Щукиной: биография отдельного лица / ред.: Г. А. Бордовский, В. А. Козырев. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — (Золотые имена).
1. Профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
2. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.12.2023).