Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945).
После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г. В том же году защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». В 1917 г. начал преподавать в одесских гимназиях. В 1919 г. — приват-доцент кафедры философии Новороссийского университета (переименованного в Одесский институт народного образования (ИНО)), в 1921 г. — профессор кафедры психологии, с 1928 г. — внештатный профессор. Директор Одесской научной библиотеки (с 1922 г.).
В 1930 г. переехал в Ленинград и возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. А. И. Герцена. В разные годы преподавал также в Ленинградском институте философии, лингвистики и истории (ЛИФЛИ), читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1937 г. утвержден ВАК в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в ученом звании профессора.
В 1939 г. был выдвинут депутатом Ленсовета. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., участвовал в его обороне. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый делился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев (с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках). Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. жил и работал в Кисловодске.
В 1942–1945 гг. — профессор кафедры психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. В 1943 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1942–1945 гг. – директор Института психологии АН СССР. В 1945 г. организовал и возглавил сектор психологии Института философии АН СССР. В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, статьи ученого не печатали, но вопреки безденежью и психологическому давлению работал над книгой «Бытие и сознание». В 1954 г. ученого в должностях восстановили.
В 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране — журнала «Вопросы психологии», входил в первый состав редакционной коллегии.
В 1956 г. возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г. был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического. Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
С. Л. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-е гг. содержательно обосновал этот принцип. Суть его состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. С. Л. Рубинштейн сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную его учениками в исследовании процессов мышления.
Разрабатывал концепцию человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой в то время для С. Л. Рубинштейна стал вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
С. Л. Рубинштейн — первый советский психолог, ставший лауреатом Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» (1942). За огромный вклад в науку награжден медалями, орденом Трудового Красного Знамени (1945); в 1959 г. был номинирован на Ленинскую премию, но не успел ее получить.
1. Принцип творческой самодеятельности. 1922.
2. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. № 1. С. 3–21; см. также: Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8–24.
3. Основы общей психологии: учебник для университетов. 1940; 1946; 1989; 2009.
4. Пути и достижения советской психологии // Вестник АН СССР. 1945. № 4.
5. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.
6. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.
7. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
8. Проблемы общей психологии (сборник статей разных лет и посмертная публикация рукописи «Человек и мир». 1973; 2-е изд. — 1976).
1. Семёнов В. Е. История психологической науки в России и российская полиментальность.
2. Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С. Л. Рубинштейна.
3. Вклад С. Л. Рубинштейна в развитие психологии обсудили в РГПУ им. А. И. Герцена.
4. Непобедимая наука во время войны. С. Л. Рубинштейн.
1. Профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. / [Сост.: Е. М. Колосова и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
2. URL: https://24smi.org/celebrity/127821-sergei-rubinshtein.html