Специалист в области обучения и воспитания слепых и слабовидящих, основоположник советской тифлопедагогики. Доктор педагогических наук (1938), профессор (1929), член-корреспондент АПН РСФСР (1944).
Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета с дипломом на тему «Колонии для несовершеннолетних правонарушителей» (1913).
Во время Гражданской войны с семьей уехал из Петрограда в Смоленскую губернию, где работал учителем сельской школы. Среди его учеников был тогда и будущий писатель А. Т. Твардовский. В 1921 г. Перенес тиф и из-за этого почти полностью лишился зрения. Несмотря на это, благодаря своей силе воли, еще три года работал учителем в сельской школе. В 1924 г. Б. И. Коваленко становится заведующим школы для слепых в Смоленске. Он сумел не только восстановить школу и сделать ее одной из лучших в стране, но и проводил научную работу по поиску наиболее эффективных методов обучения слепых и слабовидящих. Уже тогда он пришел к выводу, что цели и задачи образования слепых такие же, как и у зрячих. Но для успеха работы с ними требуется определенное изменение методики проведения, соответствующее оборудование и наглядные пособия. В 1924 г. По инициативе Б. И. Коваленко в Смоленске был осуществлен эксперимент по организации совместного, инклюзивного, обучения и воспитания слепых и зрячих детей сначала в детском саду, а затем с 5 класса в школе. И все же, несмотря на положительные результаты, педагог категорически возражал против отказа от специальных школ. Более того, он считал необходимым создание школ и для слабовидящих детей. В 1930-е гг. благодаря стараниям Б. И. Коваленко они были открыты.
В 1929 г. Педагога пригласили на работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Сразу же по приходе на дефектологический факультет он организовал и возглавил кафедру тифлопедагогики (1929–1957). Кафедра сыграла важную роль в развитии коррекционной педагогики. Она была и до настоящего времени остается единственной в России специализированной кафедрой тифлопедагогики. В 1934 г. Ученый становится деканом дефектологического факультета.
Большое значение Б. И. Коваленко придавал дошкольному воспитанию слепых детей. По его настоянию в Москве и Ленинграде открывают специализированные детские сады. Позже они появились и в других городах. В 1934 г. Он организовал при кафедре тифлопедагогики методическое бюро по сопровождению обучения слепых в техникумах и вузах Ленинграда.
С именем Б. И. Коваленко связано и возникновение в нашей стране системы реабилитации взрослых, утративших зрение. В период советско-финской войны в 19391940 гг. он возглавил работу с военноослепшими. Вместе с группой учителей он занимается подготовкой к трудовой деятельности воинов, утративших зрение, с последующим их трудоустройством. Обычно нехотя и с внутренним протестом соглашались инвалиды войны на обучение по Брайлю. Но постепенно, осваивая рельефно-точечный шрифт, они убеждались в правильности такого подхода и начинали верить в свои силы. В Ленинграде был организован интернат для военноослепших, там инвалиды войны имели возможность окончить среднюю школу и получить мирную специальность. В 1940 г. по инициативе и при активном участии Б. И. Коваленко были открыты курсы подготовки военноослепших в вуз и к интеллектуальному труду. Во время Великой Отечественной войны интернат для военноослепших продолжал работать, а учителя-тифлопедагоги, используя методику Коваленко, организовали «школу на колесах» и обучали слепых раненых в блокадных госпиталях. Во время войны Б. И. Коваленко был эвакуирован из Ленинграда в Пермь, там он создал знаменитые курсы для обучения ослепших военнослужащих и опубликовал методику возвращения взрослых слепых к трудовой жизни.
В 1944 г. Его вызывают в Москву и назначают заведующим отделом тифлопедагогики Института дефектологии АПН РСФСР, а затем кафедрой тифлопедагогики в Московском пединституте им. В. И. Ленина. В этом же году выходят разработанные с его участием «Программы начальной школы» и «Программы для слепых переростков». Последняя была особенно актуальна в то время: школы для слепых детей на оккупированных территориях были закрыты, к тому же появилось много детей, потерявших зрение из-за ранений.
В 1946 г. Б. И. Коваленко вернулся в Ленинград и продолжил руководить факультетом дефектологии ЛГПИ им. А. И. Герцена и кафедрой тифлопедагогики. В 1950-е гг. окончательно складывается научная школа Б. И. Коваленко, у которого было много учеников и последователей. Ученый работает над новой проблемой — обучение незрячих детей с трудностями психического и умственного развития. Однако в 1956 г. Он был вынужден покинуть институт в связи с тяжелейшим заболеванием. Тем не менее ученый не оставил научную работу, буквально повторив подвиг Николая Островского.
Б. И. Коваленко провел огромную работу по становлению российской школы тифлопедагогики. Он автор 135 публикаций, посвященных проблемам обучения слепых детей и взрослых. Под его руководством защищено 7 кандидатских диссертаций по тифлопедагогике.
1. Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих. — М., 1930.
2. Возвращение слепых к трудовой жизни. — М., 1946.
3. Трудовая подготовка в школах для слепых. — М., 1947.
4. Основы тифлопедагогики. — Л., 1962.
1. Меженцева Г. Н. К 125-летию основателя отечественной тифлопедагогики Б. И. Коваленко (из истории инклюзивного и специального образования на Смоленщине) // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. научных трудов. — Тамбов, 2015.
2. Розанов В. Он заслужил себе вечную память. — URL: http://s-vestnik.ru/node/399
3. Связь науки с жизнью: к 100-летию со дня рождения Б. И. Коваленко // Дефектология. 1990. №3.