ГРАБОРОВ Алексей Николаевич
(март 1885, Почеп Черниговской губ. —
1949, Ленинград)

Граборов.jpg

Выдающийся педагог, основоположник отечественной олигофренопедагогики. Доктор педагогических наук (1946), профессор (1925).

В 1908 г. поступает в Петербургский психоневрологический институт, на естественное отделение педагогического факультета. В 1909–1914 гг. работает на курсах по начальному воспитанию, в детских клубах, в качестве репетитора занимается с умственно отсталыми детьми. С 1912 г. работает учителем гимнастики и ручного труда в школе для умственно отсталых детей, открытой сотрудниками Психоневрологического института.

В 1915 г. открывает частную школу-пансион для умственно отсталых детей. Будучи директором школы, сам давает уроки, демонстрируя высокое педагогическое мастерство в работе с умственно отсталыми детьми. Позднее опыт работы школы обобщит в книге «Вспомогательная школа» (1923 и 1925).

С 1914 г. А. Н. Граборов принимает участие в съездах и конференциях, где обсуждаются вопросы оказания общественной помощи умственно отсталым детям, рассматриваются причины, приводящие к умственному недоразвитию детей, высказываются предложения по созданию различных типов учреждений, необходимых для воспитания и обучения таких детей. С первых дней установления советской власти А. Н. Граборов уделяет особое внимание организации учреждений для дефективных детей, проводит большую работу по подготовке кадров для вновь организуемых учреждений по воспитанию и обучению таких детей. В значительной мере по его инициативе в Комиссариате социального обеспечения было вынесено решение о переводе учреждений для умственно отсталых детей на государственный бюджет, что создало для специального обучения прочную материальную базу.

А. Н. Граборов стоял у истоков организации высшего дефектологического образования в стране. В октябре 1918 г. в Петрограде в Институте дошкольного воспитания был открыт факультет по подготовке персонала для воспитания дефективных детей. Одним из его организаторов был А. Н. Граборов. В 1921 г. этот факультет стал называться дефектологическим и входил в состав Института педологии и дефектологии. После слияния в 1925 г. этого института с ЛГПИ им. А. И. Герцена А. Н. Граборов становится одним из создателей и заведующим кафедрой обучения и воспитания умственно отсталых детей (в последующем кафедра олигофренопедагогики) (1925–1938). В 1938 г. он был приглашен на заведование кафедрой олигофренопедагогики в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, в котором проработал до 1941 г. С это же время выходит написанный им в соавторстве первый в Советском Союзе учебник «Олигофренопедагогика» для студентов-дефектологов (1941).

В 1943 г. А. Н. Граборову предлагают работу в НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. Он также приглашен в Государственный педагогический институт им. В. И. Ленина для чтения курса олигофренопедагогики и курса методики русского языка во вспомогательных школах.

Дальнейшая деятельность ученого вновь связана с Ленинградом. В августе 1946 г. он был принят на должность заведующего отделением олигофренопедагогики в Ленинградском научно-исследовательском институте специальных школ АПН РСФСР и заведующего кафедрой общей педагогики в Первом педагогическом институте иностранных языков.

Под его руководством проводилась большая работа по изучению умственно отсталых детей; была организована клиника, деятельность которой способствовала установлению психологических особенностей этих детей и осуществлению дифференцированного подхода к ним в процессе обучения и воспитания. Одновременно А. Н. Граборов руководил аспирантами, оказывал методическую помощь учителям вспомогательных школ, вел большую работу с родителями умственно отсталых детей. Он впервые организовал лекторий для родителей, на котором читал лекции по воспитанию детей. Кроме этого, ученый читал лекции для учителей и учащихся старших классов, считая пропаганду педагогических знаний среди населения своим общественным долгом и обязанностью каждого учителя.

А в 1965 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена была возрождена созданная им кафедра олигофренопедагогики. Произошло это благодаря усилиям его аспирантки, а позднее декана дефектологического факультета — кандидата педагогических наук, доцента Н. П. Долгобородовой. В настоящее время в институте дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена существует традиция проведения Граборовских чтений — научно-практической конференции, посвященной жизни и деятельности ученого, его вкладу в развитие отечественной олигофренопедагогики.

Источники:

1.    Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие / авт.-сост.: В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. — М.: Классикс Стиль, 2005.

2.    Петрова В. Г. Вклад А. Н. Граборова в отечественную олигофренопедагогику / В. Г. Петрова, Т. В. Шеверева, О. В. Дорошенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. № 4 (40).

3.    Петрова Л. В. Алексей Николаевич Граборов — выдающийся российский олигофренопедагог (к 130-летию со дня рождения) / Л. В. Петрова, С. Ю. Ильина // Специальное образование. 2015. № 1 (37).

4.    Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. — М.: НПО «Образование», 1995.