Один из создателей отечественной психологии, педологии, педагогической психологии, психологии личности. Профессор.
В 1909–1915 гг. обучался в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Работал в психологической лаборатории института под началом и научным руководством А. Ф. Лазурского. В 1914г. выступал на II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике со своим докладом «О психическом темпе».
Доцент кабинета экспериментальной психологии Ленинградского государственного университета (1923–1925). Профессор педологии и психологии Государственного института научной педагогики (1924–1931). Профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена (1925–1931).
В центре научных изысканий М. Я. Басова находились вопросы психологии личности, ее воспитания и развития. Специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор и первый в советской психологии разработчик разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в разных видах активной деятельности и общения. Внес важнейший вклад в развитие отечественной педологии; автор фундаментального издания «Вопросы общей педологии». Создал методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработал экспериментальное изучение психических функций и целостной личности.
Оппонировал сторонникам рефлексологии, рассматривая условные рефлексы как часть объяснительных принципов многомерной душевной деятельности и сознания развивающегося человека.
Учитель выдающихся ученых-психологов В. С. Мерлина и Д. Б. Эльконина, психиатра В. Н. Мясищева.
1. Воля как предмет функциональной психологии. — Пг.: Начатки знаний, 1922.
2. Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста. — Пг.; М.: Госиздат, 1923.
3. Методика психологических наблюдений над детьми. –2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Госиздат, 1924 (3-е изд., испр. и доп. — 1926).
4. Методика психологических наблюдений над детьми. Учение о поведении человека. — М.: Работник просвещения, 1926.
5. Общие основы педологии. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928.
6. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Педология. 1931. № 5–6 (17–18).
7. Опыт объективного изучения детства. — Л., 1924.
1. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии: журнал. 2008. Т. 3, вып. 4.
2. Богданчиков С. А. К истории отечественной психологии советского периода: М. Я. Басов и его школа // История российской психологии: дайджест. 2016. № 6.
3. Игнатенко М. С. О роли научной психологической школы М. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18–21 сентября 2007 года: в 3 т. Т. 2. — М.; Ростов-н/Д.: Кредо, 2007.
1. Биографика СПбГУ: Санкт-Петербургский государственный университет: Официальный сайт. — URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/2549-basov-mihail-akovlevic.html (дата обращения: 03.02.2024).
2. Михаил Яковлевич Басов: Психологическая газета. (Электронное издание). — URL: https://psy.su/persons/in_memoriam/psy/146884/ (дата обращения: 03.02.2024).