В мае Институту педагогики СПбГУ исполняется пять лет. За это время его экспертам удалось внести свой вклад в создание условий для качественного преобразования современной образовательной среды и подготовки учителей нового поколения.
В преддверии годовщины подразделения директор Института педагогики СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова поделилась мнением о том, почему основы педагогики полезно осваивать каждому, представила основные направления развития этой науки в Университете, а также рассказала о том, как выбрала профессию педагога.
2023 год по указу президента России объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня нам важно не только привлечь внимание к профессии, но и повысить интерес способной, активной, творческой молодежи к педагогике. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель нового поколения? Какие педагоги востребованы в современной школе?
В современной школе, к сожалению, пока еще востребованы просто любые педагоги. Почти все регионы страны испытывают дефицит учителей математики, а в последнее время жалуются на нехватку физиков. Квалифицированные организаторы воспитательной работы — на вес золота. А если попробовать представить портрет идеального учителя, то следует заметить, что мечтаем мы — дети, родители, администрация школ, общество, бизнес, государство — о разном. Но можно попытаться составить обобщенную картину: он достаточно молод, но уже имеет большой стаж, он полон энтузиазма и эмпатии к детям, но умеет блестяще готовить к различным всероссийским проверочным работам и ЕГЭ. Он исполнителен и инициативен, умеет входить в положение администрации и понимает родителей, любит предмет, но обожает ходить с детьми в театры и походы, у него богатая личная жизнь, но он способен сутки напролет проводить в школе... Забавно получается? По-моему, нереалистично для массовой профессии. Поэтому из сотен превосходных качеств учителя я обычно выделяю несколько. Это желание и умение учиться и учить, стремление помогать другому человеку (маленькому и взрослому, со всеми его мотивами, мечтами и страхами), любовь к работе в составе сплоченной разновозрастной команды, уровень мастерства в части той деятельности, которую педагог передает, и наличие ценностно-смысловых опор, адекватных российским традиционным ценностям.
Мы сейчас участвуем в трех основных процессах: пытаемся помочь изменить к лучшему школьную программу по обществознанию и учебники к ней, помогаем реализовывать программы повышения квалификации для учителей обществознания и готовимся к приему учителей обществознания для обучения на программе магистратуры в нашем университете. В рамках программы «Педагог для школы высоких технологий» мы готовим специальный набор на бюджетные места лиц, которые хотели бы преподавать обществознание в школах, колледжах и вузах. Все эти виды работы только начаты, но мы надеемся, что получим ощутимый прогресс по всем трем линиям через год-два.
Наш университет наращивает экспертизу в области дошкольного образования, и мы предложили нашим коллегам из Узбекистана помощь в решении вопросов раннего обучения дошкольников русскому языку. Мы можем помочь начинающим и опытным педагогам, работающим с дошкольниками, в повышении квалификации по всем вопросам развития познавательной сферы ребенка, развития его эмоционального интеллекта. Да, мы убеждены, что дошкольный этап развития человека, может быть, самый важный для будущего успеха личности: именно в это время формируются любовь к познанию, стремление к сотрудничеству, основы математической, читательской и естественно-научной культуры.
Институту педагогики 28 мая 2023 года исполняется пять лет. На фоне 300-летней истории СПбГУ он просто младенец. Но мы построили полный спектр программ образования, среди наших выпускников уже есть кандидаты наук, а многие наши выпускники стали руководителями образовательных организаций и крупных проектов. Все наши эксперты — активные и влиятельные участники большинства преобразующих образование процессов в стране и мире. Наши успехи в основном заключаются в том, что мы стараемся быть востребованными в каждом значимом процессе: при наличии определенной проблемы пытаемся ее решить, привлекая собственные научные знания и профессиональные умения. Но у нас есть и собственная научная тематика: культура чтения как фактор сохранения и развития цивилизации, персонализация образования в условиях цифровой трансформации общества, развитие личностного потенциала в системе образования.
Мы бы хотели предоставить всем желающим студентам СПбГУ возможность пройти практику в формате Педагогической клиники. Что касается основных проектов, мы поддерживаем ежегодную научно-практическую конференцию проектных и исследовательских работ школьников «Крона», в рамках которой более 1000 учащихся ежегодно предлагают свои проектные и исследовательские работы, ожидающие оценки и тьюторского сопровождения. Кроме того, мы планируем провести фестиваль «12 коллегий» для смешанных подростково-взрослых команд школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также хотим помочь Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ осуществить проект онлайн-образования для русскоязычных ребят, живущих в других странах мира.
Моя мама была учителем русского языка и литературы, а мой учитель математики Арон Рувимович Майзелис однажды мне сказал: «Казакова, вы могли бы продолжить... меня». Продолжить их служение мне показалось и важным, и интересным делом.
Я училась в «лучшей школе всех времен и народов». Мы говорили, что у нас принято любить математику и физику, обожать историю и литературу, знать химию и биологию, паять микросхемы, хорошо играть в баскетбол и волейбол, немного читать по латыни, играть в «Турнире СК» (интеллектуальной ленинградской телепередаче для старшеклассников. — Прим. ред.). Весь этот мир создавали наши учителя. Школа не была богатой, но она была великой (моя физическая школа № 38 позднее объединилась с физико-математическим лицеем № 30, куда я и сейчас хожу поклониться). Да, я убеждена, что мне хотелось подражать им, моим дорогим учителям.
Как председатель Федерального учебно-методического объединения по высшему педагогическому образованию я просто обязана сказать, что мы обязаны всеми силами формировать единое образовательное пространство, но, знаете, это единство в многообразии. Я не верю в целесообразность единых маршрутов и уникальных рецептов. Убеждена, что выпускники педагогических специальностей классических университетов создают весомую конкуренцию выпускникам педагогических университетов. Хотя слово «конкуренция» не очень точно выражает мысль: нам не конкурировать надо, а дополнять друг друга. Работы на всех хватит.
И мне, и моим коллегам очень бы хотелось, чтобы мировое сообщество познакомилось с живой современной педагогикой, которая, в частности, рождается у нас в Университете. Я убеждена, что основы этой науки было бы полезно осваивать любому человеку, просто потому что педагогика занимается очень сложным, но таким необходимым предметом — счастьем человека и благополучием мира.
Мне нравится вам нравиться. И я даже способна правильно расставить мягкие знаки в этой фразе. А если серьезно, мне очень повезло с учителями, учениками и коллегами. У меня прекрасная семья. И я искренне верю в необходимость того, что я делаю.
Источник: Санкт-Петурбургский государственный университет