Организация проектной и исследовательской деятельности школьников


Актуальность выбранного направления «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» определяется насущной задачей современной школы - необходимостью формирования у выпускников школ навыков, связанных с самостоятельным приобретением необходимых знаний, готовности интегрировать их для решения учебных и жизненных проблем; с освоением эффективных способов исследования объектов действительности; с развитием умений творческого осмысления содержания осуществляемой работы. Кроме того, организация проектной и исследовательской деятельности является частью системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи, так как способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся. По данному направлению потенциал Герценовского университета определяется следующим: в основные образовательные программы по естественнонаучным направлениям включены модули по организации проектной и исследовательской деятельности школьников, накоплен большой практический опыт в рамках проектов для учащихся и учителей «Современные достижения науки и техники» и «Фаблаб», трансляция которого будет содействовать освоению необходимых навыков у педагогов. Готовы к реализации 14 дополнительных профессиональных программ для учителей предметов естественно-научной области.

Ключевые адресаты направления: педагоги, осуществляющие деятельность в общеобразовательных учреждениях региона, педагоги системы дополнительного образования, методисты.

Основные субъекты, вовлеченные в работу центра: Научные сотрудники, преподаватели, студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты РГПУ им. А. И. Герцена и партнеров, педагогические работники, а также обучающиеся организаций общего и дополнительного образования.

Ключевые идеи и результаты деятельности:

Формирование у будущих учителей компетенций, связанных с деятельностью по сопровождению учебных исследований и проектов школьников, начинается в процессе их профессионально-педагогической подготовки, однако тренды развития современной науки и вызовы времени требуют постоянного повышения квалификации педагогических работников в данной области. В частности, результаты международных мониторинговых исследований (PISA 2018) демонстрируют недостаточный уровень сформированности естественнонаучной грамотности у российских учащихся. Они испытывают затруднения в объяснении и описании естественнонаучных явлений на основе имеющихся знаний, а также в прогнозировании возможных изменений; распознавании научных вопросов и применении методов естественнонаучного исследования; интерпретации данных и использовании научных доказательств при формулировании выводов. Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, вся сущность которой направлена на развитие указанных выше умений, может содействовать росту естественнонаучной грамотности российских школьников, а, следовательно, повышению качества и конкурентоспособности отечественного естественнонаучного образования (что является одной из приоритетных целей национального проекта «Образование»).

В связи с этим важно создание таких «точек роста» и ресурсных центров, где методисты и педагоги смогут получать актуальную методическую поддержку в осуществлении проектной и исследовательской работы в школе. Она заключается в разработке программ дополнительного педагогического образования, проведении научно-методических исследований, изучении лучших отечественных и зарубежных практик организации учебных проектов и исследований, освоении соответствующих методик и др. Важной задачей центра, организуемого на базе Университета, является овладение учителями современными методами и методиками проведения естественнонаучных исследований, включение их в реальную экспериментальную работу. Научно-методическое сопровождение проектной деятельности педагогов осуществляется на основании модели STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), позволяющей решать проектные задачи на основе интеграции естественных наук и инженерных предметов.

Особенностью деятельности центра является создание особых научных групп, включающих учителей, школьников, студентов и преподавателей вуза, которые осуществляют исследовательские и научно-образовательные проекты.


Таким образом, в рамках данного направления осуществляются:

  • научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса организации исследовательской и проектной деятельности школьников.

  • научно-исследовательская деятельность.

  • методическое сопровождение педагогов в ходе организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • экспертная деятельность.


1.            Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В рамках реализации направления осуществляется разработка программ дополнительного профессионального образования педагогов в области организации исследовательской и проектной деятельности школьников.

Результат – концепция и системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике; программы дополнительного педагогического образования и методические рекомендации для их реализации; участие в повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров по соответствующему направлению.

2.            Научно-исследовательская деятельность подразумевает проведение научных исследований в области организации и проведения исследовательской и проектной деятельности школьников. Предполагает изучение, последующее внедрение и тиражирование лучших педагогических практик в образовательных организациях.

Результат – участие в создании банка лучших образовательных практик; издание монографий; методических пособий для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

3.            Методическое сопровождение педагогов в ходе организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.


Планируется:

  • проведение обучающих методических семинаров, курсов, «мастер-классов» для педагогической общественности, направленных на развитие профессионально-педагогических компетенций, связанных с организацией проектной и исследовательской деятельности школьников. Инвариантные мероприятия являются обязательными и проводятся на постоянной основе, вариативные – персонифицированные, более детально учитывают индивидуальные образовательные потребности педагогов;

  • знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом организации исследовательской и проектной деятельности (критерии и признаки лучших практик, характеристики работы, полученные результаты и др.);

  • информирование о современных достижениях в области естественных наук (в форме лекций, вебинаров, конференций и т.п.). К проведению мероприятий привлекаются ведущие ученые, методисты и практики в области организации проектно-исследовательской деятельности;

  • обмен опытом педагогов в осуществлении проектной и исследовательской деятельности обучающихся на конференциях, дискуссионных площадках, а также через институт наставничества;

  • организация проектных школ-интенсивов;

  • включение педагогов в проведение научных исследований в системе «учитель – школьник – студент – преподаватель вуза».

Результат – знакомство с современными методами естественнонаучных исследований; получение опыта проведения научных исследований и научного руководства; развитие коммуникативных навыков и умений, связанных с кооперацией и других гибких навыков; подготовка дидактических комплектов.

4.            Экспертная деятельность, направленная на оценивание качества методических продуктов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности школьников; участие в конкурсах проектно-исследовательских работ школьников; разработка критериев оценивания профессионально-педагогических компетенций в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Результат - формирование готовности педагогов применять актуальные естественнонаучные знания и методические инновации в организации проектной и исследовательской деятельности школьников.