Специалист в области теории и практики музыкального воспитания и образования; фортепианной педагогики; пианистка. Доктор педагогических наук (1995), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992), действительный член Международной АН педагогического образования (2000), член Международного общества музыкантов-педагогов (Швеция). Американским Биографическим институтом (ABI) включена в 7-е издание Международного справочника выдающихся руководителей, издаваемого Библиотекой Конгресса США (1996).
Окончила фортепианный факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1964); аспирантуру по специальности: музыкальное искусство (1970); кандидат искусствоведения (1972). С 1988 г. — заведующая кафедрой музыкального воспитания и образования ЛГПИ (РГПУ), декан факультета музыки. Награждена значком «Отличник народного просвещения» (1995). Занималась исполнительской деятельностью. Исполнено более 100 концертов на фортепиано в России и за рубежом.
Область научных исследований: системное изучение проблем музыкально-эстетического воспитания молодежи на современном этапе реформирования музыкально- педагогического образования; разработка прогностической модели высшего и среднего музыкально-педагогического образования на рубеже XX–XXI столетий; исследования и практическая апробация интегрированных форм художественно-творческого развития личности; проблемы фортепианного искусства и педагогики. Опубликовано более 120 научных трудов.
1. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М.: Прометей, 1990.
2. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. — СПб.: Образование, 1996.
3. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. — СПб., 1997.
4. Карл Черни и его этюды. — СПб.: Композитор, 1999.
1. Факультет музыки: Традиции будущего: сборник статей (посвящается 20-летию со дня основания) / сост.: М. В. Воротной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
1. Профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в XX веке: Биогр. справ. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
Наталия Алексеевна Терентьева с полным правом может быть названа создателем факультета музыки. Ей принадлежит основная заслуга в разработке концептуальных основ формирования специалиста нового типа в области школьного музыкально-эстетического воспитания, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, структуры факультета, подбора и расстановки кадров <…>.
Безусловно, в своей деятельности Н. А. Терентьева опиралась на помощь и поддержку ректората института, приглашенных ею к сотрудничеству соратников и единомышленников. Но главным генератором идей была она сама. А в реализации замыслов проявила редкую энергию и целеустремленность. Сочетание этих качеств позволило факультету… превратиться в один из ведущих учебных и научных центров подготовки специалистов в области школьного музыкального воспитания, признанного и в стране, и за рубежом.
Конечно, в основе деятельности Н. А. Терентьевой лежали не только личностные качества, но и высокий разносторонний профессионализм.
Наталия Алексеевна родилась 4 мая 1941 г. в Ташкенте в семье военнослужащего. В 1949 г. была принята в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано, которую закончила с отличием в 1959 г. Затем — фортепианный факультет консерватории (1959–1964), класс профессора Н. И. Голубовской, аспирантура (1966–1969) и работа над кандидатской диссертацией под руководством видного исследователя в области истории и теории пианизма, проблем методики музыкального воспитания Л. А. Баренбойма.
Предметом диссертационного исследования Н.А. Терентьевой становятся педагогические принципы К. Черни. Далее интерес к личности, педагогическому и композиторскому творчеству этого выдающегося музыканта, так же как и к педагогике Ф. Листа, отраженные в ряде опубликованных работ, пройдет через всю жизнь.
Но параллельно этому формируется и круг интересов, связанных с областью массового музыкального воспитания. <…>
Системы К. Орфа и Д. Б. Кабалевского как два наиболее значительных явления в педагогике массового музыкального воспитания XX в. оказали наибольшее влияние на формирование музыкально-педагогических представлений Н. А. Терентьевой, легли в основу разработки собственной системы художественно-творческого развития школьников на уроках музыки в процессе освоения различных видов искусства. Система была опробована автором в школах Петербурга и других городов, получила научно-методическое обоснование в специальной монографии, разработанной совместно с Р. Г. Шитиковой школьной программе 1–8 классов и учебных материалах к урокам.
Идеи и подходы системы художественно-творческого развития школьников, собственно, и определили новую концепцию образования школьного учителя музыки, ориентированную на перспективу XXI в.
Его основу составили: фундаментальная музыкальная подготовка, специальный инструмент, вокал, хоровое дирижирование, широкая эрудиция в сфере образования, педагогики, методики, художественной культуры, педагогическая практика. Направления подготовки должны были быть обеспечены циклами музыкально-теоретических, музыкально-исторических, музыкально-педагогических и психолого-педагогических дисциплин. Новая стратегия образования педагога-музыканта общеобразовательной школы определила структуру факультета: три исполнительских кафедры — инструментальная, вокальная, хорового дирижирования и подразделение, объединяющее комплекс основных для профильной подготовки специалиста дисциплин — кафедра музыкального воспитания и образования. Последняя стала «мозговым центром» и координатором деятельности факультета. Руководство кафедры также взяла на себя Н. А. Терентьева и осуществляла его до 2005 г.
Первоочередной задачей ведущей кафедры факультета стала разработка программ и научно-методическое обеспечение учебного процесса. <…> Профильный характер получила разработка музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Круг самих дисциплин со временем расширился. Расширение было обусловлено включением в общеобразовательную систему элементов, необходимых для реализации модели специалиста XXI в. Такими элементами стали психолого-педагогическая подготовка (с привлечением преподавателей факультета педагогики и психологии) и творческое музицирование, для чего к сотрудничеству на кафедру были приглашены известные композиторы, члены Союза композиторов Ленинграда Г. О. Корчмар, Г. И. Фиртич и Б. И. Архимандритов, в последние годы — А. В. Андерсен, А. В. Гололобов и другие.
С первых лет существования факультета его деятельность приобретает общественный характер, ведет к установлению многообразных и разносторонних связей со школами города и области, вузами, учреждениями образования и культуры Санкт-Петербурга и других регионов России, с международными творческими организациями и учебными заведениями. В их установлении и представительстве Н. А. Терентьевой также принадлежала ведущая роль.
Деятельность ее в этой области поистине масштабна. Она сама оказывает и организует на кафедрах факультета консультативную методическую помощь общеобразовательным школам города и области; устанавливает творческое сотрудничество с Консерваторией, Союзом композиторов, Академией театрального искусства, Российским институтом истории искусств; педагогическими институтами и университетами Москвы, Екатеринбурга, Череповца, Астрахани, Таганрога, Саратова и других городов страны. С 1988 г. на факультете проводятся научно-методические семинары для преподавателей музыкально-педагогических вузов РФ. Формой творческих контактов стали и конкурсы исполнителей, которые сразу приобрели статус международных. Инициатором, организатором и председателем жюри конкурсов в эти годы также стала Наталия Алексеевна. Так была заложена традиция, которая сохраняется и поныне.
С 1989 г. начинают устанавливаться творческие контакты и с музыкальными факультетами университетов зарубежных стран: Болгарии, Швеции, США, Латвии, Кореи, Дании, Великобритании и других. В ряде случаев Наталия Алексеевна, выезжая за рубеж, проводила мастер-классы, выступала как пианистка в концертах, вызывая восторженные отклики коллег и аудитории (Международный пианистический центр — Париж, Франция; университет Северной Айовы, США, и др.).
<…> Все годы руководства факультетом и кафедрой были временем профессионального роста и самой Н. А. Терентьевой, повышения ее должностного статуса. Она возглавила факультет в звании доцента, кандидата искусствоведения. Обобщение инновационного опыта в области музыкального образования, разработка и внедрение в практику собственной образовательной концепции, сопровождавшиеся выходом целого ряда монографий, статей и других публикаций, закономерно привели ее к защите диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. В следующие годы она избирается членом-корреспондентом Российской академии образования, академиком Международной академии наук педагогического образования, академиком Санкт-Петербургского академии истории культуры, становится членом Международного музыкального общества Ф. Листа (США), Международной ассоциации педагогов-пианистов (Швеция).
Жизнь и деятельность Н. А. Терентьевой оборвалась внезапно в результате трагической случайности: непредсказуемого и стремительного развития острой пневмонии, с которой медицина справиться не смогла.
За три прошедших года на факультете и кафедре многое изменилось. <…> Но на фоне нового становится все более очевидным масштаб и значение свершенного. Доказал свою прочность концептуальный фундамент инновационной образовательной системы. Прошла проверку практикой целесообразность структуры факультета. Плодотворной деятельностью подтвердил свой высокий статус сформированный за предшествующие годы коллектив. И это является главным доказательством непреходящего значения многогранной деятельности Н. А. Терентьевой — основателя и руководителя факультета на протяжении первых шестнадцати лет его существования.
1. Налетова И. Н. Первый декан факультета Наталия Алексеевна Терентьева // Факультет музыки: Традиции будущего: сб. статей (посвящается 20-летию со дня основания) / сост. М. В. Воротной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 15–20.