В РГПУ им. А. И. Герцена состоялось торжественное открытие осеннего семестра дополнительной общеобразовательной программы «Герценовские среды». Первая встреча в новом учебном году собрала обучающихся психолого-педагогических классов, преподавателей и представителей образовательных учреждений. Гостей встречали пеликаны — символ Герценовского университета. Студенты института театра, музыки и хореографии подготовили яркий музыкальный подарок — песню «Будьте как дети».
С приветственным словом к участникам от лица руководства вуза обратилась начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Елена Спасская. В своём выступлении она отметила важность интеграции знания и практического опыта, а также необходимость взаимодействия между образовательными учреждениями.
«Ребёнок — это особый мир, особая жизнь. И вы, готовясь стать педагогами, понимаете, что вы будете для ребёнка тем самым образцом и проводником в мир историй, фантазий, знаний, искусства. От педагога зависит очень много. Но я считаю, что самое главное для учителя — это в душе всегда самому оставаться ребёнком», — сказала Елена Спасская.
Начальник управления межрегионального сотрудничества подчеркнула, что педагогические компетенции сегодня являются абсолютно универсальными для любого человека, вне зависимости от того, какую профессию он будет осваивать. «Наша цель — подготовить специалистов, способных реагировать на вызовы времени, и создать комфортную образовательную среду для каждого ученика», — добавила Елена Спасская.
Опытом участия в проекте поделилась куратор психолого-педагогических классов, учитель Шлиссельбургской средней общеобразовательной школы № 1 Анастасия Савина. Она дала старшеклассникам напутствие: «Работайте над проектами — это уникальная возможность познакомиться не только с вузом, но и с будущей профессией».
Куратор психолого-педагогических классов СОШ № 47 имени Д.С.Лихачева Петроградского района Елена Цимбалова также рассказала об опыте участия своей школы в Герценовских средах, об успешных выпускниках — в настоящее время студентах РГПУ им. А.И. Герцена.
О поступлении в Герценовский университет после окончания психолого-педагогических классов рассказали студентка второго курса филологического факультета Маргарита Золушкина и студентка первого курса института истории и социальных наук Диана Болотова.
«Герценовские среды — это нечто невероятное, чего я не видела ни в одном другом вузе. Университет предлагает погрузиться в самую гущу событий и быть полноценным участником учебного времени. На факультете художественного образования нам показали, чем занимаются отдельные кружки и студенческие объединения. Мы рисовали и мастерили из глины. Институт физической культуры и спорта предложил нам целый квест по территории. И, конечно же, в рамках проекта я познакомилась со своей альма-матер, с филологическим факультетом», — поделилась Маргарита Золушкина.
Постановку задач на день провела директор центра по работе с талантливой молодёжью и абитуриентами Татьяна Гдалина. Она обозначила ключевые направления работы, на которые будет ориентирована программа: «Мы надеемся, что участие в проекте поможет вам определиться с выбором будущей профессии. Важно, чтобы каждый смог найти себя в предлагаемых модулях».
В рамках первого психолого-педагогического модуля «Педагогический маяк» участники были разделены на секции по направлениям: институт детства, институт дефектологического образования и реабилитации, институт психологии, а также институт педагогики.
Светлана Таранова, педагог ГБОУ СОШ № 571 Невского района, поделилась впечатлениями: «Большое спасибо за мероприятие, за погружение в студенческую жизнь, за возможность побывать на настоящих вузовских занятиях, которые ведут увлеченные своим делом педагоги, искренне заинтересованные в мотивированных студентах». Она также отметила четкую организацию процесса и работу студентов-волонтеров.
Программа «Герценовские среды» направлена на развитие критического мышления, творческого подхода и практических навыков у обучающихся, что важно для формирования нового поколения педагогов и психологов. Впереди участников ожидает множество интересных и полезных мероприятий, которые позволят раскрыть их потенциал и подготовят к успешной карьере в сфере образования. Координатор программы - управление межрегионального сотрудничества в сфере образования.
Текст: Педагогические вести; фото: Педагогические вести, управление межрегионального сотрудничества в сфере образования
ВНИМАНИЕ: мероприятия по программе могут быть заменены.
Запись на мероприятия: по предварительной заявке: название ОУ, дата посещения, список в формате Ворд, в алфавитном порядке, дети: имя, фамилия, сопровождающий: ФИО, должность, паспортные данные, телефон
ПРИЕМ ЗАЯВОК: ДО 25 ЯНВАРЯ 2024
Внимание ! ЗАЯВКА на 25 января - до 23.01.2024Контактное лицо: Никонова Ирина Борисовна
Начальник отдела межрегиональных проектов в педагогическом образовании
Управление межрегионального сотрудничества в сфере образования
тел. (812) 643-77-67 (доб. 27-70)
irinanikonova@herzen.spb.ru
Время
Мероприятие
Место проведения
25 января 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
09.30
Прибытие группы в РГПУ им. А. И. Герцена
Проходная Казанская ул. Д.3
9.30-10.15
Знакомство с РГПУ им. А. И. Герцена
РГПУ им. А.И. Герцена. Территория главного кампуса, корпуса №№4,5.
Начало экскурсии от КПП Казанская, 3.
10.20-11.00
Посещение Фундаментальной библиотеки императрицы Марии Федоровны
Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
11.15-12.30
«Я учитель — Я актер» (драматургия педагогической деятельности) Тренинг на внимание, владение аудиторией
Голубой зал, корпус № 4
12.45-13.45
Посещение педагогического кванториума
им. К. Д. Ушинского
РГПУ им. А.И.Герцена, корпус №1 (Кванториум)
14.00
Окончание программы
8 февраля 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
Интересные педагогические кейсы, работа в командах
Мариинский зал
Корпус № 5
Зал ок
15 февраля 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
14.50
15.00-16.30
Тренинг по психологии
Институт психологии, корпус № 11
14 марта 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
09.50
10.00-10.45
11.00-12.00
12.00-12.45
перерыв
Корпус № 1, студенческая столовая
Студенческий ланч 200 руб
21 марта 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
10.00-11.00
Посещение Узбекского центра- Навруз
Корпус № 6
11.00-12.30
Интенсив на каникулах (2 дня)
27-28 марта 2024
День 1, 27.03.2024- ЗАБРОНИРОВАНО
11.15-12.15
12.30
День 2, 28.03.2024
11.20-13.00
РГПУ им. А.И. Герцена, Точка Кипения, зал Коменский
13.00
11 апреля 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
РГПУ им. А. И. Герцена, корпус №1 (Кванториум)
25 апреля 2024 - ЗАБРОНИРОВАНО
13.00-14.00
В РГПУ им. А. И. Герцена продолжается реализация профориентационно-образовательного проекта для обучающихся классов психолого-педагогической направленности «Герценовская среда 2023–2024»
29 ноября завершился второй модуль осеннего семестра профориентационно-образовательного проекта для обучающихся классов психолого-педагогической направленности «Герценовская среда 2023–2024». В рамках первого инвариантного модуля школьники погрузились в герценовскую среду и познакомились с институтами педагогики, психологии, детства и институтом дефектологического образования и реабилитации. В рамках второго модуля 312 школьников выбирали из 6 направлений: естественно-научное, технологическое, гуманитарное, социальное, творческое, ЗОЖ.
Мероприятия естественно-научного направления прошли под девизом «Наука. Как создаётся будущее» с участием представителей факультетов биологии, химии, и географии. Ребята знакомились с образовательными программами, реализуемыми на факультетах, оснащением лабораторий и научными исследованиями преподавателей и студентов. Лекционные блоки чередовались с квестами и работой над проектами. Учебно-исследовательский квест «Соверши открытие!», проведённый на факультете биологии, стал настоящим открытием для ребят. Технологическое направление под девизом «Технологии, меняющие мир» позволило школьникам посетить технопарк, факультет математики, институт физики, институт информационных технологий и технологического образования и получить ответ на вопрос о том, что же такое технологическое образование и как используются современные технологии в образовании. Особенно впечатлило ребят занятие по практическому применению VR в обучении.
Гуманитарное направление представляли филологический факультет, институт иностранных языков, институт народов Севера и институт востоковедения. Мероприятия прошли под девизом «Язык как средство влияния». Школьникам рассказали о том, почему каждый интеллигентный человек должен быть хоть немного филологом, погрузили их в специфику иноязычного образования в 21 веке, познакомили с особенностями педагогической профессии. Ребята узнали о восточных языках, которые преподают в институте востоковедения. Для учащихся провели занятие «Язык северного орнамента», в ходе которого они познакомились с традициями ненецкого народа и поучаствовали в мастер-классе по созданию оберега с традиционным орнаментом. Одна из участниц, посетившая занятие филфака, поделилась: «Было невероятно интересно и даже захватывающе поразмышлять о том, почему так важны для всех филологические знания и в чём уникальность филологического образования».
Социальное направление под девизом «Человек среди людей» было представлено мероприятиями института истории и социальных наук, юридического факультета, института экономики и управления и института философии человека. Квест «Дорогу педагогу», интерактивные занятия «Ваше право» и «Зачем человеку история» заставили ребят потрудиться. Студенты и преподаватели кафедры связей с общественностью и рекламы института философии человека провели с учащимися интерактивное занятие по теме «Реклама и PR: вчера, сегодня, завтра».
Творческое направление под девизом «Дизайн среды и сознания» собрало школьников, интересующихся искусством. Представители института музыки, театра и хореографии познакомили обучающихся психолого-педагогических классов с азами профессии и провели занятие «Я учитель — Я актёр» (драматургия педагогической деятельности). Мастер-класс получил восторженные отзывы участников. «Мы и не представляли себе, насколько творческая профессия — учитель!» — сказали ребята.
Преподаватели института художественного образования рассказали о том, что такое визуальные искусства и принципы создания дизайна.
Направление ЗОЖ под девизом «Безопасность, спорт, здоровье» объединило самых спортивных. Юноши и девушки, выбравшие это направление, смогли успешно пройти с представителями института физической культуры и спорта квест «ЗОЖ и ФК». Студенты и преподаватели факультета безопасности жизнедеятельности также подготовили для ребят квест «Цепочка выживания». Участники смогли проверить и расширить свои знания по вопросам безопасного поведения в городской среде, автономного выживания, протестировать умение вязать узлы, разводить костры, оказывать первую помощь.
По окончании второго модуля перед ребятами встал непростой выбор: на какой факультет или в какой институт пойти для завершения программы в третьем модуле, который стартует 6 декабря. Здесь участники должны будут самостоятельно, под руководством студентов и преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, создать и защитить проект по выбранному направлению, что позволит им получить дополнительные баллы для поступления.
9 -13 декабря 2023 г. РГПУ им. А.И. Герцена принимал слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные педагогические технологии» - кураторов классов психолого- педагогической направленности из Республики Тыва.
Программа была организована в рамках соглашения о сотрудничестве от 25.03.2022 с Министерством образования Республики Тыва.
Заказчиком дополнительной профессиональной программы повышения квалификации выступило государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации».
Участники – директора, завучи, педагоги- психологи, классные руководители школ города
Кызыл и областных центров Республики Тыва.
Старт программе дал круглый стол «Лучшие практики реализации проекта психолого- педагогических классов на примере школ Санкт-Петербурга» с участием директоров школ Санкт- Петербурга. В Точке кипения царила теплая, дружеская атмосфера, что не снимало остроты обсуждаемых вопросов. Началом послужило яркое выступление Елены Спасской, начальника управления межрегионального сотрудничества в сфере образования, которая рассказала о совместных проектах с образовательными учреждениями по сопровождению психолого- педагогических классов. Своим опытом поделились Мария Вагу, преподаватель, куратор ПППК ГБОУ СОШ № 181 Центрального района, Владислав Миюсов, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 21 им. Э. Шаффе Василеостровского района, Екатерина Францужан, директор ГБОУ гимназии №528 Невского района и Маргарита Цепелева, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №571. Модератор круглого стола – Ирина Никонова, начальник отдела межрегиональных проектов в образовании управления межрегионального сотрудничества в сфере образования.
О системе работы ВУЗа по поддержке деятельности психолого- педагогических классов. Перед коллегами выступили: Елена Пискунова, заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики школы, Светлана Безгодова, директор института психологии, Александра Кошелева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, руководитель психологической службы, Галина Курагина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания и социальной работы, Ольга Литовченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики школы, Нина Сосунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики школы, и Сергей Христофоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории педагогики и образования.
В течение недели слушатели программы активно погружались в тематику работы психолого- педагогических классов, лекционные блоки чередовались с тренингами, мастер- классами, живым общением с коллегами. В институте художественного образования Ярослава Данилюк, заместитель директора по воспитательной работе, поделилась опытом работы с обучающимися ПППК. Сотрудники управления реализации воспитательных практик и молодёжных проектов Евгения Краленко, Александр Полуэктов и Елена Киселева провели тренинг по командоообразованию. «Тренинг очень понравился, - комментировали участники программы, - мы сможем использовать эти инструменты в работе».
Для знакомства с практическим опытом для слушателей было организовано посещение школ: в ГБОУ СОШ № 210 Центрального района коллег приветствовала Татьяна Титова, заместитель директора по УВР. Коллектив школы подготовил семинар «Психолого-педагогический класс: перспективы развития направления», при участии обучающихся 10-го психолого- педагогического класса.
«Учитель начинается в школе»- так называлось выездное занятие в ГБОУ СОШ № 47 с им. Д.С. Лихачева Петроградского района. О реализации концепции классов психолого-педагогической направленности рассказала Марина Обухова, директор. «Педагогический полдник» (или "А мы тут плюшками балуемся...") - встреча-беседа со школьниками, выпускниками школы - студентами, педагогами школы, работающими с классами психолого- педагогической направленности, позволила коллегам обсудить волнующие их вопросы.
Для разрядки после напряженных занятий слушателям была проведена экскурсия по кампусу Мойка, 48. Александр Крейцер, главный хранитель музея РГПУ им. А.И. Герцена рассказал гостям о богатой истории Университета, который в прошлом году отметил свое 225-летие. Посещение Технопарка неизменно вызывает большой интерес посетителей. Увлекательный рассказ Михаила Сперанского, директора Технопарка, не оставил равнодушными слушателей из Тывы. Также им удалось поучаствовать в увлекательном интерактивном занятии в Кванториуме им. К. Д. Ушинского.
Слушатели программы единодушно заявили, что все блоки программы позволили им глубоко погрузиться в тематику сопровождения ПППК, программа насыщенная, продуманная, высказали отдельное спасибо за практические советы петербургских коллег.
В завершение программы коллеги посетили Фундаментальную библиотеку императрицы Марии Федоровны. Как обычно, участники с энтузиазмом выслушали рассказ Снежаны Волосковой, заведующей отделом редкой книги и гуманитарно-просветительской работы. Особый интерес гости проявили к тематической подборке отдела редкой книги, посвященной прошлому древних земель, где располагается сейчас республика Тыва.
В прекрасном Зимнем саду библиотеки проректор по образовательной деятельности Виктория Снегурова вручила слушателям удостоверения о повышении квалификации и поздравила их с успешным завершением программы. «Мы всегда открыты для сотрудничества», - подчеркнула она. Научный руководитель программы Елена Пискунова также пожелала участникам успехов в профессиональной деятельности и пригласила их поддерживать контакт с научно-методическим центром сопровождения педагогических работников РГПУ им. А.И.Герцена. Куратор группы от Тувинского института развития образования и повышения квалификации Чайзат Монгул-оол от имени слушателей и заказчика программы тепло поблагодарила руководство и сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена.
Слушатели программы единодушно заявили, что все блоки программы позволили им глубоко погрузиться в тематику сопровождения ПППК, программа насыщенная, продуманная, высказали отдельное спасибо за практические советы петербургских коллег!
Лужникова Ирина Борисовна, учитель МБОУ Туранской СОШ №1, Республики Тыва :
«Для меня огромная честь побывать на самой замечательной исторической земле Санкт-Петербурга, где зарождалась педагогика, где трудятся такие замечательные, настоящие мастера своего дела. И хотя у меня 40летний педагогический стаж,я получила богатый багаж знаний о введении нужного предмета "Педагогика и психлология ".Всё доступно, познавательно, культурно, наглядно.
Особое спасибо за доставленные общения с учителями и учениками школ 210 и 47. Для нас, далекой глубинки, это особенно ценно. Мы обязательно будем внедрять новые педтехнологии, я многое пересмотрю и буду применять их в своей работе и делиться опытом, полученном на ваших занятиях. Большое спасибо за гостеприимство и культурные программы, от которых получила удовольствие и заряд бодрости.»
4 октября стартовала дополнительная образовательная программа «Герценовская среда» для петербургских школьников, планирующих в будущем стать педагогами. Цель программы — профориентация на основе погружения в научно-образовательную среду факультетов/институтов на основе выбора учащимися. Программа построена по модульному принципу, ученики дважды меняют трек, выбирая его по разным направлениям. ДОП реализуется в пределах одного семестра: 3 модуля по 16 часов каждый. К участию приглашены обучающиеся 10–11 классов. По окончании обучения на программе все школьники получат сертификат, а самые успешные — дополнительные баллы, которые будут учитываться при поступлении в РГПУ им. А. И. Герцена. После завершения обучения на программе старшеклассникам предоставляется возможность посещать выбранный ими факультет или институт для индивидуальной работы над проектом.
В течение октября четыре занятия первого модуля в институте педагогики проводит доцент кафедры педагогики школы Анна Кочетова, а также ее коллеги и студенты. В институте детства ребят ожидает доцент кафедры дошкольной педагогики, научный руководитель программы Ирина Кондракова вместе с командой педагогов и студентов. В институте психологии процессом руководит Наталья Сомова, доцент кафедры психологии развития и образования. Команду института дефектологического образования и реабилитации возглавила Наталия Белова, ассистент кафедры олигофренопедагогики. На каждой площадке отлично отработали волонтеры.
Общее количество записавшихся на программу — 400 человек. Участники были распределены по группам, и каждая группа по очереди посетит занятия на четырех площадках институтов. Школьники получили возможность не только прослушать лекции, принять участие в мастер-классах и квизах, но и пообщаться со студентами и преподавателями институтов. Учащиеся ГБОУ № 253 Приморского района Санкт-Петербурга им. капитана 1-го ранга П. И. Державина, посетившие площадку института психологии, поблагодарили педагогов и студентов за душевную атмосферу.
По результатам обратной связи 83,3% школьников, которые посетили институт дефектологического образования и реабилитации, отметили, что полученная на занятии информация была очень полезной; 62,5% особенно выделили мастер-классы, 27,1% — лекционную часть, 10,4% — рассказ председателя студсовета института о студенческой жизни. Кроме того, 43,8% старшеклассников написали, что хотели бы вернуться в институт дефектологического образования и реабилитации в рамках 3 модуля; 29,2 % — возможно хотели бы и 10,4% — пока не определились с ответом.
Мы надеемся, что участие в проекте «Герценовская среда» позволит старшеклассникам получить основы профессиональных знаний с тем, чтобы сделать правильный для себя выбор.
Координатор проекта — отдел межрегиональных проектов в педагогическом образовании управления межрегионального сотрудничества в сфере образования, возглавляемого Еленой Спасской.
Герценовский университет вновь открыл двери для петербургских школьников, мечтающих связать свое профессиональное будущее с педагогикой.
Торжественное мероприятие «Да здравствует учитель!», посвященное Году педагога и наставника, открыла научный руководитель работы с психолого-педагогическими классами, доцент института детства Ирина Кондракова. Она отметила: «Сегодня среда, а значит это наш традиционный день встречи на проекте ”Герценовские среды”. От имени команды проекта поздравляю вас с началом учебного года и стартом нашего проекта в новом учебном году».
Об изменениях и нововведениях проекта «Герценовские среды» обучающимся 11-х классов психолого-педагогической направленности рассказала директор центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами Татьяна Гдалина. «В этом году проект будет в большей степени заточен на то, чтобы вы могли получше узнать наш университет, поближе познакомиться с факультетами и институтами, погрузившись в герценовскую среду, — отметила Татьяна Геннадьевна. — Мы с вами вместе будем плотно работать для того, чтобы вы смогли сделать осознанный выбор — понять, куда вы хотите поступать. В РГПУ им. А. И. Герцена большое количество направлений, к нам можно поступить, хотя и непросто — проходной балл довольно высокий, но бюджетных мест много. И, конечно, очень важно поступить именно туда, где вы хотите дальше учиться. В этом смысле наш проект носит профориентационный, профессиональный характер».
Школьникам предстоит пройти три модуля. Первый — психолого-педагогический — обязательный для всех. Участники посетят занятия от института педагогики, института детства, института психологии, института дефектологического образования и реабилитации. Далее — модули по шести направлениям: естестественнонаучный, гуманитарный, технологический, социальный, творческий, ЗОЖ. В третьей части программы участникам будут предложены модули факультетов и институтов, всего свыше 20.
«Вы сами построите свой образовательный маршрут и сможете понять, чем живут студенты, выполнить научно-исследовательскую работу или проект и даже, может быть, заработать дополнительные баллы к ЕГЭ. Подробнее об этом будет известно 1 ноября 2023 года», — добавила Татьяна Гдалина.
В ходе встречи представители института детства, института психологии, института педагогики и института дефектологического образования и реабилитации рассказали ребятам о занятиях в рамках первого модуля, который начнется уже через неделю — 27 сентября.
Кроме добрых пожеланий со сцены прозвучал музыкальный подарок в исполнении магистранта института музыки, театра и хореографии Никиты Смирнова.
Старшеклассникам понравилось знакомство с Герценовским университетом. Ученица 11 класса школы № 456 Влада Кошелькова рассказала: «Я рассматриваю РГПУ им. А. И. Герцена как приоритетный вуз для себя, я собираюсь поступать сюда на филологический факультет. Мне понравилось, что я смогу поближе познакомиться со всеми факультетами и институтами вуза. Также меня очень привлекают творческие направления, они как раз будут у нас в третьем модуле. И хотя я не буду поступать на хореографию или театр, с удовольствием поучаствую в занятиях, которые предлагает институт музыки, театра и хореографии. С нетерпением жду начала занятий!»
Каждую среду на протяжении 2023-2024 учебного года ученики психолого-педагогических классов Санкт-Петербурга будут посещать университет. Ребята примут участие в профориентационных играх, викторинах, квестах и дискуссиях, ближе познакомятся с профессией учителя и получат основы профессиональных знаний, чтобы сделать правильный для себя выбор.
На открытии Герценовских сред присутствовало 25 школ из 14 районов Санкт-Петербурга, в том числе Вторая Санкт-Петербургская гимназия городского подчинения.
Школы, которые посетили открытие Герценовских сред 20.09.2023:
Адмиралтейский
ГБОУ СОШ № 307
Василеостровский
ГБОУ СОШ № 21 имени Э.П. Шаффе
ГБОУ СОШ № 27 имени И.А. Бунина
Городское подчинение
Вторая Санкт-Петербургская гимназия
Кировский
ГБОУ СОШ № 392
Колпинский
ГБОУ СОШ №456
Красносельский
ГБОУ СОШ № 219
ГБОУ СОШ № 546
ГБОУ СОШ № 547
ГБОУ СОШ №242
ГБОУ СОШ №276
ГБОУ СОШ № 383
ГБОУ ЦО № 167
Курортный
ГБОУ СОШ № 541
Московский
ГБОУ СОШ 684
ГБОУ СОШ № 376
ГБОУ СОШ № 543
Невский
ГБОУ СОШ № 691 «Невская школа»
Петроградский
ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачева
Приморский
ГБОУ СОШ № 253 имени капитана 1-го ранга П.И. Державина
ГБОУ СОШ № 601
ГБОУ СОШ № 46
Пушкинский
ГБОУ школа № 552
ГБОУ школа № 604
Центральный
ГБОУ СОШ № 181
Мероприятие было организовано сотрудниками центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами и управления межрегионального сотрудничества в сфере образования.
Текст и фото: «Педагогические вести»
13 сентября РГПУ им. А. И. Герцена посетили обучающиеся психолого-педагогического класса из 74-й гимназии Выборгского района Санкт-Петербурга в рамках программы тематического интенсива для обучающихся «Герценовская среда: Школа осознанного выбора».
Знакомство с Герценовским университетом началось с экскурсии по центральному кампусу, которую для ребят провела главный хранитель музея РГПУ им. А. И. Герцена Елизавета Гурьянова. Она рассказала об основных вехах истории вуза от Воспитательного дома до наших дней, опираясь на экспонаты экспозиции, расположенной на третьем этаже главного корпуса.
Заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы Снежана Волоскова провела для школьников экскурсию по фундаментальной библиотеке им. императрицы Марии Фёдоровны. Особенно впечатлил ребят отдел редкой книги, где им показали старинные детские книги и первое издание «Слова о полку Игореве».
В Точке кипения для школьников был организован игровой блок «От знакомства до сплочения». Сотрудники ресурсного центра «Точка кипения» Алёна Киселева и Инга Мартиросова провели тренинг на командообразование. «Каждый человек содержит в себе целый мир, каждый как вселенная», — поделились своими наблюдениями ребята. Ведущие согласились: «В команде могут быть разные реакции в зависимости от ситуации, но когда мы понимаем, что напротив нас сидит целый мир, по-другому начинаем коммуницировать».
Последним и одним из самых ярких пунктов программы стало посещение Кванториума. Руководитель Технопарка универсальных педагогических компетенций Михаил Сперанский и сотрудники Кванториума показали ребятам инновационную мини-ферму для выращивания микрозелени, 3D-камеру и робота, способного копировать рисунки и выжигать их лазером.
Интенсив для школьников был организован управлением межрегионального сотрудничества в сфере образования. По завершении мероприятия ведущий аналитик отдела межрегиональных проектов в педагогическом образовании Виктория Сергеева и ведущий специалист по связям с общественностью Марина Ворошилова поблагодарили школьников за проявленный интерес к педагогическому образованию и вручили им информационные буклеты РГПУ.
Текст и фото: Педагогические вести
26 апреля в Гербовом зале состоялось совещание руководителей образовательных организаций, входящих в Герценовский образовательный округ. Темой совещания стали итоги работы в подходящем к концу учебном году. Речь также зашла о планах дальнейшего сотрудничества. Совещание возглавил ректор Сергей Тарасов.
В президиум заседания вместе с ректором вошли проректор по образовательной деятельности и цифровой трансформации Виктория Снегурова, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Елена Спасская и сотрудник отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Евгения Вилутене.
Герценовский образовательный округ создан в 2018 году на базе РГПУ им. А. И. Герцена. Он представляет собой объединение образовательных организаций различных типов независимо от видов реализуемых ими программ, организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности.
В округ входит 51 образовательная организация. В том числе, 10 образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и 1 школа «Газпром Кыргызстан».
Одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является создание сети базовых образовательных организаций РГПУ им. А. И. Герцена из числа дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций.
В настоящее время заключено 118 трехсторонних соглашений. Продолжается процесс согласования и заключения соглашений о сотрудничестве, встречи с руководителями образовательных организаций.
Сергей Валентинович поприветствовал участников совещания и подчеркнул, что работа с образовательными организациями является для университета традиционной, однако современность требует поиска новых форматов. Именно таковым и стал проект Герценовского образовательного округа. По мнению руководителя университета, этот проект является важным для всей страны.
К собравшимся обратилась и Елена Спасская. Она сделала доклад об итогах работы Герценовского университета по направлению взаимодействия с участниками Герценовского образовательного округа. Елена Борисовна рассказала о флагманских проектах РГПУ им. А. И. Герцена. Среди них, «Команда школьных педагогов под ключ», «Герценовские среды», «Продлёнка с Герценовским университетом», тематические смены, слеты психолого-педагогических классов.
Затем прозвучали доклады руководителей организаций-партнеров. Они рассказали об опыте сотрудничества с РГПУ им. А. И Герцена. Все руководители отметили высокий уровень подготовки программ и проектов. Это подтверждает и профессиональное экспертное сообщество.
С ответными докладами выступили проректор Виктория Снегурова и директор технопарка Михаил Сперанский. Виктория Игоревна рассказала о возможностях поступления в РГПУ им. А. И. Герцена и образовательном потенциале вуза. Далее она передала слово Михаилу Сперанскому, который сделал доклад о деятельности технопарка и подготовке нового образовательного пространства — кванториума.
В завершении совещания ректор Сергей Тарасов поблагодарил руководителей образовательных организаций за их труд и вклад в общее дело.
24 марта 2023 г. в РГПУ им. А.И. Герцена состоялся тематический интенсив для обучающихся ГБОУ СОШ №571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга, выбирающих психолого-педагогический профиль «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ». Мероприятие прошло в рамках всероссийского плана мероприятий для профильных психолого-педагогических классов на 2022-2023 годы.
Ровно в 10.00 Елена Спасская, к. п. н., начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ имени А.И. Герцена начала занятие в Большом конференц –зале. Тема лекции- «Ценность и перспективы педагогической профессии». Выбранный лекционный формат в исполнении Елены Борисовны вовсе не был скучным: ребятам пришлось потрудиться, выполняя краткие творческие задания, например, описание одного из навыков, необходимых педагогу. Ребята писали об умении взаимодействовать с группой, освоении знаний по психологии, самообразовании, самоконтроле. Кульминацией занятия стало задание написать Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале XX века под влиянием японской поэзии. Была задана начальная строка: Учитель. Вот что написал Матвей Волков, ученик 10 А класса: «Учитель: оптимистичный, смешной! Наставляет, помогает, шутит.. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто научил! Наставник!». Не все ребята подписали свои работы, но прекрасных, добрых, умных мыслей было много. Учитель понимающий, справедливый, мудрый, авторитетный – такими школьники хотят видеть учителей.
Далее ребят ожидал мастер –класс от УРВД, который позволил им встряхнуться! Энергичный танец под руководством студенток 2 курса факультета географии Юлии Павловой и Элеоноры Башниной.
На этом сюрпризы не закончились! Узбекский культурный центр РГПУ им. А.И. Герцена гостеприимно распахнул свои двери для участников интенсива. Школьников приветствовал Станислав Епифанцев, и.о. директора узбекского культурного центра. Он рассказал ребятам о сотрудничестве с Республикой Узбекистан, а также о жизни иностранных студентов в Университете. Маргарита Цепелева, учитель английского языка, сопровождающая группу, поделилась, что даже для нее была новой информация о студентах из зарубежных стран в РГПУ!
В завершение дня Екатерина Фролова, сотрудник Технопарка универсальных педагогических компетенций, предложила старшеклассникам разделиться на команды, включить свое инженерно-креативное мышление и собрать макет моста Да Винчи! Задание вызвало небывалое оживление в группе, еще бы, поиграть в конструктор, придуманный студентами, удается не каждый день! Работа направлена не только на развитие креативности и пространственного восприятия, но и на командообразование.
Вот так, с пользой и удовольствием, прошел для участников интенсива день в РГПУ им. А.И. Герцена. Ждем вас снова, ребята!
22 марта 2023 года РГПУ им. А.И. Герцена снова принимал около 100 участников проекта «Герценовские среды» на набережной Мойки, 48.
Самые творческие подразделения Университета готовились удивить школьников.
Сотрудники Фундаментальной библиотеки провели для школьников экскурсию с арт-медиацией по выставке «Школа сквозь время»: ребята из ГБОУ СОШ 242 Красносельского района узнали о школе XIX – начала XXI века, а затем попробовали спрогнозировать, какой станет школа в будущем. Проект подготовлен под кураторством директора библиотеки Нателы Квелидзе-Кузнецовой сотрудниками отдела электронных публикаций и ресурсов Верой Емельяновой и Елизаветой Гриценок и заведующей отделом особо ценных изданий и продвижения чтения Снежаной Волосковой.
Флаги и яркие футболки ведущих-площадка Герценовского игрового клуба в фойе Колонного зала сразу привлекает внимание! Сегодня играла сборная группа: ребята из ГБОУ СОШ №691 «Невская школа» и ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района сыграли в настольную игру об Университете и познакомиться с профессией учителя с точки зрения студентов и объединений. Руководили площадкой Роман Чистяков, Георгий Кузьмин, студенты 2-го курса института информационных технологий и технологического образования. Ребята справились на отлично! Старшеклассники из ГБОУ СОШ №691 «Невская школа» поделились: «Мероприятие супер! Было просто здорово!»
Главный хранитель Музея РГПУ им. А.И. Герцена Елизавета Гурьянова провела для школьников ГБОУ школа №543 Московского района увлекательное путешествие в историю РГПУ им. А.И. Герцена. К счастью, погода позволила начать экскурсию на территории.
В управлении развитием воспитательной деятельности провели педагогические игры на командообразование. Ведущие- студент 4 курса института истории и социальных наук, региональный координатор Корпуса общественных наблюдателей ЕГЭ Даниил Башкирцев и студент 1 курса, руководитель волонтерского объединения факультета химии Всеволод Бычков при поддержке сотрудников УРВД. Обучающиеся ГБОУ школа № 552 Пушкинского района узнали все о командообразовании. Наталья Пиратова, классный руководитель 10 класса, комментировала: «Очень, очень интересно и позитивно! Даниил просто зажег! Большой молодец!»
Студенческий дворец культуры, встречал большую группу школьников из ГБОУ Второй Гимназии, ГБОУ СОШ № 276 Красносельского района и ГБОУ СОШ №543 Московского района. Мастер-класс «Основы актёрского мастерства для будущих педагогов» провел руководитель Студенческого продюсерского центра Студенческого дворца культуры РГПУ им. А. И. Герцена, солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Владимир Ярош, артист театра и кино. Ему потребовалось немало сил, чтобы расшевелить ребят!
Ася Кнутова, классный руководитель 8 Б класса ГБОУ СОШ №543 Московского района рассказала: «Было очень здорово! Ребята много узнали об актерском мастерстве, научились технике правильного дыхания и как завоевать внимание зрителя. Преподаватель преподносил материал интересно и после занятия некоторые из учащихся уже задумываются о поступлении на кафедру актерского мастерства!»
Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» принимала участников из ГБОУ СОШ № 253 Приморского района. Было предложено практическое занятие «Саунд-дизайн для школьников» - погружение в профессию саунд-дизайнера проводили занятие магистранты по направлению подготовки «Информационные системы и технологии, профиль «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» под руководством кандидата искусствоведения, доцента Светланы Мезенцевой, и заведующей УМЛ, аспиранта Ольги Ясинской.
Управление межрегионального сотрудничества в сфере образования, которым руководит Елена Спасская, координировало мероприятия Герценовской среды. Все участники отметили разнообразие и креативность площадок.
Ребята с нетерпением ждут следующих встреч!
15 марта проект «Герценовские среды» достиг рекордного числа участников: около 300 обучающихся принимали факультеты и институты, расположенные как на набережной Мойки, 48, так и на площадках РГПУ им. А.И. Герцена по всему городу.
Где же знакомиться с высокими технологиями, как не в технопарке? В этот раз наш технопарк открыл свои двери для учащихся из ГБОУ гимназии № 171 Центрального района. «Искусственный интеллект и нейронные сети стали определённым трендом развития технологий. Участники занятия, которое пройдёт в технопарке универсальных педагогических компетенций, познакомятся с основами работы нейронной сети, которая умеет определять различные цветы, узнают, как именно она работает и попробуют свои силы», - пообещал Михаил Сперанский, руководитель технопарка.
Технологический кластер был также представлен физическим квестом института физики под руководством Дмитрия Темнова, доцента кафедры общей и экспериментальной физики, и Сергея Гаврилова, заведующего учебными лабораториями кафедры общей и экспериментальной физики, заместителя директора института по воспитательной работе.
На факультете химии ребят из ГБОУ СОШ № 165 Приморского района и ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района ожидал поистине удивительный квест «Удивительная химия». Ребят разделили на команды по 5-6 человек и вручили маршрутные листы. Фокус игры- легенда о магическом шаре, который может перенести участников в любую эпоху и дать возможность встретиться с выдающимися химиками прошлого. Задача участников- собрать все предметы и возвратиться обратно в свое время. Придумала и провела этот квест Мария Немакина, студентка 4-го курса, с помощью своих однокурсников и наставников- доцента кафедры химического и экологического образования Марины Толетовой и доцент кафедры органической химии, замдекана факультета химии Тамары Новиковой.
Институт информационных технологий и технологического образования продемонстрировал широту своих направлений подготовки, предложив учащимся ГБОУ СОШ 307 Адмиралтейского района мастер-класс «Тиснение по фольге». Провела занятие магистрант 2 курса кафедры технологического образования, направление "Робототехника, предпринимательство и дизайн в технологическом образовании" Ольга Григорьева. «Ярко, красочно и креативно! Занятие прошло замечательно, ребятам очень понравилось. Спасибо Ольге Константиновне!»- комментировала Анастасия Тартаковская, педагог, сопровождавший группу.
На площадку по адресу проспект Стачек, 30, прибыли целых 3 группы обучающихся. На факультете безопасности жизнедеятельности гостили ребята из ГБОУ СОШ №364 Фрунзенского района. Старший преподаватель кафедры социальной безопасности Ольга Налимова вместе со студентами 3 курса Надеждой Ивановой и Ксенией Варфоломеевой, и студентами 2 курса Ксенией Головиной и Алиной Корниенко факультета безопасности жизнедеятельности предложили участникам квест-игру «Однажды в городе-мегаполисе...», направленную на обобщение знаний по безопасности в городе-мегаполисе и формирование умений принимать правильное решение в опасной ситуации.
Группа учащихся ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района и ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района направились в институт народов Севера, где их ждал квест «Северный лабиринт», викторина на знание регионов России, «мозговой штурм», театрализованная постановка на языках малочисленных северных народов. Ребята смогли прикоснуться к удивительному миру культуры и быта малых народов Севера под руководством под руководством Ивана Макарова, ассистента кафедры этнокультурологии, а также Нонтелю Турдагина и Гавриила Суздалова, студентов первого курса бакалавриата.
Институт Востоковедения под руководством заведующей кафедрой восточных языков и лингводидактики Анны Ден и старшего преподавателя кафедры языков и культур исламского мира Валентины Шошкиной сумел удивить ребят из ГБОУ Гимназии No295 Фрунзенского района калейдоскопом арабских чудес! Вот что рассказала Ирина Мартьянова, классный руководителЬ 10б класса гимназии №295: «Программа мастер-класса, предложенная кафедрой языков и культур ислама, нас очень впечатлила: знакомство с историей арабских стран, соревнование командами в ответах на вопросы викторины про арабский язык; музыка на традиционном арабском инструменте (уд) - ребята вряд ли услышали бы в обычной жизни! На мастер -классе по арабской каллиграфии ребята написали своё имя по-арабски, что очень их воодушевило. Спасибо и за сувениры - традиционные финики и памятные открытки с каллиграфическими арабскими узорами. Некоторые ребята уже заинтересовались поступлением в институт Востоковедения. Мы с нетерпением ждём следующей Герценовской среды, чтобы привести тех, кому сегодня не посчастливилось побывать на встрече с вашими студентами. Спасибо за такое мероприятие!»
Институт русского языка как иностранного принимал ГБОУ СОШ №78 Калининского района, это новый участник проекта «Герценовские среды». Мероприятие «Здравствуй, Навруз!» прошло в узбекском культурном центре. Тут и рассказ о празднике Весны в Узбекистане и его традициях, мастер - класс по узбекскому языку, игры, песни и национальные угощения. Студенты готовились под руководством куратора, доцента кафедры РКИ и методики его преподавания Александры Ивановой. Педагог - организатор Вероника Суркова поделилась впечатлениями: «Институт русского языка как иностранного очень дружелюбно принял нашу школу! Студенты 3 и 4 курса рассказали нам об узбекских традициях, провели экскурсию по узбекскому культурном центру. И, конечно, же гостеприимно угостили нас традиционной узбекской едой и напоили чаем. Спасибо огромное за приглашение! Ребятам очень понравилось!».
Институт физической культуры и спорта мероприятием в неожиданном формате: деловая игра для 2-х команд «Формирование искусства аргументированного спора». Дискуссия состояла из 3 –х этапов (тезисы, контртезисы, спор) по широкому спектру вопросов психолого-педагогической и социальной составляющей. Руководил процессом доцент кафедры ТиОФК Федор Костов при поддержке доцента кафедры Натальи Волковой и ассистента кафедры Олеси Рубан, а также студентов института.
«Этика коммуникаций в соц. сетях. Интеллигентность выбора»- такая актуальная тема была заявлена в дискуссии в институте философии человека. И. о. заведующего кафедрой связей с общественностью и рекламы Юлия Верминенко смогла расшевелить ребят из Бугровского ЦО №2.
В институте дефектологического образования и реабилитации для учащихся из ГБОУ СОШ № 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района кандидат педагогических наук, доцент Елена Войлокова провела воркшоп «PROфессионалы_PRO_игру», помогающий разобраться как в азах теории использования игры в дефектологической практике, так и на практике применить полученные знания.
Традиционно большим успехом пользуются мастер - классы в институте художественного образования. Девятиклассницы из ГБОУ СОШ № 210 Центрального района с восторгом знакомились с экспонатами выставки и участвовали в мастер-классе. Ярослава Данилюк, старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна, заместитель директора института по воспитательной работе провела мероприятие при поддержке преподавателей, кураторов и членов студенческих объединений института.
Институт экономики и управления предложил участникам из ГБОУ СОШ №456 Колпинского района квиз на тему «Педагогика в кино, литературе и искусстве»: обсуждение педагогических проблем, ситуаций, представленные в отечественных и зарубежных произведениях кино, литературы и искусства. Ирина Гущина и Екатерина Шамрай, преподаватели кафедры управления образованием и кадрового менеджмента разработали увлекательные задания. Учащиеся работали в группах и предлагали уникальные решения от каждой команды. В заключение – подведение итогов., по знаковым событиям.
Студенты и преподаватели Юридического факультета заставили старшеклассников потрудиться. Не так-то просто пройти квест «Стражи порядка», где участники в игровой форме продемонстрировали все, что им известно в правовой области, побывали в разных игровых ролях и ситуациях. Куратор – Дарья Стукалова, старший преподаватель кафедры гражданского права, заместитель декана по воспитательной работе В ролевом квесте также в качестве актеров и ведущих задействованы студенты факультета Александр Аширов, Станислав Филатов, Екатерина Барышева, Екатерина Кульпина, Пётр Мамонов и Даниил Чуриков.
В заключение встречи в Колонном зале РГПУ им. А.И. Герцена кафедра хореографического искусства РГПУ им. А.И. Герцена представила «Сон Алисы», пластический коллаж по мотивам повести Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Либретто, хореография и постановка 1 курса магистратуры кафедры хореографического искусства РГПУ им. А.И. Герцена на музыку современных композиторов. Исполняют студенты кафедры хореографического искусства.
По всем площадкам получены положительные отзывы, педагоги - кураторы отметили четкую организацию на площадках.
Как всегда, мероприятия Герценовской среды курирует управление межрегионального сотрудничества в сфере образования под руководством Елены Спасской. И. о. начальника отдела совместных проектов Ирина Никонова справилась с задачей.
На базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 9 февраля прошел научно-практический семинар «Петербургские психолого-педагогические классы: опыт и перспективы реализации федеральных требований».
В семинаре приняли участие представители Комитета по образованию, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, издательства «Просвещение», РГПУ им. А. И. Герцена, педагогических колледжей и образовательных учреждений, где есть классы психолого-педагогической направленности.
В Петербурге 33 школы с 40 психолого-педагогическими классами, планируется увеличить это число до 58 школ и 104 классов и создать единую региональную систему. Для дальнейшего развития в городе создано несколько точек роста, которые объединяют школы с психолого-педагогическими классами, ведущая из которых — РГПУ имени А. И. Герцена. Две другие площадки — это школа № 47 имени Д. С. Лихачева Петроградского района, вокруг которой формируется сетевое сообщество психолого-педагогических классов, и Педагогический колледж № 1 имени Н. А. Некрасова, в котором создан региональный ресурсный центр по работе с педагогами и учащимися психолого-педагогических классов. Представители этих учреждений поделились опытом в рамках темы семинара.
О деятельности Герценовского университета по развитию региональной системы профильных классов психолого-педагогической направленности рассказала Елена Спасская, начальник Управления по межрегиональному взаимодействию в сфере образования. В своем выступлении Елена Борисовна обозначила возможности университета по сопровождению работы психолого-педагогических классов и перспективы развития сотрудничества со школами города по поддержке педагогически одаренной молодежи.
Сегодня наш университет считается одним из передовых по организации работы по сопровождению развития сети профильных ППК. В 2021−2022 учебном году под руководством ректора Сергея Тарасова РГПУ им. А. И. Герцена начал работу с профильными классами и реализовал ряд мероприятий, в которых принимали участие как руководители образовательных организаций и педагоги, так и обучающиеся. В программу работы вошли совместные совещания с руководством университета и представителями органов исполнительной власти; круглый стол по вопросам поддержки функционирования классов психолого-педагогической направленности; проект «Герценовская среда», курирование групповых и индивидуальных проектов обучающихся; проведение профориентационной диагностики; тематические смены; проектная школа «Транспорт и логистика»; педагогическая мастерская «От Москвы до Петербурга»; «День из жизни студента–герценовца»; мероприятия в рамках Всероссийской акции «Университеты детям»; «Ночь в университете».
В 2022 г. реализация этих проектов продолжилась и были реализованы новые идеи: вебинары в рамках проекта «Продленка с Герценовским университетом», семинары в рамках сетевого взаимодействия руководителей образовательных учреждений и вуза, курсы повышения квалификации по вопросам преподавания специальных предметов, выездные семинары по актуальным вопросам преподавания и взаимодействия с обучающимися и др.
По информации Управления по межрегиональному взаимодействию в сфере образования РГПУ им. А. И. Герцена и СПб АППО
23 декабря в Павловском зале РГПУ им. А. И. Герцена состоялся общероссийский вебинар «Профильные психолого-педагогические классы: личность, карьера, успех». На нём выступили представители вуза, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования, ГБОУ СОШ № 47 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д. С. Лихачева Петроградского района. Слушателями выступили образовательные организации, где действуют психолого-педагогические классы. Напомним, что Герценовский университет осуществляет методическую поддержку в этом направлении в таких регионах, как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Чукотский автономный округ.
От имени ректора университета Сергея Тарасова участников вебинара поприветствовала начальник Управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Елена Спасская: «Это совещание сегодня проводим мы, представители Герценовского университета. Мы рады, что коллеги откликнулись на предложение о проведении вебинара. История развития классов психолого-педагогической направленности — это тема, связанная со взаимодействием с региональными образовательными системами. К нам подключились сегодня образовательные организации, которые являются флагманами в вопросе развития профильных классов данной направленности. Я приветствую всех участников и поздравляю с наступающим новым годом!». Елена Борисовна поделилась опытом РГПУ им. А. И. Герцена по сопровождению развития сети профильных классов психолого-педагогической направленности, подчеркнув преемственность такой формы педагогической профориентации для Герценовского университета еще со времен Воспитательного дома, а также подробно описала современные формы работы со школьниками.
Затем прозвучали выступления участников совещания. Елена Балакина, начальник отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Санкт-Петербурга, осветила вопрос развития сети профильных классов психолого-педагогической направленности в Санкт-Петербурге.
Ирина Кондракова, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А. И. Герцена, руководитель аппарата Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки», затронула проблему научно-методического сопровождения развития сети профильных психолого-педагогических классов. Директор Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами РГПУ им. А. И. Герцена. Татьяна Гдалина рассказала о возможностях участия в межвузовской олимпиаде школьников «Первый успех» и преференциях для победителей при поступлении в педвуз.
О взаимодействии СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования и РГПУ им. А. И. Герцена в вопросах подготовки и повышения квалификации педагогов профильных психолого-педагогических классов шла речь в выступлении исполняющего обязанности ректора СПбАППО Андрея Богданцева.
Директор ГБОУ СОШ № 47 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д. С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга Марина Обухова рассказала о развитии инициированного её школой сетевого сообщества образовательных организаций, на базе которых действуют профильные классы психолого-педагогической направленности, под названием «Учитель начинается в школе» и пригласила коллег присоединиться.
В ходе встречи поднимались вопросы востребованности педагогов на рынке труда в целом и по конкретным предметным областям, рассматривались пути реализации Концепции подготовки педагогических кадров, пункты дорожной карты по взаимодействию всех структур в ходе работы по развитию психолого-педагогических классов, эффекты педагогической профилизации образовательного процесса, проблемы его содержания. Была подчеркнула динамика: если в 2021-22 учебном году таких классов В Санкт-Петербурге было 8, в текущем — 40, то в будущем 2023-24 учебном году планируется уже 104. Участники вебинара подвели итоги уходящего года и наметили векторы дальнейшего сотрудничества в работе по развитию психолого-педагогических классов.
14-15 декабря прошёл Слёт классов психолого-педагогической направленности при участии регионов Российской Федерации «Педагогическая спартакиада» под девизом «Созидание. Справедливость. Служение!»
Второй день слёта прошёл 15 декабря на базе ГБОУ средней школы № 376 Московского района Санкт‑Петербурга.
В школу приехали ребята из 26 школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые приняли участие в необычной спартакиаде. Необычна она тем, что выявляет самых быстрых и ловких в демонстрации своих предпрофессиональных педагогических навыков (soft skills).
Участники прошли 12 испытаний в 4 секторах в командах сменного состава: ЗОЖ сектор личностный сектор, коммуникативный сектор, сектор «Кейскурсия».
В честном соревновании они смогли прокачать свои предпрофессиональные педагогические навыки в четырёх группах компетенций: коммуникативных, метапредметных, личностных и ЗОЖ (здоровьесбережения и здоровьесозидания).
Команды школ-победителей награждал руководитель проекта «Флагманы образования», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей», Борис Соловьев.
Дистанционно, на базе своих образовательных организаций, проходили испытания и 802 участника из Ямало-Ненецкого автономного округа, Ленинградской области, Московской области, Кабардино-Балкарской республики, Архангельской области, Калининградской области и Челябинской области.
Проект «Герценовские среды» 16 ноября расширил свои границы: около 200 участников принимали факультеты и институты, расположенные как на набережной Мойки, 48, так и на площадках РГПУ им. А. И. Герцена по всему городу.
Преподаватели и студенты факультета безопасности жизнедеятельности предложили участникам квест «Безопасное путешествие», целью которого является обобщение знаний по безопасности в городе-мегаполисе и формирование умений предвидеть, выявлять и предотвращать опасности.
Профессор кафедры логопедии института дефектологического образования и реабилитации Светлана Кондратьева провела тренинг по раскрытию понятий «креативность», «критерии креативности», «жесткие и гибкие навыки» через игры и упражнения, направленные на развитие креативности мышления.
«Добро пожаловать в Азию!» — так назывался мастер-класс и мини-урок вьетнамского и китайского языков в институте русского языка как иностранного, проведенный вьетнамскими и китайскими студентами под руководством доцента кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Юлии Карпеченковой.
Представители института физической культуры и спорта провели для двух команд викторину из трех этапов по основным знаниям в области физической культуре и спорта, которую вместе со студентами подготовила доцент кафедры теории и организации физической культуры Наталья Волкова.
Светлана Савельева, старший преподаватель кафедры философии института философии человека, провела для школьников психолого-педагогический тренинг «Я и мои цели: образ будущего», в ходе которого участники познакомились с собой, учились ставить цели и выбирать род занятий.
Наталья Генкина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 337 Невского района Санкт-Петербурга имени Героя РФ Д. В. Долонского, сопровождавшая группу учащихся 9-10 класса комментировала: «Спасибо координаторам и всему вашему коллективу за проведение интересного, увлекательного, полезного мероприятия! Особенно понравилась замечательная атмосфера на тренинге у Светланы Сергеевны! Ребята раскрылись с совсем другой стороны, заговорили даже те, кто обычно отмалчивается. Спасибо!»
Масштабная встреча под названием «Выпускники Герценовского филфака: профессия и судьба» в рамках Герценовской среды прошла на филологическом факультете. На встречу со школьниками была приглашена Наталья Алексеева, выпускница филфака, преподаватель Центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект», Центра ДПО «Альфа-Диалог», а также поэт, писатель, переводчик поэзии с разных языков, психолог, арт-терапевт.
Куратор проекта, профессор кафедры образовательных технологий в филологии Елена Ядровская поделилась планами по дальнейшему развитию цикла встреч для учащихся классов психолого-педагогической направленности с интересными людьми, выпускниками филфака Герценовского университета, чья жизнь и судьба связаны с филологией и преподаванием (учительством).
В университетском кампусе на набережной Мойки, 48 тоже активно шли мероприятия!
Студентки 2 курса института востоковедения Ксения Кузьменко и Дарья Гусаченко провели мастер-класс по заворачиванию в ткань и бумагу «Искусство упаковки в Японии». Как известно, японцы-мастера в искусстве упаковки подарков. На встрече девушки рассказали и показали интересные варианты упаковки подарков и просто вещей в ткань и бумагу. Екатерина Шувалова, старший преподаватель кафедры восточных языков помогала студенткам в подготовке.
«Территория искусства» института художественного образования — это увлекательный квест, в котором школьники не просто прошли по территории института художественного образования, но и включились в путешествие по миру визуальных искусств. Живопись и рисунок, декоративное искусство, дизайн, художественная критики и публицистика — все это представили на станциях преподаватели института и члены студенческих объединений. Руководила процессом Ярослава Данилюк, старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна, заместитель директора института по воспитательной работе. Группа учащихся МОБУ Бугровская СОШ № 2 с увлечением познакомились с видами визуального искусства, особенно заинтересовало декоративно-прикладное искусство, в частности, керамика.
Институт информационных технологий и технологического образования увлек школьников темой занятия: «О чём говорить с чат-ботом?» Полученные знания помогут учащимся старших классов разобраться в основных понятиях темы, познакомиться с известными платформами для создания чат-ботов, узнать о дизайне личности, способах обучения и сферах применения технологии чат-ботов. В интерактивном мастер-классе выступили Елизавета Ковалева, ассистент кафедры цифрового образования, и Марьяна Евдокимова, магистрант кафедры цифрового образования.
Студенты и преподаватели юридического факультета вызвали старшеклассников на серьезный разговор. Дебаты «Смертная казнь: за или против?» прошли очень активно в виде командной интеллектуальной игры. Участники узнали о том, что такое прения, а также попробовали себя в роли дебатёров, отстаивая одну из двух позиций: «за» или «против». Два секретных вопроса для прений, четыре команды, но только одна из них смогла победить. Кто же откажется от возможности поспорить друг с другом, да ещё и получить за это сладкие и памятные презенты?
Как всегда, мероприятия Герценовской среды проводились под кураторством управления межрегионального сотрудничества в сфере образования. Начальник отдела совместных проектов Влада Осипова и ведущий аналитик Ирина Никонова отлично справились с задачей.
По всем площадкам получены положительные отзывы, ребята с нетерпением ждут следующих встреч!
В мероприятии приняли участие школы районов Санкт- Петербурга:
МОБУ Бугровская СОШ № 2
ГБОУ СОШ № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И. А. Бунина
ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия, 10 класс
ГБОУ гимназия № 114 Выборгского района, 9 класс
ГБОУ СОШ № 242 с углубленным изучением физики и математики Красносельского района
ГБОУ СОШ № 543 Московского района
ГБОУ СОШ № 337 Невского района Санкт-Петербурга имени Героя РФ Д. В. Долонского, 8-10 классы
ГБОУ школа № 609 Пушкинского района
Информация предоставлена управлением межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ им. А. И. Герцена
16 ноября в Институте РКИ прошла площадка проекта «Герценовская среда», которую организовали китайские студенты 3 и 4 курсов: Хэ Юньсинь, Сюй Жуй, Чэнь Цзэнянь, Ню Гуаньюй, Дин Юаньчунь, Чжан Фань, Синь Яжу, Чэнь Бэйнин, Дун Сыци, Ян Вэньюй, Ли Ичэнь. Ребята подготовили презентацию об истории Китайской Республики, её достопримечательностях, рассказали школьникам о праздниках и культурных традициях своей страны. На мастер-классах ученики 543 школы с увлечением вырезали китайские свадебные и новогодние узоры, попробовали свои силы в традиционной каллиграфии, а также спели песню и составили диалоги на китайском языке! Курировали мероприятие замдиректора по воспитательной работе Института РКИ Ю.Г. Карпеченкова и председатель совета кураторов Института РКИ Т.С. Вологова. Восьмиклассники (координатор О.И. Кобец) Березина Варвара, Дубровко Михаил, Ковалёва Полина, Колесникова Елизавета, Косолапова Екатерина, Мирзоева Солмаз, Новаш Дарья, Царинная Алёна делятся впечатлениями: «Каллиграфия хоть и сложно, но очень интересно, познавательный и увлекательный урок!», «Спасибо за прекрасное время! Было интересно узнать китайский!», «Все такие классные! Спасибо большое!».
Студентам тоже понравилось проводить мероприятие, знакомить со своей культурой и общаться с русскими школьниками. Это интересный и полезный опыт. Благодарим организаторов и участников! Ждём следующий месяц и новую площадку! Добро пожаловать в Институт РКИ!
9 ноября для участников было развернуто несколько площадок, работу которых курировали сотрудники управления межрегионального сотрудничества в сфере образования. Факультеты биологии, географии, химии, математики и другие подразделения подготовили интерактивное общение, практикумы, игры в формате викторин.
Географический Брэйн-Ринг — квиз доцента кафедры геологии и геоэкологии Павла Егорова вызвал большой интерес учащихся. В Павловском зале старший преподаватель кафедры политологии института истории и социальных наук Евгений Пашковский и студенты 4-го курса провели дебаты «Дебатируем вместе!», в ходе которых предполагалось ознакомить учащихся школ с основными современными форматами дебатов (ценностными, причинно-следственными и политическими).
Свою программу предложил гостям институт музыки, театра и хореографии. Ребята участвовали в работе театрально-игровой мастерской «Возьмемся за руки, друзья…», нацеленной на развитие коммуникативных качеств личности, умений работать в команде, разрешать конфликты. Результат — освоение театрально-игровых упражнений, направленных на развитие «мягких» навыков. Студенты-бакалавры 4 курса ИМТиХ Кристина Семенова и Даниил Воронин отлично справились с этой задачей.
Герценовский университет вновь открыл двери для петербургских школьников, мечтающих связать своё профессиональное будущее с педагогикой. В День учителя состоялось торжественное открытие проекта «Герценовская среда».
Каждую среду на протяжении 2022-2023 учебного года ученики психолого-педагогических классов Санкт-Петербурга будут посещать университет. Ребята примут участие в профориентационных играх, викторинах, квестах и дискуссиях, ближе познакомятся с профессией учителя и получат основы профессиональных знаний.
Провела торжественную церемонию начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ Елена Спасская. Приветствуя ребят, она сказала: «Замечательно, что все вы собрались в этом зале. Сегодня вы будете приняты в большую герценовскую педагогическую семью. Пользуясь случаем, я бы также хотела поздравить всех с Днём учителя. Это замечательная профессия, которая коснулась судьбы каждого из нас. Ведь все мы когда-то были учениками».
Слова приветствия произнесла и проректор по образовательной деятельности и цифровой трансформации Виктория Снегурова: «Мне всегда радостно видеть в этом зале столько молодых, счастливых, умных и жаждущих познания лиц. Сегодня наш университет в очередной раз распахивает двери для нового поколения творческих, успешных педагогов, которые передадут новые знания своим ученикам. Я надеюсь, что этот год подарит каждому из вас новые открытия, новые знания и новых друзей, а многие из вас потом станут нашими студентами».
Научный руководитель работы с психолого-педагогическими классами, доцент института детства Ирина Кондракова отметила: «Поступив в классы психолого-педагогической направленности, вы сделали свой первый профессиональный выбор. Очень символично, что мы встречаемся с вами именно здесь, в стенах старейшего педагогического университета страны, где в России зародилась профессия учителя. Это уникальная профессия, потому что она вне времени и вне моды — она актуальна всегда».
Успехов школьникам пожелала и заместитель директора Центра по работе с талантливой молодёжью и абитуриентами Екатерина Дубова.
Кроме добрых пожеланий, со сцены прозвучали музыкальные номера в исполнении артистов вокальной студии «Либерканто» под руководством художественного руководителя Александра Топурия и магистранта института музыки, театра и хореографии Никиты Смирнова.
После церемонии школьники приняли участие в квесте, который провели для них студенты-волонтеры. Ребята разделились на команды и успешно справились с заданиями, пройдя шесть станций. В завершение будущие педагоги получили символический «билет в профессию».
Старшеклассникам понравилось знакомство с Герценовским университетом. Ученица школы № 181 Арина Гумерова рассказала: «Хотя пока я не определилась с выбором профессии наверняка, но могу сказать, что профессия учителя меня интересует. Сегодня я впервые побывала в Герценовском университете, и мне показалось, что здесь очень комфортно и красиво».
13 сентября 2022 г. представители РГПУ приняли участие в мероприятии «Посвящение в науку ППКласса и обучающихся гуманитарного профиля» ГБОУ школы 219.
Елена Борисовна Спасская, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования, поздравила ребят с началом учебного года, рассказала о преимуществах педагогической профессии, о роли РГПУ в подготовке педагогических кадров.
Ученикам психолого-педагогического класса рассказали о совместных проектах школы и Университета, о тех мероприятиях, в которых они будут принимать участие в течение учебного года.
Во второй части мероприятия обучающиеся приняли участие в квесте получили научные билеты.
1 сентября 2022 г. представители РГПУ приняли участие в торжественной линейке, посвященной Дню знаний, в ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района.
Ученики и родители, учителя и приглашенные гости переступили порог школы и отправились в путешествие на Корабле мечты к далёким берегам страны знаний.
Влада Дмитриевна Осипова, начальник отдела межрегиональных проектов педагогического образования управления межрегионального сотрудничества в сфере образования, пожелала ученикам школы прекрасного учебного года, поздравила школу с открытием класса психолого-педагогической направленности и отметила значимость открытия такого класса для Санкт-Петербурга.
Анна Геннадьевна Малая, директор школы 547, дала сигнал «старт» большому путешествию.
Школьники из психолого-педагогических классов встретились в Герценовской Точке кипения для защиты групповых социальных проектов
В РГПУ имени А.И. Герцена обсудили поддержку психолого-педагогических классов
«Учитель начинается в школе»: в рамках форума обсудили концепцию создания классов психолого-педагогической направленности
Педагогическая мастерская «От Москвы до Петербурга» открылась в Точке кипения РГПУ им. А. И. Герцена
В РГПУ им. А. И. Герцена прошла традиционная Герценовская среда (Цикл «Герценовские среды») для учащихся психолого-педагогических классов
Традиционная Герценовская среда