Институт художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена является одним из лидеров художественно-педагогического образования. Сегодня институт сохраняет традиции отечественного академического образования и развивает инновационные технологии. В основе подготовки современного специалиста, проходящего обучение по образовательным программам института, – фундаментальная подготовка по классическому рисунку и живописи, овладение арсеналом актуальных педагогических технологий, развитие навыков в области дизайна и компьютерной графики.
Материально-техническая база института (творческие мастерские, лекционные и учебные аудитории, компьютерные классы) позволяет в полной мере реализовать комплекс задач, стоящих перед художественно-педагогическим образованием. Расположенный в самом центре Петербурга, в шаговой доступности от крупнейших художественных музеев России – Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, институт активно включает в образовательные программы работу на экспозициях и выставках.
В состав института входят четыре кафедры – кафедра живописи, кафедра графики и скульптуры, кафедры декоративного искусства и дизайна, искусствоведения и педагогики искусства. Совместная проектная деятельность кафедр позволяет эффективно обеспечивать содержательное наполнение реализуемых программ. Коллектив преподавателей института – это известные художники Петербурга, ученые, разрабатывающие комплекс проблем современного искусствознания и педагогики искусства.
Институт художественного образования осуществляет подготовку бакалавров и магистров педагогического образования. На каждой из кафедр реализуются программы подготовки в аспирантуре (по направлениям «Искусствоведение» и «Образование и педагогические науки»).
Институт художественного образования активно работает с иностранными обучающимися. Интерес к российской академической школе живописи и научным традициям российского искусствознания определяют значительное количество магистрантов и аспирантов из Китайской Народной Республики, которые обучаются в институте.
Бакиева Диана Айратовна
кандидат педагогических наук, заведующий сектором детских программ Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург).
Образование:
1. Направление «Художественное образование», РГПУ им. А. И. Герцена (бакалавриат, 2014 г.);
2. Направление «Педагогическое образование», РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2016 г.);
Достижения:
Куратор и эксперт фестиваля «Детские дни».
Постоянный эксперт петербургских детских конкурсов: городские и районные конкурсы детского творчества под эгидой ГБУ ДЮТЦ «Васильевский остров» (председатель жюри), городского конкурса исследовательских работ «Мир в зеркале культуры» под эгидой СПбАППО (постоянный член жюри).
Победитель грантовых крупных конкурсов «Профессиональное развитие» и «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Автор многочисленных детских просветительских изданий.
Избранные труды:
· Бакиева, Д. А. педагогические возможности социокультурного партнерства школы и музея / Д. А. Бакиева // XIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: потери и приобретения минувшего, образ будущего : материалы XIII Сильвестровских педагогических чтений, Тара, 08 апреля 2024 года. – Омск: Амфора, 2024. – С. 32-36. – EDN SGQMMN.
· Бакиева, Д. А. Изучение комплекса религиозных представлений как фактор социализации подростков / Д. А. Бакиева // XII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: глобальные вызовы современности и духовный выбор человека : Материалы Всероссийской научной конференции, Тара, 30 марта 2023 года. – Омск: Амфора, 2023. – С. 30-34. – EDN TMZGRE.
· Бакиева, Д. А. Советская вещественность в экспозиционном пространстве Санкт-Петербурга: структура диалоговых практик / Д. А. Бакиева // Музей. Памятник. Наследие. – 2023. – № 1(13). – С. 14-21. – EDN KJHFLY.
· Бакиева, Д. А. Инновационные механизмы организации совместной работы институтов формального и неформального образования / Д. А. Бакиева // Аксиологические проблемы педагогики. – 2022. – № 13. – С. 5-11. – EDN JWDYNR.
· Бакиева, Д. А. Взаимодействие школы и музея как средство социализации подростков / Д. А. Бакиева // Ямальский вестник. – 2022. – № 4(28). – С. 41-47. – EDN XBVDTM.
Степанова Дарья Геннадьевна
ассистент кафедры декоративного искусства и дизайна, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена.
1. Педагогическое образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (бакалавриат, 2020 г.);
2. Педагогическое образование в области искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2022 г.);
3. Искусствоведение, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (аспирантура, н. в.).
Член Союза художников Российской Федерации (секция «Декоративно-прикладное искусство»). Участник всероссийских и международных выставок. Лауреат 4 премий Правительства Санкт-Петербурга в области научной и педагогической деятельности. Автор более 25 публикаций по проблемам отечественного декоративного искусства.
1. Степанова, Д. Г. От декоративного к промышленному искусству: к вопросу о формировании системы советской художественной промышленности1 / Д. Г. Степанова // Сфера культуры. – 2025. – № 2(20). – С. 100-110. – DOI 10.48164/2713-301X_2025_20_100. – EDN PZBKSQ.
2. Степанова, Д. Г. Гобелен и проблема определения «ленинградского стиля» / Д. Г. Степанова // Коды. Истории в текстиле : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 11 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, 2024. – С. 212-220. – EDN LDJGET.
3. Степанова, Д. Г. Ленинградское декоративное искусство второй половины ХХ В. И проблема развития локального стиля: терминологический аспект / Д. Г. Степанова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2024. – № 4. – С. 86-93. – DOI 10.46418/2079-8202_2024_4_12. – EDN WJWDHN.
4. Степанова, Д. Г. Художественный язык ленинградского-петербургского гобелена как основа промышленного текстиля / Д. Г. Степанова // Журнал интегративных исследований культуры. – 2024. – Т. 6, № 2. – С. 105-116. – DOI 10.33910/2687-1262-2024-6-2-105-116. – EDN UVDXPZ.
Тютюнник Оксана Алексеевна
старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена
1. Педагогическое образование в области искусства, Институт художественного образования, РГПУ им. А. И. Герцена (магистратура, 2021 г.)
Внешний совместитель в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и Международного Союза Педагогов-художников.
Является практикующим выставочным дизайнером, реализующим проекты на крупнейших международных промышленных выставочных площадках России. В портфолио Оксаны Алексеевны Тютюнник выставочные проекты для компаний «Газпром», «Политех», «МФТИ (Московский физико-технический институт)», «Феско», правительства Санкт-Петербурга и проч.
Студенты и выпускники являются лауреатами международных профессиональных конкурсов.
Степанова Дарья
Визуальные искусства и художественное образование (магистратура). Выпуск 2025 г.
Для меня программа «Визуальные искусства и художественное образование» была интересна своим практико-ориентированным подходом, она позволяет студентам развиваться как художникам, педагогам и исследователям. Хочется выделить преимущества: гибкий учебный план; индивидуальный подход; сильный преподавательский состав, который помогает раскрыть творческий потенциал.
Юлия Баушева
Институт художественного образования — это место, где любовь к искусству превращается в жизненный ориентир и философию. Педагоги здесь вкладывают в своё дело не только знания, но и душу, становясь для студентов не просто учителями, а настоящими наставниками и вдохновителями.
ИХО — это пространство, где ты находишь близких по духу людей, творческий энтузиазм и смелые проекты, в реализации которых всегда чувствуешь поддержку. Благодарю Институт художественного образования за бесценный опыт и знания, которые помогают мне расти и развиваться в профессиональной сфере!
Александрова Александра
В институте художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена состоялось третье заседание ежемесячного научного семинара «Ученые-искусствоведы Герценовского университета: методология, тексты, персоналии». Семинар является одной из составляющих проекта «Формирование методологических основ научного искусствознания в Герценовском университете (1920‒1960-е гг.): антропология знания» (ВГ-53), получившего поддержку в конкурсе научных исследований для решения актуальных задач деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в рамках реализации Программы развития на период до 2030 года.
Третье заседание продолжило тематику второго и было посвящено новым аспектам в изучении биографии и научного наследия крупнейшего отечественного теоретика искусства и культуры Иеремии Исаевича Иоффе (1891–1947). В ходе заседания были заслушаны два выступления.
Руководитель семинара Виталий Ананьев (доктор культурологии, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства института художественного образования) в докладе «И.И. Иоффе и Государственный Эрмитаж» познакомил собравшихся с основными фактами из истории сотрудничества видного отечественного искусствоведа с крупнейшим музеем страны. Он отметил связь, существовавшую в начале 1930-х гг., между Эрмитажем и Государственной академией искусствознания, где тогда работал И. И. Иоффе, выделил роль, которую сыграл в развитии этой связи авторитетнейший советский музыковед С. Л. Гинзбург (1901–1978), и коротко остановился на деятельности и экспериментах действовавшего в структуре Эрмитажа в этот период сектора музыкальной культуры и техники.
Научный волонтер проекта Майя Нигаматова (студентка первого года обучения магистерской программы «Визуальные искусства и художественное образование») в докладе «Экспонирование искусства в концепции И. И. Иоффе» проанализировала роль и место музейной презентации произведений искусства в рамках общей теории синтетической истории искусства И. И. Иоффе. Она отметила актуальность многих его предложений, сравнила разработанную при его участии экспозицию французского искусства Эрмитажа XVI–XVIII вв. с современной и выявила методологические основания экспозиционно-выставочных построений И. И. Иоффе.
Кроме самих членов рабочей группы, участниками семинара стали обучающиеся нескольких основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена.